Россия непредсказуема, но искать новые рынки для бизнеса не хватает инициативы
Уже не первый год перевозчики застревают на российской границе и не известно сколько раз еще повторятся такие помехи. Поэтому совсем неважно какие причины перечисляются, намного важнее каков будет результат. А он очевидно негативный – потерянный доход, нарушение договор с клиентами и потеря клиентов.
Либо еще хуже: сначала убытки понесут компании, а потом и вся экономика страны. И из-за непредсказуемой соседки такое давление может испытать любой сектор, как в прошлом году случилось с молочным, а потом и мясным экспортом. Кто на очереди?
Может нужны более уверенные шаги в поисках новых рынков – и не тогда, когда уже понесены убытки, а заранее? Кажется, бизнес пока что очень осторожен. С такой точкой зрения согласны и политики, и экономисты, и сами предприниматели.
Премьер стал говорить, что, если часть логистики обанкротиться – компании по перевозкам и складированию – ВВП страны может упасть на 4 проц. И не только. Работники этих компаний могут стать безработными. Но премьер сразу отгоняет такие мысли, потому что, по его словам, такое развитие событий нереально.
Так было в прошлом году и в позапрошлом и неизвестно, сколько раз еще повторится. Бывший премьер, председатель комитета Сейма по европейским делам Гедиминас Киркилас утверждает, что этот бизнес всегда будет очень рисковым и зависящим от различных политических и дипломатических соглашений. К тому же, в данном бизнесе большая конкуренция, и до этого литовцы были очень конкурентоспособными.
«Официальных объяснений на самом деле нет. Никто до сих пор до конца не знает, какие мотивы были на самом деле, что повлекло за собой ограничения. Я не отрицаю, что в России в среднем звене есть самостоятельные люди. Не понятно, чем они мотивируются, принимая то или иное решение. Ясно одно, что это одна из попыток избавиться от конкурентов», — говорил Г. Киркилас.
Экономист Гитанас Науседа говорит, что литовские перевозчики везут много реэкспортных грузов, ввоз которых в Россию неограничен санкциями, поэтому не осуществив своих обязательств, они рискуют потерять клиентов.
«Вопрос о том, вылетят ли наши перевозчики с рынка и сможем ли мы в будущем реэкспортировать, очень важен», — говорил Г. Науседа.
Когда служба новостей канала LRT посещала завод группы компаний BOD, на котором изготавливают компактные диски и модули солнечной энергии, его руководитель Видмантас Янулевичус встретился с бизнес-делегацией из Армении. Ее сопровождали сотрудники посольства этой страны.
В. Янулевичус говорил, что компанию интересует деятельность в этой стране. После начала деятельности в Армении, будет проще укоренится и в соседнем Иране, в котором рынок еще больше. По словам руководителя, компанию интересовала и возможность расширения бизнеса в России или Беларуси. Но из-за отсутствия безопасного урегулирования было решено не рисковать.
Единственная в Европе компания, производящая модули солнечной энергии нового поколения, половину продукции продает в Западной Европе, другую часть в Малайзии. Возлагаются большие надежды на строительство заводов модулей солнечной энергии в этой стране. Интересуют возможности экспорта в Индонезию.
«Факт один, мы должны создавать продукт, у которого будет большая дополнительная ценность. Литва может стать мини Китаем в центре ЕС. Мы действительно можем это сделать, у нас есть источники, только нужно правильно инвестировать в верном направлении – в перспективные области, которые будут развиваться в ближайшие 10-20 лет, и это нужно делать обязательно. Несмотря на то, что у нас есть сейчас и что является нашим источником, нам следует ориентироваться и на кое-что другое», — говорит руководитель «BOD Group» Видмантас Янулевичус.
Бывший премьер Г. Киркилас утверждает, что уже видны результаты сотрудничества научной деятельности и бизнеса, которое началось несколько лет назад в нашей стране.
«Научный бизнес – перспектива Литвы. В этом нет сомнений. Особенно некоторые области, которые развиты больше всего – это биотехнология, лазеры. С лазерами мы работаем уже и со странами НАТО. (…) Сейчас главной проблемой является побудить бизнес инвестировать. Только государственных усилий недостаточно, а бизнес пока что очень осторожен», — говорит председатель комитета Сейма по европейским делам.
В. Янулевичус так же говорит, что не хватает инициативы со стороны бизнеса для поиска новых рынков за приделами ЕС и России.
«Для начала должны быть дипломатия, экономическая дипломатия, государственные соглашения, и конечно же, государственные делегации. К таким визитам должны не побоятся присоединится и бизнесмены, ехать, искать. Если бизнес работает, его нужно расширять, диверсифицировать. Самое болезненное в наше время то, что люди боятся тратить деньге, съездить, потому что заранее уверены, что ничего не получится. Да, возможно с четырьмя странами не выйдет, но повезет с пятой. Государство должно заниматься тем, чем должно, а бизнес должен следить за риском для своих инвестиций и пытаться его уменьшить», — сказал руководитель «BOD Group».
С бизнесменом согласен и экономист Г. Науседа.
«Правительство не может сказать бизнесу «делай это, делай то», потому что, тогда оно автоматически берет на себя ответственность, если что-то пойдет не так. Никакая власть такой ответственности на себя взять не может, и ни одна власть, даже самая проницательная, не сможет установить какие направления бизнеса будут самыми перспективными, потому что правительство никогда не было хорошим бизнесменом», — говорит он.
Г. Киркилас также утверждает, что у логистики есть перспективы, но останутся лишь сильнейшие. Остальные будут вынуждены искать другие отрасли бизнеса.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.