Скандальная история о картельном сговоре между производителями грузовых автомобилей: перевозчики намерены вернуть потерянные деньги
Сообщение Европейской Комиссии (ЕК) о картельном сговоре между крупнейшими производителями грузовых автомобилей, распространённое Комиссией в июле этого года, запахло вторым «дизельгейтом». Напомним, что согласно результатам расследования, проведённого ЕК, компании находились в сговоре в течение 14 лет (манипулировали ценами на коммерческие автомобили, затягивали сроки внедрения новых технологий по защите окружающей среды, расходы на приведение экологических нормативов в соответствие с требованиями ЕК возлагали на плечи покупателей). Но, как известно, любая палка бывает о двух концах. Перевозчики решили восстановить справедливость, и в настоящее время предъявляют заявки на возврат потерянных денег.
Производители наживались за счёт клиентов
19-го июля 2016 года Европейская Комиссия подтвердила ходившие до этого времени слухи о том, что компании «Volvo/Renault», «Daimler», «Iveco» и DAF могли заключить картельное соглашение и, таким образом, нарушить антимонопольное законодательство Европейского Союза. Следует отметить, что концерн «Scania» не был признан участником сговора, поэтому штраф этому концерну ЕК не назначила. Однако, расследование в отношении «Scania» ещё не закончилось, и вполне вероятно, что этот шведский производитель тоже может столкнуться как с исками своих клиентов, так и с наказанием ЕК.
Суть картельного соглашения заключалась в том, чтобы под предлогом больших расходов на внедрение технологий по очистке выхлопных газов производители могли искусственно поддерживать высокую стоимость своих автомобилей. Компании согласовывали между собой базовую стоимость грузовых автомобилей и время внедрения новых технологий по очистке выхлопных газов. В период с 1997 г. до 2004 г. встречи высшего руководства проходили в отелях, во время выставок или других мероприятий. По окончании встреч подробности согласовывались по телефону. Начиная с 2004 г. картельные договорённости согласовывались по электронной почте.
В этом году Европейская Комиссия дала оценку подобной деятельности, и назначила участникам картеля рекордный штраф – 2 926 499 000 евро. Да, более 2,9 миллиардов евро! Один из участников картеля – MAN – был освобожден от уплаты штрафа (1,2 миллиардов евро), так как именно эта компания предоставила европейским властям информацию о сговоре. Поскольку «Volvo/Renault», «Daimler» и «Iveco» признали свою вину и согласились на урегулирование дела, сумма штрафов была снижена на 10 проц., однако, за неправомерную деятельность этим компаниям так или иначе придётся расплачиваться в индивидуальном порядке. «Daimler» придётся заплатить 1 миллиард евро, DAF – 753 миллионов евро, «Volvo» — 670 миллионов евро.
О масштабе этого сговора говорить не приходится: в общей сложности участники картеля занимают 90 проц. европейского рынка. Картельное соглашение охватывало грузовые автомобили средней (от 6 до 16 тонн) и большой (более 16 тонн) «весовой категории», произведённые в 1997 – 2011 г.г. Европейская Комиссия без предупреждения провела ряд проверок в этих компаниях и своими действиями положила конец грязной сделке.
Клиенты объединяются для подачи исков
После того, как Европейская Комиссия представила окончательные выводы, у покупателей, которые стали жертвами картельного соглашения, появилась реальная возможность вернуть часть переплаченных за грузовые автомобили денег. Обращаться за компенсациями могут те перевозчики (транспортные компании и частные лица), которые в 1997 – 2011 г.г. приобрели новые грузовые автомобили марок DAF, «Iveco», MAN, «Mercedes-Benz», «Renault», «Scania» или «Volvo» непосредственно у производителей или у дилеров. Они должны оценить и обосновать свой ущерб, и обратиться с иском в суд. С подобными исками в суды уже обратились нидерландские перевозчики. Редакции CargoNews.lt известно, что коллективный иск готовит ассоциация польских перевозчиков, а на прошлой неделе с подобным предложением выступила ассоциация «Linava». Ассоциация просит своих членов сообщить, сколько новых автомобилей они приобрели (каких конкретных марок, в каком году, в каких странах были заключены договоры о покупке автомобилей) и предоставить копии платёжно-бухгалтерских документов (если они сохранились).
