Скандал вокруг «Vlantana Norge AS» – чудеса на виражах
Недавно литовское информационное поле всколыхнуло расследование LRT, суть которого в том, что работающая в Норвегии транспортная компания с литовскими корнями «Vlantana Norge AS» серьёзно нарушала трудовые права своих водителей (подробности на литовском языке здесь). Редакция «Cargonews» решила не дублировать работу коллег с LRT и попыталась прояснить несколько интригующих моментов, которые остались за рамками их расследования.
«Молчание ягнят»?
В расследовании LRT помимо всего прочего сказано: «Перед планировавшимся заседанием суда представители «Vlantana Norge» обратились к адвокату подавших жалобы водителей, предложив мирный договор. Компания согласилась со всеми требованиями: компенсировать за незаконное увольнение, моральный ущерб, заплатить недоплаченное, расходы на адвоката. Но с условием – соблюдать конфиденциальность. (…) Мирный договор с сотрудниками висел на волоске до последней минуты (…), так как компания за компенсацию требовала подписать обязательство о конфиденциальности». Также в расследовании отмечено: «Помогашая собиравшимся судиться с компанией адвокат С. Латотинайте подтвердила то, что к ней также обратились десятки других водителей, которые работают в Норвегии и хотят защитить свои права».
И вот на этом фоне появилось неожиданное сообщение – Сандра Латотинайте стала членом правления «Vlantana Norge AS». Разумеется, после таких новостей у кого-то сразу может возникнуть мысль о том, что провинившиеся мошенники пытаются «купить молчание» того, кто помогал вывести их на чистую воду.
В сообщении для СМИ, который распространила «Vlantana Norge AS» (полностью на литовском языке его можно найти ниже), приведены слова её главы Владаса Стончюса младшего о том, что С. Латотинайте была приглашена на работу в компанию как опытный специалист в сфере норвежского трудового права с целью сделать так, чтобы она соответствовала его наивысшим стандартам. Сама С. Латотинайте в пресс-релизе отмечает, что ценит направленные на исправление выявленных нарушений усилия «Vlantana Norge AS», которые заставляют верить в то, что теперь её деятельность будет соответствовать наивысшим стандартам норвежского трудового права. «Как у члена правления компании у меня будут все возможности контролировать это и помогать к этому стремиться», — подчёркивает адвокат.
Однако, мы решили попросить В. Стончюса младшего и С. Латотинайте лично прокомментировать возможные спекуляции на тему «у вас товар – у нас купец». Последняя повторила, что, став членом правления «Vlantana Norge AS», надеется помочь ей соответствовать наивысшим стандартам норвежского трудового законодательства и контролировать работу в данном направлении. И добавила: «Проблемы в компани есть, и я пришла с целью помочь их решить и дальше защищать интересы водителей. То, что я стала членом правления организации, создаёт водителям компании ещё больше возможностей для того, чтобы защищать свои интересы, чувствовать твёрдую поддержку со стороны высшего органа управления компанией и быть уверенными в том, что случившиеся нарушения больше не повторятся. Теперь у меня есть возможность помочь ещё большему числу водителей, помочь создавать правильные условия труда в этой организации. Призываем как нынешних, так и бывших водителей компании связаться и рассказать о том, что их беспокоит».
Советуем водителям «Vlantana Norge AS» и литовской «Vlantana» обратить внимание на эти слова – тем более, что в вышеупомянутом пресс-релизе также сказано: «Стремясь к бòльшей прозрачности, руководство «Vlantana Norge AS» призвало водителей компании активно участвовать в деятельности норвежских профсоюзов. Водители компании недавно выбрали своего представителя, который будет напрямую представлять их интересы в диалоге с администрацией компании и её правлением». Как говорится, никто за язык не тянул.
В. Стончюс младший, отвечая на наш вопрос о целях трудоустройства С. Латотинайте, фактически повторил свои слова из сообщения для СМИ, добавив, что «член правления будет получать зарплату, но её размер – конфиденциальная информация» (к слову, адвокат ушла от вопроса о зарплате, хотя её об этом мы тоже спрашивали, желая выяснить, будет ли она получать за свою работу деньги или согласилась помогать на общественных началах).
Комментируя ситуацию в целом, В. Стончюс младший заявил нашей редакции следующее: «Ответственно заявляем, что эти случаи были исключением из правил, когда в ходе проведения учёта были совершены человечекие ошибки. Чтобы избежать подобных ошибок в будущем, мы оперативно пересмотрели систему учёта, и сейчас табели работы водителей проверяем только на основе данных тахографа. Стремимся максимально оперативно выполнить все рекомендации и, гарантировав наивысшие стандарты в работе компании, не потерять имеющихся и вернуть потерянных клиентов. Вызывает сожаление то, что ложка дёгтя в бочке с мёдом портит репутацию организации. Надеемся на то, что после устранения все установленных нарушений мы со временем её вернём».
