Собрание членов Вильнюсского региона «Linava»: интригующий плюрализм мнений

linava_vilnius

6-го февраля в Вильнюсе состоялось собрание членов Вильнюсского региона «Linava». На собрании обсуждались самые актуальные для столичных (и не только) перевозчиков вопросы – в первую очередь, судьба средств, полученных от IRU в качестве компенсации за переплату за TIR книжки, и вопрос учреждения собственной страховой компании. На собрании также были избраны трое членов президиума. Неординарное собрание оставило много места для различных размышлений, которыми редакция CargoNews.lt решила поделиться со своими читателями.

Кто не успел, тот опоздал

Любопытные события начались ещё до начала официального открытия собрания. Собравшие в зале заседаний участники нашли на своих креслах листовку, в которой «Клуб вильнюсских перевозчиков» во главе с президентом «Linava» и членом президиума Марьяном Свирко изложил своё отношение к тому, что происходит в ассоциации на фоне выборов членов президиума от Вильнюсского региона. Авторы прокламации (иначе не назовёшь) пришли к выводу, что «с одной стороны ассоциации угрожают гвардейцы А. Кондрусявичюса, с другой – региональные реформаторы и фантазёры».

К «гвардейцам» были причислены Алдас Мотиеюнас, Ирина Станчинская, Олег Тарасов и, конечно же, Мечиславас Атрошкявичюс, который после продолжительного судебного марафона всё же был восстановлен в членах «Linava» (правда, последняя точка в этой истории ещё не поставлена). Упомянутые члены ассоциации всё ещё не согласны с тем, что руководство ассоциации решило направить полученные от IRU в качестве компенсации средства на учреждение собственной страховой компании, и считают, что эти средства необходимо вернуть перевозчикам. Их не убедил аргумент президента, когда тот во время собрания вышел на трибуну с какими-то бумагами и в очередной раз заявил, что эти средства принадлежат ассоциации, и что утверждённый бюджет на 2018 год означает, что члены «Linava» одобрили использование этих средств на создание страховой компании.

Эта позиция проходила красной нитью и в выступлениях оппозиционеров. М. Атрошкявичюс в своём выступлении также подчеркнул, что, как показал его опыт, со страховщиками можно бороться и другими методами. Тем не менее, победителями в борьбе за место в президиуме стали Марьян Свирко, Анатолиюс Ашманкявичюс и Олег Тарасов. Похоже, что так называемым «ревизионистам» будет очень сложно остановить набирающий пары «локомотив» по созданию страховой компании. Как говорится, кто не успел, тот опоздал.

В комментарии к результатам выборов Эрландас Микенас заявил: «Ассоциация объединяет почти 900 членов, поэтому вполне естественно, что в ассоциации всегда будут разные мнения. Мы не разделяем своих членов по принципу их отношения к будущему ассоциации. Членами президиума избираются те люди, которые поведут ассоциацию в выбранном направлении. У каждого из них есть собственное мнение о том, по какому пути должна идти ассоциация. Истина рождается в дискуссиях, и это доказало собрание Вильнюсского региона. Члены президиума представляют свой регион, поэтому им придётся прислушиваться к мнению оставшихся. Конгресс поручил президиуму создавать страховую компанию, таким образом, президиум выполнял то поручение, которое было сформулировано на основании мнения большинства членов ассоциации. Опять-таки, вполне естественно, что всегда найдутся те, кто будет не согласен с мнением большинства, но это и есть демократия».

Примечательно, что под конец собрания на трибуну был приглашён Саулюс Пелецкас, теперь уже официально утверждённый руководитель будущей страховой компании. В первую очередь он напомнил всем давно известную истину – реальной конкуренции на литовском рынке страховых услуг нет. Стоимость страховых полисов устанавливается не в соответствии с издержками страховщиков, а исходя из финансовых возможностей клиентов. Иными словами, страховщики уверены, что литовский транспортный сектор всё ещё в силах «переваривать» их из года в год растущие аппетиты. Но лейтмотивом выступления С. Пелецкаса было утверждение о том, что проект страховой компании имеет под собой реальную основу и смысл. Правда, по словам С. Пелецкаса, надеяться на чудо (в плане резкого сокращения стоимости страховых услуг) не следует, однако, безудержный рост цен должен прекратиться. По словам С. Пелецкаса, основополагающими принципами работы новой страховой компании будут прозрачность, честность и обоюдостороннее доверие (т.е. перевозчики будут отчётливо знать и понимать, почему за страховой полис им придётся платить ту или иную сумму).