«Linava» намерена собрать все эти сведения и предоставить их юристам, чтобы юристы могли от имени литовских перевозчиков составить коллективный иск против производителей. По словам представителей ассоциации, за то, что члены ассоциации попытаются вернуть незаконно заплаченные за автомобили деньги, платить не придётся. К сожалению, этой услугой могут воспользоваться только члены «Linava».
Несмотря на то, что в европейских судах подобная практика ещё не сложилась, ассоциации польских и литовских перевозчиков надеются, что перевозчики смогут вернуть 10 – 20 проц. суммы стоимости грузового автомобиля в момент его покупки.
У отдельных истцов шансы тоже есть
Вполне понятно, что коллективный иск – более привлекательный вариант для такого иска, к которому готовятся перевозчики, так как в этом случае они смогут разделить судебные расходы. Однако, у отдельных перевозчиков тоже есть возможность подавать такого рода иски (при условии, что они покупали новые грузовые автомобили в 1997 – 2011 г.г.)
Елена Цвирко, помощник адвоката в адвокатской конторе «Judickienė ir partneriai JUREX», говорит, что потерпевшие от действий производителей лица должны обращаться в национальные суды и требовать возмещения ущерба у компаний, принимавших участие в картельном сговоре. По существу, им необходимо доказать величину ущерба.
По словам юриста, в соответствии с действующим литовским законодательством, на иски по поводу нарушений закона о конкуренции распространяется 3-летний срок давности. Однако, несмотря на то, что нарушения в области законодательства о конкуренции были сделаны в 1997 – 2011 г.г., срок давности будет отсчитываться с того момента, как о нарушениях стало известно, т.е. с момента принятия решения Европейской Комиссии о картельном соглашении (19.07.2016).
Кроме того, до 27-го декабря 2016 года литовское национальное законодательство (точно также, как и национальное законодательство других стран-членов ЕС) должно быть приведено в соответствие с директивой № 2014/104/ЕС, которая упрощает порядок возмещения ущерба в отношении лиц, пострадавших от нарушителей конкурентного законодательства. Это означает, что в конце декабря нынешнего года у пострадавших от картельного соглашения лиц появится возможность воспользоваться упрощённой процедурой присуждения ущерба.
Подождать до декабря или обойтись без суда?
В директиве предусмотрено, что подавать иски могут не только те лица, которые непосредственно приобрели услуги или товары у правонарушителей, но и другие покупатели из цепочки поставок. Кроме того, в директиве установлен более благоприятный срок давности для подачи исков – не 3 года, а 5 лет. Аналогичный срок (5 лет) предусмотрен в проекте изменений к литовскому Закону о конкуренции (в настоящее время поправки находятся в стадии обсуждения). C принятием поправок в литовском конкурентном законодательстве появятся новые презумпции и правила, которые должны в значительной мере облегчить доказательство характера и величины ущерба. Кроме того, потерпевшие лица смогут рассчитывать на полное возмещение ущерба. Под полным возмещением подразумеваются прямые убытки, неполученный доход и проценты, начисляемые с момента причинения ущерба. Подобные дела будут разбираться в Вильнюсском окружном суде.
В действующем литовском конкурентном законодательстве нет чёткого определения, на основании каких критериев должен проводиться расчёт величины ущерба, и каков порядок его присуждения. Поэтому, как считает юрист, потерпевшие от недобросовестных компаний лица должны подождать, пока будут приняты поправки к Закону о конкуренции (при условии, если это позволяет срок давности). Однако, медлить не следует – пока идёт обсуждение поправок, потерпевшие должны заняться расчётом ущерба, чтобы подготовиться к судебным процессам, так как эта процедура занимает довольно много времени.
Кроме того, до подачи исков потерпевшие лица имеют право подавать претензии непосредственно тем компаниям, которые участвовали в картельном соглашении. Вполне вероятно, что им удастся урегулировать вопрос мирным путём, без судебного вмешательства.
Надеяться на возможный успех подобных исков позволяет тот факт, что пять производителей – MAN, «Daimler», «Iveco», «Renault» и «Volvo» – сознались в участии в картеле. Скорее всего, эта пятёрка не будет подавать апелляции. Это важно, так как жалобы производителей грузовых автомобилей (вначале на адрес Европейского суда, затем на адрес Европейского суда справедливости) могут затянуть разбирательство на долгие годы. «Вставить палки в колёса» могут DAF и «Scania» – вполне вероятно, что эти производители (в особенности «Scania», в отношении которой расследование ЕК ещё не закончено) воспользуются своим правом и обратятся в упомянутые европейские суды с жалобами.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.