Российские «терминальные дозволы» – билет в один конец?
С 2017 г. Литва получает от России так называемые «терминальные дозволы» – двусторонние/транзитные разрешения, которые в 6 пункте «Особые отметки» содержат запись «Разрешается также перевозка грузов третьих государств» и используются для перевозки грузов из литовских терминалов (отсюда и неофициальное название). В этой связи на одном из недавних собраний «Linava» у членов ассоциации возник вопрос: «Может ли литовский перевозчик использовать «терминальный дозвол» для перевозки из России в Литву груза не из третьей страны, а то российская транспортная инспекция, якобы, говорит, что нет»? Тогда чёткий ответ на него не прозвучал, и редакция Cargonews решила разобраться в ситуации.
Не так страшен чёрт, как его малюют
Для начала с просьбой прокомментировать данный случай мы обратились к уже известному нашим читателям эксперту А. Жигулину из компании «ЕврАзОТО», которая занимается правовой поддержкой транспортников в России. Он ответил следующим образом: «Документа, который бы регламентировал «терминальный дозвол» как отдельный вид разрешения, нет. Мое мнение – везти можно. Однако я не готов рекомендовать перевозчикам такую процедуру, пока вопрос не разрешится окончательно. Можно пробовать, но с пониманием того, что вопрос, возможно, придётся решать в суде».
В соответствии с ещё одним частным экспертным мнением, из буквального толкования записи «Разрешается также перевозка грузов третьих государств» следует, что перевозка груза третьего государства не является единственно разрешенным видом перевозки для такого вида разрешения. Иными словами, по своей сути «терминальный дозвол» дает право на двустороннюю и транзитную перевозки любых видов грузов, вне зависимости от их происхождения и наличия статуса «груз третьего государства».
Таким образом, специалисты в области транспортного права в целом высказались в пользу того, что перевозка российского груза из России в Литву с использованием «терминального дозвола» возможна, однако после обращения к ним стало очевидно, что точку в этом вопросе может поставить только официальное разъяснение соответствующего госучреждения. Поэтому наша редакция обратилась в литовский Минтранс.
Там нам ответили так: «Министерство транспорта Литвы от Министерства транспорта Российской Федерации не получало информацию о том, что вышеупомянутые разрешения нельзя использовать для перевозки обратного груза из России в Литву. Министерство транспорта Литвы считает, что, поскольку перевозки из России в Литву являются двусторонними, для их осуществления могут использоваться и российские двусторонние/транзитные разрешения с отметкой «разрешается перевозка грузов третьих государств». Порядок использования российских двусторонних/транзитных разрешений с отметкой «разрешается перевозка грузов третьих государств» регламентируют правовые акты Российской Федерации».
Наконец, чтобы о российских «терминальных дозволах» больше не возникало никаких вопросов, редакция Cargonews при посредничестве Посольства РФ в Литве (которому отдельное спасибо за помощь) обратилась в Минтранс РФ. При этом мы предоставили вышеупомянутое экспертное мнение о том, что двустороннее/транзитное разрешение с отметкой «разрешается перевозка грузов третьих государств» дает право на двустороннюю и транзитную перевозки любых видов грузов, вне зависимости от их происхождения и наличия статуса «груз третьего государства», а также упомянули о том, что, по словам литовских перевозчиков, представители российской транспортной инспекции утверждают, что двустороннее/транзитное разрешение с отметкой «разрешается перевозка грузов третьих государств» не даёт право на двустороннюю перевозку из России в Литву.
Если честно, надежды на быстрый ответ не было, но случилось чудо – он пришёл в тот же день. Да ещё какой: «Ваш комментарий к данному вопросу абсолютно верен. Данное разрешение позволяет выполнять двусторонние перевозки грузов, независимо от их происхождения, между Россией и Литвой в обоих направлениях, а также транзитные перевозки через территорию России, если они не попадают под законодательно установленные ограничения. Трудно предположить, что сотрудник российской транспортной инспекции мог выдвинуть литовскому перевозчику такое требование. Представляется, что его могли не правильно понять».
К сожалению, редакция не может предоставить позицию Минтранса РФ на официальном бланке, но теперь перевозчики могут смело обращаться в это министерство для получения соответствующей бумаги, которую можно будет предъявить инспектору «Ространснадзора».
Вопрос паритета
Раз уж речь зашла о разрешениях на перевозку грузов, которыми обмениваются Литва и Россия, нельзя не поговорить о том, что литовские перевозчики систематически выражают недовольство теми соглашениями, которые в данной области заключают министерства транспорта двух стран (например, об этом можно прочитать в статье Cargonews).