Иными словами, тема страховой компании никак не утихает, в рядах перевозчиков всё ещё находятся те, кто недоволен решением президиума использовать средства IRU на создание страховой компании. Но, по всей видимости, этот процесс уже необратим, а будет ли он успешным – покажет время. Однако, и решение С. Пелецкаса участвовать в этом проекте (если бы он не верил в перспективность этой идеи, он, скорее всего, не стал бы ввязываться в это дело – выпадение из рынка труда ему точно не грозит), и последние «розги» со стороны Банка Литвы в сторону страховщиков, и слова директора Бюро страховщиков транспортных средств Альгимантаса Крижинаускаса о том, что членам бюро так или иначе придётся сокращать расходы (возможно, за счёт отказа от услуг брокеров), наводят на мысль, что на рынке страховых услуг возможен перелом, и что страховая компания перевозчиков может ускорить этот процесс.

Вильнюс против Клайпеды 

Другим «острым углом» дискуссии стало решение президиума провести очередной конгресс «Linava» в Клайпеде. Казалось бы, что особенного в том, что члены ассоциации выразят своё уважение к регионам и дадут им возможность стать платформой всеобщего конгресса? Единственный минус – расходы и время, которое потребуется на поездку в портовый город. Эти неудобства могут заставить часть перевозчиков отказаться от участия в конгрессе.

Однако этот, на первый взгляд, обыкновенный организационный вопрос приобрёл совсем другой оттенок, кода выяснилось, что Клайпедское и другие региональные отделения предлагают, мягко говоря, странные и даже опасные для «Linava» реформы. В вышеупомянутом документе, который распространил «Клуб вильнюсских перевозчиков», говорится (приводим дословную выдержку): «Это ненормально, когда реформаторы-утописты из Клайпеды и Шауляй, при поддержке члена президиума из Каунаса Ромасас Восилюса (прим. редакции – Р. Восилюс был переизбран в президиум 8-го февраля), предлагают выбирать президента „Linava“ из рядов представителей других отраслей (…). Региональные реформаторы пытаются наступить членам столичного региона на головы, и это выражается в том, что буквально накануне собрания столичных перевозчиков члены Клайпедского региона проголосовали за то, чтобы каждый регион делегировал в президиум по одному члену – они, по-видимому, „забыли“, что в столице в три раза больше членов ассоциации, чем в Клайпеде. Об этом свидетельствует и тот факт, что проведение очередного конгресса планируется в Клайпеде».  Масла в огонь подлил и сам Э. Микенас, когда напомнил об инициативе выбирать президента не путём всеобщего голосования на конгрессе, а на заседании президиума.

Иными словами, логика (страх) вильнюсских перевозчиков заключается в следующем: очередной конгресс запланирован в Клайпеде специально, чтобы на нём приняло участие как можно меньше членов ассоциации. Это позволить «протолкнуть» вышеупомянутые радикальные предложения, которые могут играть на руку не только региональным перевозчикам, но, возможно, и определённым группам интересов или отдельным компаниям. Поэтому участники Вильнюсского собрания открытым текстом потребовали, чтобы президиум пересмотрел решение проводить очередной конгресс в Клайпеде и перенёс его в Вильнюс или, на крайний случай, в Каунас.

В этом контексте редакция CargoNews.lt обратилась за комментарием к Э. Микенасу. Он заявил: «Возможно, этот вопрос будет включён в повестку дня нового президиума. Пока всё остаётся по-старому – конгресс намечен в Клайпеде. Если президиум решит иначе, мы немедленно сообщим об этом своим членам. В любом случае постараемся сделать так, чтобы на конгрессе было как можно больше представителей перевозчиков. Если понадобится, мы позаботимся о доставке участников на место конгресса. На сегодняшний день это изменение в уставе находятся на стадии дискуссии. На этот счёт очень много мнений. Лично я считаю, что президент должен быть подотчётен только конгрессу. Если президента будет назначать президиум, то появится опасность того, что им можно будет манипулировать. Я не могу поддержать это предложение. Такое положение вещей может создать предпосылки для образования определённых зон влияния в интересах определённых членов органов управления.

Что касается выборов президента не из рядов перевозчиков, то и раньше бывали случаи, когда кандидатами в президенты становились свеженазначенные руководители транспортных компаний. Это говорит о том, что и в нынешней системе нет предохранителей, которые могли бы гарантировать, что президентом будет избран перевозчик. Этот момент тоже является объектом дискуссий, но лично я был бы склонен поддержать это предложение. В любом случае конгресс не будет обязан избирать кого-то, кто не является перевозчиков. Просто таким образом может расширится список потенциальных кандидатов. В моём понимании президентом ассоциации должен быть перевозчик (пусть даже не член ассоциации), потому что только перевозчик знает все тонкости нашего дела. И только перевозчик (если понадобится) может вспомнить события нескольких или нескольких десятков лет давности.