Иными словами, компания отрицает то, что описанные в расследовании LRT нарушения трудовых прав водителей были системными и целенаправленными, а трудоустройство в правление адвоката, которая ещё совсем недавно «пила ей кровь», объясняет исключительно желанием исправиться с помощью опытного специалиста в области норвежского трудового права.
Возможно, всё именно так. Только обращает на себя внимание следующий момент. Мы спросили у С. Латотинайте: «Как, по вашему мнению, случилось так, что такая солидная компания как «Vlantana» впуталась в такую историю? Это случайность (человеческий фактор), или вскрылся системный взгляд на бизнес с целью сэкономить»? С одной стороны (если отвечала адвокат водителей), ответ был достаточно неожиданным, с другой (если отвечал новоиспечённый член правления «Vlantana Norge AS») – понятным. Судите сами: «Не хочется оценивать то, что было в прошлом. Теперь самое важное сконцентрироваться на исправлении сделанных ошибок. Это ответственно делаю и я, и руководство компании. Все заслуживают второй шанс. «Vlantana Norge AS» – не исключение».
Посмотрим, чем закончится эта борьба за всё хорошее против всего плохого.
Случайное не случайно?
Ещё один интересный момент, связанный с этой историей – время, когда она была обнародована в Литве. Так совпало, что данные расследования появились в информационном пространстве именно в тот момент, когда литовские перевозчики ведут ожесточённую борьбу с властями и профсоюзами, касающуюся повышения коэффициента зарплаты водителей-дальнобойщиков.
По слухам в среде перевозчиков, которые дошли до нашей редакции, появление расследования именно сейчас – возможный заказ тех, кто хочет выставить литовских перевозчиков в дурном свете, а водителей-дальнобойщиков наоборот – как жертв их произвола, которые нуждаются в бòльших социальных гарантиях.
Примечательная практическая иллюстрация. Расследование было опубликовано в интернете 19 ноября этого года, а 20 ноября состоялось заседание комитета парламента Литвы по социальным делам и труду, на котором, как сообщил сайт Союза перевозчиков Литвы, члены Сейма Томас Томилинас (один из главных сторонников профсоюзов и защитников водителей) и Альгирдас Сисас заговорили о том, что норвежская компания с литовскими корнями обижает водителей…
В связи с этим наша редакция решила по возможности прояснить ситуацию. Во-первых, мы спросили у В. Стончюса младшего, видит ли он в возникшем скандале какие-то «подводные камни». Он ответил так: «В каждой истории можно искать гипотезы, теории заговора, но не хочется это делать. Сегодня мы сконцентрированы на исправлении установленных нарушений и гарантировании высших стандартов работы компании. Повторю, создавать теории заговора мы не склонны». Схожий вопрос мы задали и С. Латотинайте как участнику дела, которому могут быть известны какие-то пикантные подробности. Она ответила так: «Хочу обратить внимание на то, что являюсь норвежским адвокатом и работаю в Норвегии. В литовские актуалии не углублялась. Поэтому комментировать вашу гипотезу не могу».
Наконец, мы связались с журналистами LRT, которые проводили расследование. Они ответили так: «Информация о «Vlantana Norge AS», которую собрала следственная группа LRT, обнародована в публикации расследования LRT «Победа литовцев в Норвегии – только вершина айсберга: речь о сотнях эскплуатируемых водителей». Дальнейший сбор информации по этому вопросу следственная группа LRT не проводит, поэтому никакой другой или дополнительной информации у неё нет, а для соответствующих интерпретаций, если такие будут, нет объективной фактической основы» (к представителям профсоюзов редакция не обращалась, так как их ответ в данном случае был предсказуем).
Короче говоря, каких-либо твёрдых доказательств (в том числе, основанных на «показаниях» участников дела), которые бы подтвердили чей-то заказ на дискредитацию «Vlantana» и других литовских перевозчиков в её лице, нет, но «осадочек», как говорится, остался.
Правовая специфика бизнеса перевозчиков в Норвегии
Чтобы не ограничиваться конкретными аспектами истории «Vlantana Norge AS», мы решили дополнить материал интервью с С. Латотинайте, как с опытным транспортным юристом Норвегии, о правовых особенностях бизнеса перевозчиков в этой стране.
Какова специфика норвежского транспортного законодательства, касающегося грузоперевозок? На что следует обратить внимание перевозчикам, которые хотят работать в этой стране?
