«Святая святых» – CMR накладная: права и обязанности, вытекающие из этого документа (часть 2)

cmr

Как упоминалось в нашей первой публикации, CMR накладная – это основной документ в работе международных перевозчиков, подтверждающий, что международная автомобильная перевозка осуществляется согласно положениям CMR Конвенции.

Напомним, что согласно Конвенции, CMR накладная фактически является договором на перевозку.

Как в любом другом договоре, в CMR накладной тоже предусмотрены права и обязанности сторон, а также отвественность за их выполнение (или невыполнение). Подробнее об этом – в данной публикации.

«Святая троица»: грузоотправитель – перевозчик – грузополучатель

Ответственность за достоверность указанных в CMR данных несёт, прежде всего, тот, кто поставил печать в 22-ю графу. Перевозчик, хотя и косвенно, тоже ответственен за то, что написано в накладной. Согласно ст. 8 CMR Конвенции, при принятии груза он «обязан проверить точность указаний, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их разметки и номеров».

9-ю статью CMR Конвенции, которая гласит, что «накладная, если не доказано противного, имеет силу договора относительно его условий и удовлетворения принятия груза перевозчиком», можно применять только после того, как заполнены 22-я и 23-я графы.

Очень часто в 22-й графе стоит печать компании-продавца из инвойса. В данном случае отправитель и фактический отправитель совпадают. Но даже если фактическим отправителем оказался не продавец, а ,например, экспедитор, это ещё не повод вносить поправки в 1-ю графу и заменять все данные. Они остаются прежними, как в инвойсе, и лишь дополняются именем фактического отправителя с формулировкой «по поручению такого-то».

На печати, поставленной в графе 22, должно чётко просматриваться название и адрес компании. Если адреса в печати нет, он должен быть отпечатан отдельно. На худой конец адрес компании можно написать от руки, но тогда у инспектора (в особенности российского) может возникнуть подозрение, что адрес написал водитель.

В ч. 1 ст. 8 CMR Конвенции говорится: «При принятии груза перевозчик обязан проверить: a) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; b) внешнее состояние груза и его упаковки». По сути, от этой обязанности перевозчика не освобождают никакие обстоятельства. Если перевозчик не выполняет эти действия, он рискует отвечать за последствия своей головой и кошельком. В случаях, когда у перевозчика нет возможности проверить груз (например, при перевозках запломбированных морских контейнеров), он обязан сделать соответствующую отметку в 18-й графе. Очень важно, чтобы перевозчик давал соотвествующие инструкции своим водителям, и они не боялись вносить в CMR такую отметку, как, например, «к погрузке не был допущен».

Формально, при перевозке по условиям CMR Конвенции, грузополучатель не является стороной договора. В некотором смыле его права ограничивает ч. 1. ст.12 CMR Конвенции, где сказано, что «отправитель имеет право распоряжаться грузом, в частности, требовать от перевозчика прекращения перевозки, изменения места, предусмотренного для доставки груза, или доставки груза не тому получателю, который указан в накладной». Между тем грузополучатель является прямым выгодоприобретателем, и это право утверждено в ч.3 ст.12. : «право распоряжения грузом принадлежит получателю с момента составления накладной, если в накладной отправителем сделано такого рода указание». Более того –грузополучатель имеет право по прибытии груза на место потребовать передачи оригинала CMR.  Это право закреплено в ч.1. ст.13: «по прибытии груза на место, предусмотренное для его доставки, грузополучатель имеет право требовать передачи ему второго экземпляра накладной и сдачи ему груза, причем им выдается соответствующая расписка в принятии. Если установлена потеря груза или если груз не прибыл по истечении срока, предусмотренного в статье 19, грузополучатель может требовать от своего имени от перевозчика удовлетворения, ссылаясь на права, обеспеченные ему договором перевозки». Если грузополучатель решит воспользоваться этим правом, тогда он должен действовать в соответствии с положениями ч.2 ст.13, а именно: «грузополучатель, осуществляющий права, предоставляемые ему согласно пункту 1 настоящей статьи, обязан погасить возникшие на основании накладной долговые обязательства. В случае возникновения спора по этому поводу перевозчик обязан осуществить доставку груза лишь в случае внесения получателем залога». Иными словами, теперь уже грузополучатель, а не грузоотправитель оплачивает фрахт. Кроме того, грузополучатель должен подтвердить получение груза. Для этого он ставит свою печать и подпись в 24-й графе накладной.

Если незаполнено – придётся доказывать

При перевозках в Россию принято, что фрахт оплачивает российский заказчик. В данном случае в CMR накладной должны быть печати и подписти трёх сторон: грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя. Для перевозчика главное, чтобы в накладной была печать российского грузополучателя, так как она является доказательством того, что перевозчик груз доставил, грузополучатель его получил и взял на себя обязательство оплатить стоимость перевозки.

Что ожидает перевозчика в том случае, если 24-я графа будет не заполнена?  Адвокат Реда Алексинайте говорит, что согласно CMR Конвенции, накладная является документом, подтверждающим договор на перевозку. С другой стороны, неправильно заполненная или утерянная CMR накладная не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора (ст. 4 CMR Конвенции), поэтому может казаться, что перевозчики не должны волноваться. Однако, в случае потери или неправильного заполнения накладной, перевозчик будет вынужден доказывать доставку груза его получателю другими способами. Адвокат отмечает, что процесс доказательства довольно сложный, поэтому во избежание возможных проблем, перевозчик должен требовать, чтобы грузополучатель поставил в накладной свою подпись. И это ещё не всё. Формально CMR Конвенция не требует, чтобы в накладной, кроме подписи, была печать грузополучателя, однако многие перевозчики по опыту знают, что отсутствие печати может стать предметом спора о доставке груза не тому получателю, которому он был предназначен. Подпись и печать (с реквизитами компании) в 24-ой графе является доказательством того, что груз был доставлен получателю, указанному во 2-ой графе.

Проверять, проверять и ещё раз проверять!

Следует отметить, что важно не только правильно заполнять CMR, но и уметь читать этот документ. В ходе перевозки в накладной, помимо изначально указанных сведений, появляется множество печатей и отметок: вписываются номера контейнеров, пломб и транзитных деклараций, указываются сроки доставки груза на таможню, время прибытия, дата выгрузки и многое другое. Способность разобраться, что к чему очень поможет в случае конфликтных ситуаций, когда нужно обосновать свою позицию или привести документально закреплённые доказательства.

Так как CMR накладная объединяет в себе информацию из других транспортных и товарно-сопроводительных документов, очень важно, чтобы эти сведения совпадали. Любое разночтение данных в CMR и инвойсе, в CMR и упаковочном листе, в CMR и в TIR книжке влечёт за собой множество проблем, особенно для перевозчика.

Проверять, проверять и ещё раз проверять! – вот золотое правило перевозчика. Любое притупление бдительности может привести к печальным последствиям.

Ошибки в CMR делаются постоянно – причина в том, что транспортные документы к перевозчику попадают от разных источников (грузоотправителя, экспедитора или некомпетентных посредников). этот печальный факт приводит к постоянному раздражению и бумажной волоките.

Поэтому обращаемся к тем, кто заполняет CMR – будьте компетентны, дорожите временем и нервами перевозчиков. А перевозчикам советуем внимательно читать, что написано в CMR.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 56
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0