Здесь важны два момента. Во-первых, литовские перевозчики считают, что им не нужно столько российских двусторонних разрешений (170 тысяч в год, включая «терминальные»), поскольку бóльшая их часть из-за необоснованно усложнённых российских требований остаётся невостребованной (прежде всего нужны разрешения на перевозку грузов третьих стран, которых Литва получает значительно меньше, чем двусторонних – чуть больше 10 тысяч – и которые быстро заканчиваются). При этом российские перевозчики пользуются не совсем понятной доброжелательностью литовского Минтранса при обмене разрешениями «по полной программе», поскольку могут везти грузы из Литвы в Россию без лишних ограничений (детальнее об этой ситуации на литовском языке здесь). Для наглядности ниже приводим статистику о количестве полученных литовскими и российскими перевозчиками разрешений с 2015 г. по сегодняшний день, которая чётко показывает многолетний дисбаланс в пользу России.
Во-вторых, литовские перевозчики отмечают, что невыгодная им ситуация повторяется из года в год потому, что Министерство транспорта Литвы и руководство «Linava» их не слышат и по непонятным причинам идут на уступки российской стороне. При этом в литовском Минтрансе нам отметили: «Перед каждыми переговорами Минтранс организовывает встречи с ассоциациями перевозчиков по вопросам, которые имеет смысл обсудить на заседании совместной [российско-литовской] комиссии. Такие встречи Минтранс организовывает и в этом году. Нужно отметить, что при создании литовской переговорной группы, всегда приглашаются представители организаций перевозчиков, которые задают вопросы и участвуют в дискуссиях во время переговоров».
Действительно, 28 февраля этого года состоялась встреча представителей «Linava» и литовского Минтранса, на которой обсуждался «российский вопрос». После этого на сайте ассоциации появилась информация о том, какие вопросы на ней обсуждались (все важные), но ни слова о реакции или обещаниях Минтранса. Последний на наш вопрос о том, что по итогам встречи планируется обсуждать с российской стороной, не ответил. Однако, как нам пояснил генеральный секретарь «Linava» Мечиславас Атрошкявичюс, это может быть связано лишь с тем, что переговорная позиция для встречи с представителями российского Минтранса ещё активно формируется (обобщённые предложения ассоциации, по его словам, будут представлены Минтрансу Литвы в ближайшее время). В то же время он подчеркнул, что сегодня взаимодействие между «Linava» и министерством транспорта по «российскому вопросу» как никогда продуктивное, и на лицо полное взаимопонимание. «Нас слышат, понимают, соглашаются и поддерживают. Я настроен оптимистично – существует большая вероятность того, что в этот раз у перевозчиков и у Литвы будет сильная переговорная позиция», — подытожил М. Атрошкявичюс.
Член президиума «Linava» и кандидат в президенты ассоциации Олег Тарасов, который непосредственно занимается «российским вопросом», также отметил, что мнение литовского Минтранса стало меняться. «Раньше на переговорах с российской стороной они не хотели делать резких заявлений, опасаясь в отношениях с Россией за другие сферы транспорта (ж\д, авиа). Однако наконец пришло понимание того, что автоперевозчики создают 6% ВВП Литвы, и надо более жёстко отстаивать их интересы. Уже есть договорённость о том, что обозначенные на встрече с представителями министерства проблемы будут подниматься на заседании межгосударственной комиссии, и позиция Литвы будет жёсткой. Основная проблема – отсутствие паритета в перевозках! Поэтому мы от Минтранса будем требовать снижения квоты разрешений со стороны Литвы российским перевозчиком, а также выделения калининградского транзита из общей квоты разрешений, чётких инструкций по заполнению российских разрешений и повышения штрафов за неправильное использование литовских разрешений. У нас впервые такая удачная переговорная ситуация», — констатировал О. Тарасов.
Посмотрим, что из всего этого получится – цыплят, как говорится, по осени считают.
***
Обобщая, хотим посоветовать перевозчикам не стесняться обращаться в различные госорганы (в том числе российские) с просьбой разъяснить тот или иной непонятный или спорный момент (или по крайней мере – в нашу редакцию, которая всегда готова помочь в меру своих возможностей). Результат, как показал пример «терминальных дозволов», может быть неожиданно приятным. Кроме того, перевозчики должны чётко и активно доносить свою позицию по российским разрешениям до литовского Минтранса (требовать это от руководства «Linava»), чтобы потом не искать виноватых – тем более, что в последнее время складывается впечатление, что он относится к их мнению всё с бóльшим пониманием.
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.