Это очень широкие вопросы, но я постараюсь коротко рассказать об основных нюансах норвежского законодательства в области грузоперевозк. Хочу обратить внимание на несколько ключевых факторов.
Норвегия не является членом ЕС. Поэтому в ней действуют только те правила ЕС, которые включены в национальное законодательство. Соответственно, при создании компании в Норвегии (в том числе транспортной) я бы рекомендовала прежде всего разобраться в местных законах.
Важно то, что трудовое законодательство этой страны большое внимание уделяет защите прав трудящихся. Если говорить о секторе грузоперевозок, то у водителей грузовиков есть право на минимальную зарплату и суточные. Минимальная ставка почасовой оплаты в Норвегии – 175,95 норвежских крон брутто (примерно 17 евро). Зарплата водителя зависит от количества отработанных часов. «Рабочий час» определён включенной в норвежское законодательство директивой ЕС 2002/15/EC.
Также Норвегия включила в своё законодательство ряд регламентов ЕС об использовании тахографа, чтобы прежде всего контролировать режим труда и отдыха водителей (а не количество их рабочих часов).
Какие главные институции, которые контролируют деятельность перевозчиков в Норвегии, и какова специфика их работы (подхода) – например, они стараются часто не проверять перевозчиков, чтобы не создавать дополнительную административную нагрузку на бизнес, или наоборот – проверяют их часто и строго; чему эти институции уделяют наибольшее внимание – режиму труда и отдыха сотрудников, зарплате, налогам, техническому состоянию транспортных средств, ещё чему-то?
Основной институцией, контролирующей деятельность перевозчиков в Норвегии, является дорожно-транспортная инспекция. Мне сложно комментировать её работу, потому что я не являюсь её сотрудницей, но, исходя из своей практики, могу сказать, что она активна и особое внимание уделяет режиму труда и отдыха сотрудников, который в Норвегии очень строгий.
Исходя из Вашего опыта, какие нарушения перевозчики совершают в Норвегии чаще всего, и есть ли в данном случае разница между местными и зарубежными транспортными компаниями?
Повторюсь, чаще всего нарушения перевозчиков в Норвегии связаны с режимом труда и отдыха. При этом разницы между местными и зарубежными транспортными компаниями точно нет – различные нарушения фиксируются как у одних, так и у других. Я бы сказала, что это системная проблема сектора перевозок.
В целом, в СМИ можно найти немало сообщений о критическом отношении норвежцев к литовским перевозчикам. Складывается впечатление, что последние совершают много нарушений в этой стране и являются там «незваными гостями». Сколь, на Ваш взгляд, верно данное утверждение?
По всей Европе на рынке перевозок наблюдается тенденция более широкого освещения в СМИ ошибок, которые совершают иностранные, а не местные перевозчики. Очевидно, что каждая страна хочет защитить свой рынок труда, обеспечить работой своих граждан и содействовать развитию национального бизнеса. Зачастую именно с этим связано критическое отношение к иностранным компаниям, и это касается не только транспортного сектора.
Случай «Vlantana Norge AS» с водителями является исключительным для Норвегии или обычным делом? Возможно, в схожих делах фигурировали другие литовские компании, работающие в Норвегии (например, «Girteka»)?
В похожих делах, с которыми я работала, фигурировали и норвежские компании, и компании из других стран. Я лично не сталкивалась с жалобами, связанными с другими литовскими перевозчиками. Однако это не значит, что с ними не работали другие адвокаты.
***
Обобщая, нужно отметить несколько важных моментов. Во-первых, история «Vlantana Norge AS» показывает, что литовские перевозчики – даже крупные – не без греха (к слову, в прокуратуре Литвы нам подтвердили, что расследование ведётся и в отношении литовской «Vlantana»). Мотивы нарушений понятны. Проблема в том, что, когда тайное становится вным, «отмыться» очень трудно, и деньги не всегда решение. Посмотрим, справится ли «Vlantana», и сработает ли ход с трудоустройством С. Латотинайте.
Во-вторых, на основании отдельных (пусть даже вопиющих) случаев незаконной деятельности литовских транспортных компаний нельзя делать системные выводы о всём секторе – тем более, спекулировать на этих случаях (или даже манипулировать ими) в контексте обсуждения судьбоносных для него вопросов (таких как вопрос повышения коэффициента зарплат водителей-дальнобойщиков). Пример Норвегии, если верить С. Латотинайте, показывает, что литовские перевозчики не хуже своих коллег из других стран.
В-третьих, хотите заниматься перевозками в Норвегии, внимательно изучите местное законодательство, которое отличается от европейского – особенно правила, касающиеся режима труда и отдыха водителей.
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.