Проект „12-тонников“ – в жизнь: придется платить за проезд по федеральным трассам
30 марта 2015 года в Москве Федеральное дорожное агентство, ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» и АО «Газпромбанк» подписали прямое соглашение в рамках финансового закрытия по проекту «Создание системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн».
В ходе мероприятия заместитель Министра транспорта РФ Сергей Аристов отметил, что полученные от проекта средства (ежегодно около100 миллиардов рублей, в то время как урон дорогам от большегрузов измеряется триллионами рублей) поступят в Дорожный фонд РФ и будут направлены на обеспечение поддержания и развития федеральных автомобильных дорог.
Платными должны бы стать около 50 тыс. км федеральных трасс. С 15 ноября этого года фурам массой свыше 12 т придется платить за проезд по федеральным трассам: ориентировочный тариф – 3,75 рубля/км (0,06 EUR/км). За «безбилетный» проезд собственник фуры будет оштрафован на 150 тысяч рублей. Наказание за рецидив обойдется в 500 000 рублей.
Российские пользователи – владельцы автомобилей с массой свыше 12 тонн — получат бортовые устройства для оплаты проезда по федеральным трассам бесплатно и без залога. Иностранцам бортовые устройства выдадут на границе. Пока рассматривается вариант с внесением залога за эти устройства. На выезде из России водителей обяжут сдавать эти бортовые устройства. В целом активное информирование автовладельцев о механизмах выдачи бортовых устройств и других способах оплаты проезда за проезд по федеральным трассам начнется летом.
Владельцы фур смогут заранее согласовывать маршрут и оплачивать проезд в личном кабинете на специально созданном интернет-портале. Также можно будет оплатить и наличными через кассу в центрах информационной поддержки, которые будут располагаться в крупных городах — региональных центрах
Федеральное дорожное агентство спрогнозировало, что водители фур будут стараться сэкономить и вместо федеральных трасс станут выбирать региональные, от чего будет страдать региональная инфраструктура, что сильно ударит по кошельку ни в чем не повинных субъектов РФ.
Согласно законопроекту право взимать плату у регионов появится в 2017 г. Размер платы за проезд каждый регион будет определять самостоятельно. По предварительным подсчетам, такие изменения позволят увеличить доходы бюджета уже не на 100, а на 800 миллиардов.
По словам руководителя Федерального дорожного агентства Романа Старовойта, в дорожном трафике 12-тонники занимают всего 3,6%, а вред, наносимый проезжей части, составляет уже более 55%. В среднем ежемесячный пробег одной фуры составляет 12 тыс. км. Сегодня в России насчитывается около 1,6 млн транспортных средств категории N3 (с максимальной массой свыше 12 тонн). Учитывая хоть небольшую, но положительную динамику роста количества таких транспортных средств, к 2020 году только российский автопарк большегрузов может составить около 2 млн единиц при сохранении существующей динамики.
Справка
Проект «12-тонников» разработан Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральным дорожным агентством с целью привлечения внебюджетных источников финансирования в развитие дорожного хозяйства.
В основе СВП лежит принцип «пользователь платит», который уже несколько десятков лет используется в зарубежных странах: по статистике, ущерб наносимый дороге от проезда одного «12-тонника» равняется проезду 50 000 легковых машин. Таким образом, платежи осуществляются теми, кто больше всего разрушает дороги, зарабатывая на перевозках. Тариф за движение «12-тонников» предполагается в размере 3,5 рубля за километр. Деньги, полученные от владельцев транспортных средств, будут направляться в Федеральный дорожный фонд, который является основным инструментом финансирования ремонта и содержания дорог. Контроль за соблюдением законодательства будет осуществляться с помощью системы мобильного (курсирующие по федеральным трассам специальные автомобили — не менее 100 шт.) и стационарного контроля (рамные конструкции на трассах — не менее 480 шт.). Система контроля будет фиксировать нарушения в автоматическом режиме с использованием средств фото- и видео-фиксации и предусматривает полное исключение человеческого фактора.
Основные принципы работы системы взимания платы:
Оплата за фактически пройденное расстояние;
Безостановочное взимание платы (исключение человеческого фактора);
Использование глобальных спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС /GPS.
Система создается на основании распоряжения Правительства РФ от 29 августа 2014 г. N 1662-р, в рамках которого было заключено Концессионное соглашение между Федеральным дорожным агентством и компанией ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы». Введение системы позволит организовать взимание платы с автомобилей более 12 тонн в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию.
Проект будет реализован по схеме контракта жизненного цикла, предусматривающего обязательства Концессионера по созданию Системы взимания платы за счет собственного и заемного финансирования с ее последующим содержанием и эксплуатацией.
Газпромбанк предоставит ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» полный спектр банковских продуктов, необходимых для реализации проекта. Банк профинансирует капитальные и операционные затраты концессионера на этапах создания и модернизации системы. Общий объем привлекаемого финансирования составит 27 млрд рублей (432,7 млн. EUR). В отношении ставки предусмотрен механизм ее изменения в зависимости от рыночных условий и с учетом существующих программ поддержки от государства. Срок кредитной линии – до окончания срока действия Концессионного соглашения (12 лет).
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.