Сколько будет стоить топливо на АЗС, если не 50 долларов США?
В то время, как крупнейшие азиатские нефтеэскпортирующие страны продолжают вести «ценовую войну», мировые цены на нефть не прекращают падать. Похоже, что время, когда цена за баррель нефти типа «Brent» опустится до 60 долларов США, уже не за горами. А предел 50-ти долларов за баррель, когда-то казавшийся нереальным, в настоящее время уже никого не удивляет.
По данным «Orlen Lietuva», 11 декабря оптовая цена на дизельное топливо составила 3,31 лита (~0,96 евроцентов) за литр, ровно месяц тому назад (11 ноября) – 3,74 лита/~1,08 евро (падение на 11,5 проц). В течение месяца стоимость бензина марки А95 упала на 45 центов/~0,13 евроцента, т.е. на 11,4 проц. В декабре он стоил 3,50 лита /~1,01 евро, в ноябре – 3,95 лита /~1,14 евро.
Между тем баррель нефти типа «Brent» 11 декабря стоил 63,33 долларов США, а 11 ноября – 80,94 долларов (в декабре баррель нефти стал на 17,61 доллар / 21,8 проц. дешевле). Нефть типа «„Brent» до отметки 50 долларов США за баррель доходила весной 2009 года. По данным портала degalukainos.lt, в конце мая 2009 года литр бензина марки А95 на автозаправочных станциях стоил примерно 3,60 лита / 1,04 евро, литр дизельного топлива – 3,10 лита / ~0,90 евро. Если цена на нефть вновь достигнет такого низкого предела, можно ли надеяться на то, что на АЗС мы увидим цены на уровне 2009 года?
С 2009 года акциз на топливо не изменился. Как тогда, так и сейчас он составляет 1,50 литов / 0,43 евро на литр бензина и 1,14 / 0,33 евро на литр дизельного топлива. Между тем 1 сентября 2009 года тариф НДС повысился с 19 проц. до 21 проц.
Нериюс Мачюлис, главный экономист банка «Swedbank», склонен поверить в то, что если прогноз цены на нефть – 50 долларов США за баррель – оправдается, то цены на топливо, достигающие уровня 2009 года, могли бы стать своего рода индикатором для литовских продавцов.
«В течение прошедших лет особый рост затрат не отмечался, рост заработной платы был довольно незначительным, основная часть расходов не увеличилась. Следовательно, если исполнится предполагаемый сценарий, можно ожидать, что цены тоже будут похожими. Это хорошая точка отсчёта для того, чтобы можно было подсчитать, сколько должно стоить топливо, если цена на нефть упадёт до 50 долларов США за баррель», – говорит собеседник.
На вопрос, насколько велика вероятность падения цен на нефть до такого уровня, экономист ответил, что такое падение уже не попадает в сферу фантастики. «Есть эксперты, которые предполагают, что в краткосрочный период цены могут упасть даже до 40 долларов за баррель – с условием, если ОПЭК не изменит объём предложения продукции. Предложение сланцевой продукции из США также в скором времени сократится. В настоящее время в воздухе витает своего рода теория заговора – якобы Саудовская Аравия стремиться понизить цену на нефть для того, чтобы вытолкнуть с рынка часть американских производителей сланцевой продукции, и таким образом искусственно сократить объём предложения за их, а не за свой счёт», — комментирует он.
Тем не менее, специалист отмечает, что элиминирование с рынка производителей сланцевой продукции не произойдёт так быстро. Те скважины, которые уже находятся в эксплуатации, будут продолжать эксплуатироваться, это будет выгодно даже с учётом того, если баррель нефти будет стоить 40 – 50 долларов США. Предложение продукции этих скважин придёт в упадок только спустя примерно год после того, как они иссякнут.
Н. Мачюлис добавил, что если цена на нефть упадёт до 50 долларов, она такой останется на протяжении лишь нескольких месяцев. Когда предложение продукции станет дефицитным, цена вновь начнёт повышаться.
Сигитас Райла, руководитель департамента топливной категории «Statoil Fuel & Retail Lietuva», не согласен с Н. Мачюлисом, и считает, что уровня 2009 года цены на топливо вряд ли достигнут. Во-первых, говорит он, на это своё влияние окажет повышение тарифа НДС. Во-вторых – в состав топлива стали добавлять больше био-компонентов, а их цена в течение четырёх лет тоже возросла.
С. Райла также отметил влияние курса доллара – по отношению к евро, доллар стал «сильнее». «Безусловно, цену определяет рынок, тут возможно всякое», — говорит он.
На вопрос, верит ли он в то, что в погоне за своей долей прибыли падением мировых цен на нефть пользуются автозаправочные станции, собеседник ответил: «В этом есть доля правды, но не всё так просто. О такой идеальной ситуации мечтает любой предприниматель. Но нужно понять, что это рынок с довольно жёсткой конкуренцией. Именно конкуренция является основным влияющим на цену фактором. На этом рынке маржа – не та величина, которую можно зафиксировать. Бывают периоды, когда она колеблется».
Несколько лет тому назад Министерство финансов также обращало своё внимание на розничные цены на нефтепродукты и влияние мировых оптовых цен на их изменения. Министерство отметило, что в то время, как в апреле 2012 оптовые цены на топливо упали, розничные цены в Латвии и Эстонии также упали. Между тем в Литве цена бензина и дизельного топлива оставалась без изменений.
Министерство сообщило, что 7 мая на АЗС Литвы литр дизельного топлива стоил всего лишь на один цент меньше, чем в Эстонии – несмотря на то, что акциз на дизельное топливо (за литр) в Литве был на 29 центов меньше, чем в Эстонии.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.