Россия повысила тариф дорожного сбора для лёгких коммерческих автомобилей
19-го апреля Министерство транспорта России приняло постановление № 326, в котором установило новый тариф проезда по дорогам России для лёгких коммерческих автомобилей. Кроме повышения тарифа, в списке стран, на чьих перевозчиков он будет распространяться, появились Литва и Латвия. В официальной информации говорится, что повышение тарифа позволит собрать больше средств в Федеральный дорожный фонд, которые впоследствии будут направлены на развитие российской дорожной инфраструктуры. Отныне за проезд по дорогам России автомобилям грузоподъёмностью от 3,5 до 12 тонн (включительно) придётся платить 850 рублей (11,45 евро) в сутки, а в год – 120 000 рублей (1616,13 евро).
До сих пор на владельцев указанной категории транспортных средств распространялось постановление Минтранса России № 1007 (от 24.12.2008), согласно которому, автомобили грузоподъёмностью от 3,5 до 12 тонн за сутки пребывания на территории России должны были платить 385 рублей (5,19 евро), а в год – 60 тыс. рублей (808,70 евро). При этом в официальных российских источниках очень интересно преподносится аргументация повышения тарифа – оказывается, тариф повышается в связи с повышением курса евро по отношению к рублю, хотя здравомыслящие экономисты используют иную лексику – не курс евро повышается, а курс рубля падает…
Так или иначе, но до недавнего времени на литовских перевозчиков указанный дорожный сбор не распространялся. Последние российские «ответные меры» появились на основании Федерального закона № 257 от 08.11.2007, в котором сказано, что Россия будет вводить налоги для иностранных перевозчиков в том случае, если другие страны будут применять в отношении российских перевозчиков аналогичные меры. Российские власти вспомнили, что Латвия ввела дорожный сбор для иностранных перевозчиков (в том числе и российских) 1-го июля 2014 года, а Литва – в декабре 2015 г. Однако, они «забыли», что Литва своими действиями лишь отреагировала на введение «Платона», так как до этого оба государства придерживались межгосударственного соглашения от 1993 года, согласно которому, перевозчики обеих стран были освобождены от уплат дорожных сборов.
Обещания российского правительства по поводу того, что средства, собранные в Федеральный дорожный фонд, позволят развернуть крупные строительные проекты, у многих вызывают улыбку. Как бы не старались российские власти убедить своих граждан и международное сообщество в том, что 84,19 млрд рублей (примерно 1,1 млрд евро), выделенные федеральным бюджетом на строительство и развитие дорожной инфраструктуры в 78-и регионах России, дадут ощутимый эффект – в это мало кто верит. Наоборот, в последнее время в интернете появилось много «живых» историй водителей, которые не могут понять, как занятая строительством гигантского моста в Крым страна не может привести в порядок свои собственные дороги. Вашему вниманию – одна из таких историй.
Однако, вернёмся к вопросу о повышении тарифа дорожного сбора для лёгких коммерческих автомобилей. Несколько дней тому назад в сообществе литовских перевозчиков он вызвал достаточное недоумение. На форуме Cargo.LT деловая дискуссия перевозчиков едва не переросла в политическую. За комментариями к этому вопросу редакция CargoNews.lt обратилась к Мечиславасу Атрошкявичюсу, Президенту союза превозчиков.
«С 1993 по 2008 год ни литовские, ни российские перевозчики дорожный сбор на территории другой страны не платили. 24.12.2008 Россия приняла постановление № 1007, в котором объявила, что дорожный сбор будет взыматься с иностранных транспортных средств грузоподъёмность более 3,5 тонн. В списке стран оказалась и Литва. Мы платили этот сбор несколько месяцев, пока 05.20.2009 нашими усилиями Литва не была исключена из этого списка – это Россия сделала на основании межгосударственного соглашения, заключённого в 1993 г. Всё это время перевозчики других стран ЕС платили указанный сбор. Когда Россия вводила „Платон“, то постановление 2008 года было лишь подкорректировано – в нём была уточнена грузоподъёмность автомобилей (от 3,5 то 12 тонн), „Платон“ же касается автомобилей с общей допустимой массой более 12 тонн. Поэтому сейчас, когда Россия обсуждала тариф дорожного сбора (в связи с падением курса рубля), российские власти заметили, что ни Литва, ни Латвия этот сбор не платит – следовательно, нас включили в список стран, которые обязаны его платить. Я не усматриваю здесь никакой политики или каких-то особых „знаков внимания“ нашим перевозчикам. Наоборот –до сих пор литовские и латвийские перевозчики были исключением, между тем как все остальные европейские перевозчики этот сбор платили. Просто сейчас Россия исправила пробел в своей законодательной базе, и, если так можно выразиться, сбалансировала весы. А если вернуться в недавнюю историю, то надо быть до конца объективными и признать, что Литва до последнего придерживалась договоренности 1993 года и не вводила платы за дороги российским перевозчикам, хотя нас за это не раз критиковали и ругали. И даже угрожали санкциями. Но Россия первая отошла от договога 1993 года и у нас не было иного выхода, это был ответный шаг», – говорит М. Атрошкявичюс.
Как всегда, любое российское известие заставляет перевозчиков «принимать боевую готовность». На этот раз литовские перевозчики были обеспокоены тем, что большегрузам придётся платить и за пройденные километры (по системе «Платон»), и за сутки пребывания в России. По словам М. Атрошкявичюса, эту небольшую панику посеяли не совсем точные комментарии президента «Linava» Э. Микенаса. Никакого двойного налогообложения быть не должно – автомобили грузоподъёмностью от 3,5 до 12 тонн будут платить за сутки пребывания в России (например, в форме виньетки), а автомобили с общей допустимой массой более 12 тонн – за пройденные километры, по системе «Платон».
Казалось бы, всё просто. Однако, для того, чтобы правильно прочесть и понять российские законодательные акты, нужно отдельное образование. В данном случае смятение в рядах перевозчиков могли вызвать некоторые формулировки: если в правилах «Платона» используется определение «общая допустимая масса», то в постановлении Минтранса говориться о грузоподъёмности транспортных средств. Чисто теоретически это может означать, что некоторые автомобили, чья грузоподъёмность не превышает 12 тонн, вместе с грузом могут весить более 12 тонн. Конечно, на практике такое бывает редко, однако содержание формулировок постановления № 326 не исключает возможность того, что автомобили могут попасть под оба налога.
Остаётся надеяться, что разные формулировки – это лишь техническая ошибка авторов законодательных актов. Однако, кто может гарантировать, что за чьи-то «технические ошибки» не придётся расплачиваться перевозчикам? На данный момент этот вопрос остаётся без ответа. Как нет и ответа на вопрос, когда начнут действовать новые тарифы. По мнению М. Атрошкявичюса, это может произойти в течение 7 или 30 дней с момента официальной публикации постановления.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.