Что касается возможности сократить число членов президиума, то у меня есть два предложения – либо укрупнять регионы, либо сокращать количество членов президиума в тех регионах, в которых их больше чем один. Этот вопрос также пока находится не в стадии решения, а в стадии дискуссии. Подобные изменения явно подорвут единство членов ассоциации. Некоторые регионы могут оказаться в неравном, по сравнению с другими, положении. Лично я остался бы при таком порядке, какой существует на сегодняшний день. Но независимо от моего личного мнения, я поднимал этот вопрос, потому что слышал подобное предложение от перевозчиков, и считал своим долгом вынести его на обсуждение.

Любые более или менее выраженные изменения в уставе неизбежно сопровождаются разговорами о том, что это кому-то выгодно. Повторяю – мы крупная организация, верховным органом которой является конгресс. Самые важные вопросы мы решаем в этом руководящем органе, путём большинства голосов. Вполне понятно, что кому-то решения конгресса нравятся, а кому-то – нет. На сегодняшний день наш устав вполне справедливый, хотя он в значительной степени ограничивает полномочия президента и генерального секретаря. Но именно этого мы и добивались, чтобы не повторялись старые неприятные события», – сказал Э. Микенас.

Таким образом, радикальные перемены в управлении ассоциацией в той или иной мере обсуждаются, но это никак не означает, что все радикальные предложения будут одобрены. Для того, чтобы принять оптимальное решение, необходимо, чтобы перевозчики активно участвовали в работе конгресса (где бы он не проходил).

Другие важные вопросы

На собрании Вильнюсского региона были затронуты и другие важные вопросы. Во-первых, похоже, что проблему очередей на литовско-белорусской границе в какой-то степени удастся решить уже в ближайшее время. После того, как «Linava» подняла этот вопрос на высшем уровне, канцлер правительства Литвы Альгирдас Стончайтис по поручению премьер-министра обратился в Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Министерство транспорта и коммуникаций и в Таможенный департамент с просьбой принять меры и в кратчайшие сроки решить эту проблему (с текстом обращения на литовском языке можно ознакомиться здесь). На собрании прозвучала идея перевести таможенников, работающих на складах, на границу, а выполнение их прежних обязанностей поручить предпринимателям со статусом «уполномоченного экономического оператора» (о том, что означает этот статус, на литовском языке читайте здесь). Однако, как это будет работать на практике, пока сказать трудно.

Во-вторых, перевозчиков очень взволновало предложение министра социальной защиты и труда без какой-либо дифференциации обложить налогом суточные, выплачиваемые водителям ( с дискуссией на эту тему – на литовском языке – можно ознакомиться здесь). По подсчётам «Linava», если предложение министра будет одобрено, то многие транспортные компании станут убыточными, потому что расходы на содержание одного сотрудника повысятся на сотни евро, а средств, которые могли бы их компенсировать, не будет. По этой причине водители просто уедут на запад, где спрос на их услуги постоянно растёт.

В-третьих, члены «Linava» упрекали руководство в том, что оно недостаточно активно работает в восточном направлении в целом, и в России в частности. Об этом говорила руководитель компании «Zojanus» Зофия Корнеевене. Она отметила, что сложно понять, как нужно заполнять российские документы, чтобы они соответствовали требованиям. По её словам, ассоциации необходимо как можно чаще общаться с коллегами из Москвы. Её слова поддержал Олег Тарасов – компания под его руководством осуществляет большое количество грузоперевозок в восточном направлении. Он также подчеркнул, что на восточном пространстве можно получить много прибыльных контрактов, только для этого нужно, чтобы интересы литовских перевозчиков представляла одна крупная и солидная организация. Нельзя сказать, что «Linava» в этой области ничего не делает, однако, если члены ассоциации постоянно возвращаются к «российской проблеме», то следует понимать, что деятельность руководства в этой области всё ещё недостаточно эффективна.

***

Подводя итог вышесказанному, мы не будем ещё раз возвращаться к деталям, только вспомним слова М. Свирко, который во время собрания отметил, что «Linava», как организация, всё ещё находится в стадии становления. Прав был и А. Ашманкявичюс, который напомнил старую присказку о том, что «веника не сломишь, а по прутьям переломаешь». Глядя со стороны, хочется посоветовать всем членам ассоциации забыть личные амбиции, стараться честно и открыто искать компромиссы и сообща отстаивать интересы всех перевозчиков – ведь их работа и жизнь далеко не сладкая.

 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 55
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0