Проблемы, которые могут возникнуть при покупке подержанных автомобилей

scania rikiuote

В жизни любого автомобилиста бывает два неизбежных момента: первый – это когда нужно выбрать и купить новый (точнее, более новый, чем имеющийся) автомобиль, второй – когда его нужно продать. В обоих случаях существует риск того, что вместо хорошей вещи владелец приобретёт дорогостоящую головную боль и будет вовлечён в марафон бесконечных споров с продавцом или покупателем по поводу скрытых дефектов. Эта проблема очень актуальна для небольших транспортных компаний, так как у них, как правило, нет возможности нанимать юристов или технических экспертов. О том, на какие моменты необходимо обратить внимание при покупке подержанных автомобилей, редакция CargoNews.lt решила поинтересоваться у адвоката Донаты Юозумене и эксперта компании «Transporto studijos» Симонаса Липскиса.

Проблема скрытых дефектов

Отвечая на вопросы представителей Союза литовских перевозчиков, адвокат Д. Юозумене обратила внимание на необходимость очень серьёзно подходить к заключению письменного договора о купле-продаже. Несмотря на то, что шаблонный вариант договора можно найти на сайте «Regitra», стороны всё же должны очень подробно обсудить свои договорные обязательства.

«1-ого ноября 2015 года вступил в силу закон, согласно которому, в договоре о купле-продаже владелец подержанного транспортного средства обязан указывать подробную информацию об истории транспортного средства: все аварии или другие происшествия, в которых автомобиль пострадал в то время, когда принадлежал продавцу, а также другую известную владельцу информацию об участии автомобиля в дорожно-транспортных или других происшествиях. Как правило, в типовом договоре указывается только основная информация, по которой можно идентифицировать автомобиль, его владельца и потенциального покупателя, однако, не оговариваются обязанности сторон, гарантии качества, вопросы ответственности, порядок решения споров и т.д. Поэтому в каждом случае необходимо подготовить индивидуальный договор, охватывающий все упомянутые моменты. Если транспортное средство приобретается у иностранного субъекта, в договор о купле-продаже необходимо включить условие, предусматривающее, что спорные вопросы, вытекающие из договора, будут решаться в соответствии с литовским законодательством. Это позволить избежать дорогостоящих судебных разбирательств за рубежом», – подчеркнула адвокат.

Продавец обязан передать в распоряжение покупателя предметы, качество которых соответствует условиям договора о купле-продаже, а также документы, подтверждающие качество этих предметов. В случае, если возникнет спорный вопрос, а у сторон не будет письменного договора о купле-продаже, или будет обыкновенный типовой договор, покупателю будет сложно доказать, что транспортное средство не соответствует его ожиданиям, что разговор с продавцом был о предмете другого качества. Кроме того, если в договоре нет пункта о качестве предмета (в данном случае, о качестве транспортного средства), то продавец может свободно манипулировать такой фразой, как «машина завелась, значит, качество хорошее».

Как утверждает адвокат, если споры о недостатках транспортного средства возникают после того, как стороны заключили сделку, то ответственность за недостатки ложится на продавца. В Гражданском кодексе сказано, что продавец несёт ответственность за любые недостатки, которые были в предмете на момент заключения договора о купле-продаже, даже в том случае, если эти недостатки (так называемые скрытые дефекты) выявились позже. Правда, обязанность доказать, что недостатки или обстоятельства их возникновения появились до того, как транспортное средство было передано в распоряжение покупателя, ложится на покупателя.

В случае, если в момент заключения договора о купле-продаже покупатель знал или не мог не знать о недостатках покупаемого автомобиля, ответственность с продавца снимается.

С другой стороны, при покупке подержанного автомобиля не следует питать иллюзий насчёт того, что автомобиль будет работать как швейцарские часы – продавец не может нести ответственность за любой дефект, который будет раздражать нового владельца, поэтому при покупке подержанного автомобиля новый хозяин должен проявить личную ответственность: осмотреть и испытать автомобиль в пути, ознакомиться с имеющейся документацией, провести техническую проверку и т.д.

Нужно иметь ввиду, что владелец подержанного грузового автомобиля не обязан предоставлять покупателю никакие гарантии, если только об этом стороны не договорились добровольно в момент заключения договора о купле-продаже. Как правило, добиться каких-то гарантий можно в случае, если автомобиль покупается в специализированной компании, занимающейся продажей подержанных автомобилей.

