Специфика транзитных перевозок через Беларусь: тягач с номерами Евразийского экономического союза, полуприцеп – с номерами Европейского Союза

Baltarusija (5)

В каждой отдельной стране услуги, предоставляемые государственными учреждениями, имеют свои отличительные черты, которые могут быть обусловлены многими факторами – такими, как действующее законодательство или даже традиции. Соседняя с Литвой Беларусь является важным транзитным государством – специфику транспортного законодательства этой страны обязаны знать все международные перевозчики. В данной публикации рассмотрим некоторые моменты, касающиеся перевозок на транспортных средствах под статусом «транспортное средство международной перевозки».

 

Основная проблема, с которой в последнее время в Беларуси сталкиваются международные перевозчики – нарушение порядка использования транспортного средства международной перевозки (ТСМП). Под этот статус попадают транспортные средства, въезжающие на территорию Беларуси (как известно, Беларусь входит в состав Евразийского экономического союза — ЕАЭС) с территории Европейского Союза. Под определением ТСМП понимается собственно транспортное средство (тягач), полуприцеп или прицеп.

На первый взгляд, ничего особенного, однако статус ТСМП предполагает въезд на пространство ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин. С одной стороны, этот момент благоприятен для перевозчиков, с другой – на ТСМП распространяются такие ограничения, как запрет использовать ТСМП для перевозок внутри ЕАЭС и запрет передавать ТСМП третьим лицам. Как правило, на практике в качестве третьих лиц выступают тягачи с российскими номерами, приезжающие в Беларусь для принятия полуприцепа с грузом.

Юристы обращают внимание на положения Таможенного кодекса, где сказано, что зарегистрированный в ЕАЭС перевозчик (тягач) имеет право ввезти ТСМП (прицеп с иностранными номерами) только для завершения или начала международной перевозки на территории ЕАЭС или за его пределами. Иными словами, тягач, например, с российскими номерами, въезжающий в Беларусь для того, чтобы подсоединить прицеп с европейскими номерами, может выполнять лишь функцию «последующего» перевозчикa, т.е. продолжать рейс, ранее начатый другим перевозчиком.

Очень важно, чтобы в таких случаях у водителя тягача были одноразовые документы, выданные на конкретную перевозку. Если водитель предъявит таможеннику или другому должностному лицу документы, не относящиеся к конкретной перевозке – проблемы обеспечены. Владелец тягача станет ответчиком в деле об административном правонарушении, а его транспортное средство будет задержано. Вероятность того, что в Беларуси его конфискуют – 90 проц.

Как белорусы это проверяют? Очень просто – достаточно белорусским контролирующим органам заметить, что на ППК прибыла транспортная единица в составе тягача с российскими номерами (или номерами других стран-членов ЕАЭС) и полуприцепа с европейскими номерами, как они тут же начинают усердный осмотр кабины тягача, иногда напоминающий обыск. В России такой метод проверки не очень популярен, между тем в Беларуси его используют очень часто. Причём белорусские должностные лица проверяют всё, что попадается им на глаза. Если в кабине водителя они найдут долгосрочные документы (договоры, доверенности и т.д., подтверждающие факт долгосрочного использования полуприцепа) – административно дело и задержание полуприцепа вам обеспечены.

В таких случаях перевозчика обвинят в том, что он не задекларировал транспортное средство, т.е. согласно обнаруженным документам, нарушил режим таможенного контроля и вместо того, чтобы поместить полуприцеп под режим временного ввоза (с уплатой таможенных платежей), пытался предъявить его к проверке в качестве ТСМП (без уплаты таможенных платежей). За такое нарушение перевозчику грозит не только штраф в размере 4 500 евро, но, как говорилось ранее, конфискация полуприцепа.

Поэтому при осуществлении перевозок по этой схеме, будьте предельно внимательными: убедитесь, что в кабине водителя нет посторонних документов, не относящихся к конкретной перевозке. Лучше всего, чтобы перед каждым рейсом пакет документов, вручаемых водителю, проверял грамотный представитель компании.

Как ни печально, но у белорусских должностных лиц оснований для наказаний достаточно. Стоит перевозчику совершить ошибку (предъявить пакет документов, не относящихся к перевозке, распоряжаться транспортным средством без уведомления таможни, допустить неточности в грузовых документах, совершить каботажную перевозку) – и белорусские должностные лица вправе применять любые наказания. «Меню» наказаний довольно обширное – от штрафов вплоть до конфискации транспортного средства и находящегося в нём груза в счёт обеспечения уплаты таможенных платежей, штрафов и т.д. Поэтому всем перевозчикам, следующим в Россию транзитом через Беларусь, советуем относиться к «белорусским особенностям» предельно внимательно.

Публикация подготовлена с помощью сотрудников юридической конторы «Юрвест»

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 56
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0