В ловушках формальностей

Потенциальные покупатели очень часто ищут подержанную технику за рубежом. На это их подталкивают колебания обменного курса валют. В последнее время, из-за резкого падения курса рубля, многие транспортники обратили своё внимание на подержанные российские грузовые автомобили. Что нужно знать о приобретении подержанной техники из третьих стран?

Симонас Липскис, сотрудник компании «Transporto studijos», говорит, что всем покупателям, которые ввозят подержанную технику в Литву из третьих стран (стран, не входящих в состав Европейского Союза или Европейской экономической зоны), приходится проходить через «чистилище» индивидуального подтверждения пригодности транспортного средства к эксплуатации.

«В добавление к другим требованиям, владелец приобретённого в третьей стране транспортного средства обязан доказать его соответствие экологическим требованиям. Он обязан предъявить документ, подтверждающий, что в момент первой регистрации транспортное средство соответствовало действовавшим на тот момент экологическим требованиям ЕС. Например, если автомобиль впервые был зарегистрирован в 2010 году (в это время в Европе действовал стандарт „Евро 5“), значит, он должен соответствовать стандарту „Евро 5“. Иными словами, для того, чтобы грузовой автомобиль, приобретённый в третьей стране, можно было зарегистрировать в Литве, нужно предоставить копию сертификата, выданного производителю, или отправить транспортное средство в лабораторию технической службы, где на основании определённых испытаний будет выдано заключение о соответствии или несоответствии автомобиля установленным экологическим нормам. В Литве такой технической службы нет, поэтому более быстрый и дешёвый способ – обратиться за копией сертификата к представителю производителя транспортного средства. Однако, проблема заключается в том, что, например, если новый владелец захочет привезти из третьей страны не один, за десять одинаковых „Volvo“ – ему придётся пройти через 10 процедур индивидуального подтверждения пригодности транспортного средства к эксплуатации. Кстати, требований к коммерческому транспорту больше, чем к легковым автомобилям. Например, если компания решит купить пассажирский автобус, не предназначенный для европейского рынка, то для того, чтобы автобус был зарегистрирован в Литве, компании придётся убедиться в таких моментах, как „правильное“ расстояние между сиденьями, „правильное“ количество запасных выходов и т.д. Поверьте, хлопот будет выше головы», – предупреждает С. Липскис.

Зачем нужны такие сложные бюрократические процедуры? Не для кого ни секрет, что в странах, не входящих в состав Европейского Союза, экологические требования менее строгие, там можно регистрировать новую технику, соответствующую «Евро 4» или более низкому стандарту. Производство такой техники стоит намного дешевле, производители пользуются любой возможностью сэкономить, следовательно, и ведут себя соответствующим образом. Однако, зарегистрировать в Литве технику, которая во время своей первой регистрации не соответствовала действовавшим в то время экологическим требованиям, практически невозможно.

«Этот момент должны учитывать те, кто намерен приобрести подержанные грузовые автомобили в России. Как правило, в этой стране новейшие экологические требования вступают в силу несколько позже, чем в западных странах», – говорит С. Липскис.

Права покупателя

Адвокат Д. Юозумене напоминает о правах покупателя в случае, если в распоряжение покупателя передаётся транспортное средство с недостатками, которые не были заранее оговорены. В таких случаях покупатель имеет право потребовать, чтобы продавец:

  1. Заменил автомобиль с дефектами на другой (за исключением, если недостатки являются незначительными или они появились по вине покупателя);
  2. Снизил цену продажи;
  3. В разумные сроки безвозмездно отремонтировал транспортное средство;
  4. Возместил стоимость ремонта, если ремонт выполнил покупатель;
  5. Вернул покупателю всю сумму, уплаченную за транспортное средство, и предоставил возможность отказаться от его приобретения, когда это является существенным нарушением договора.

Существенным нарушением договора считаются такие обстоятельства, когда потерпевшая сторона не получает большую часть того, на что она надеялась в течение действия договора. Подобный вопрос решается в суде. Изучив материал дела, суд решает, были ли причиной нереализованных разумных ожиданий потерпевшей стороны действия стороны, нарушившей условия договора, или на это повлияли другие обстоятельства.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 56
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0