Приключения литовских перевозчиков в России: вместо рецепта – семинары
Россия – это страна, которая способна заставить иностранных перевозчиков решать очень нелёгкие головоломки. Вот уже примерно год, как перевозчики задаются вопросом, с каким набором разрешений и других грузосопроводительных документов они должны ехать в Россию – ехать так, чтобы и «волк был сыт, и овцы целы». Литовским перевозчикам решать эту задачу удаётся с большим трудом. Тема о разрешениях и других документах, необходимых для «законных» перевозок в Россию, постоянно поднимается на встречах смежных межгосударственных комиссий по транспортным вопросам. Однако, создаётся впечатление, что итоги этих заседаний сводятся к шаблонному «слушали – постановили». К сожалению, не в пользу литовских перевозчиков.
Не для кого ни секрет: Россия всеми силами старается ограничить присутствие иностранных перевозчиков на своей территории. Справедливости ради нужно сказать, что подобное стремление не является чем-то из ряда вон выходящим или «не имеющим аналогов в мире». Специальными административными мерами от воздействия извне свои транспортные рынки оберегают страны ЕС, Китай, США и другие крупные государства.
Однако, Россия так или иначе интересует не только литовских, но и других восточноевропейских (польских, румынских и т.д.) перевозчиков. Десятки тысяч грузовых автомобилей из этих стран бороздят широкое российское пространство, создавая конкуренцию местным перевозчикам. Поэтому российские власти принялись за меры, с помощью которых все «чужестранцы» постепенно выталкиваются с российского рынка.
Проверенный способ добиться желаемого результата – умело обменяться двусторонними и трёхсторонними разрешениями. Образцово-показательный обмен произошёл в конце ноября прошлого года, когда российская делегация сумела создать своим перевозчикам такие условия, что те грузы, которые до сих пор в Россию доставляли литовские перевозчики, как-то невзначай оказались в руках российских коллег, а литовские перевозчики остались практически ни с чем. Заметим – так считают перевозчики. Между тем Владислав Кондратович, руководитель делегации и директор Департамента развития и международных отношений в Министерстве транспорта и коммуникаций Литвы, считает, что литовские перевозчики получили самые наилучшие условия, какие только могли получить. Но об этом потом.
Рейс один, разрешения – два?
Другой предпринятый Россией способ регулирования рынка, на первый взгляд, не похож на административную меру. Однако, он очень эффективно «отбивает охоту» у европейских перевозчиков отправляться с грузами в Россию. В данном случае имеется ввиду нашумевший приказ Минтранса России № 301 и его неоднозначное толкование – причём настолько неоднозначное, что перевозчики более полугода не могут понять (ни сами, ни с помощью юристов), с каким комплектом документов они могут работать в России «законно». Факт тот, что российские таможенники требуют у перевозчиков одно разрешение (либо двустороннее, либо трёхсторонне), а сотрудники транспортной инспекции – как правило, другое. Если кому –то из сотрудников контролирующих служб (таможеннику или транспортному инспектору) перевозчик предъявит не то разрешение, которое у него потребовали, перевозчика накажут нешуточным штрафом (150 000 рублей / 2 300 евро). О подобных случаях неоднократно упоминали не только участники форума Cargo.LT, но и ассоциация польских перевозчиков (ZMPD). Правда, при поддержке правительства представители польских перевозчиков «мучали» российскую делегацию (имеется ввиду несколько встреч на уровне польского и российского вице-министров по транспорту) то тех пор, пока Россия не согласилась издать отдельную инструкцию для польских перевозчиков о том, как нужно толковать приказ № 301, чтобы польским перевозчикам не пришлось работать вразрез с элементарной логикой и не ездить в Россию по двум разрешениям.
Несмотря на то, что после издания этой отдельной инструкции ZMPD ещё некоторое время сообщал о штрафных санкциях, применяемых в отношении польских перевозчиков, кажется, что полякам удалось отстоять свои позиции.
С чем остались литовские перевозчики?
Обмен разрешениями, который состоялся в конце ноября прошлого года, некоторые перевозчики и президент «Linava» Эрландас Микенас назвали полным фиаско. Подробнее об этом говорилось в публикации CargoNews.lt.
Кроме того, что стороны обменялись разрешениями, было принято решение весной 2017 года организовать «контрольную» встречу, во время которой можно было бы обсудить текущие вопросы.
В сообщениях «Linava» говорится, что на встрече смежной межгосударственной комиссии по транспортным вопросам, которая состоялась в начале апреля нынешнего года, среди прочих вопросов обсуждались ситуации, когда у литовских перевозчиков на одну перевозку требуют два различных разрешения.
Когда редакции CargoNews.lt стало известно об этой встрече, нам, естественно, захотелось узнать о достигнутых результатах. Точнее – могут ли литовские перевозчики надеяться на благоприятные перемены, и если могут – то когда они произойдут? С этими и другими вопросами редакция обратилась к руководителю литовской делегации В. Кондратовичу и президенту «Linava» Эрландасу Микенасу. Вопросы, казалось бы, элементарные, но ответов на них не было очень долгое время. Создалось впечатление, что официальные лица старались «мариновать время»: В. Кондратович решил дать ответы спустя две недели после обращения редакции, а представители «Linava» думали над нашими вопросами почти месяц, и в итоге решили не давать никаких официальных комментариев.
Можно предположить, что любые комментарии на эту тему могут навредить исходу ближайших переговоров. Следует сказать, что российская делегация является на переговоры «вооружённая до зубов» – даже с распечатками публичных заявлений не только представителей «Linava», но и частных лиц! Вполне возможно, что на ближайших переговорах на столе российской делегации будет лежать распечатка и этой публикации.
Между строк такую подготовку можно понять как намёк на то, что «всё, что вы скажете, может быть использовано против вас!»
Однако, вернёмся к проблеме (пока наши читатели не начали завидовать умению российской делегации поворачивать ход переговоров в удобное для себя русло).
В качестве решения – семинар
Формально обе стороны признают, что эта проблема существует. Однако, какое решение было принято в ходе апрельской встречи? Литовская делегация просила о том же, о чём в прошлом году просили поляки: о чётком толковании приказа № 301. Как уже говорилось, поляки сумели добиться, чтобы российский вице-министр по транспорту издал инструкцию, объясняющую, как нужно толковать и выполнять положения приказа № 301.
К сожалению, в случае с литовскими перевозчиками всё получилось иначе: Россия решила, что не нужно менять правила работы сотрудников соответствующих учреждений – вместо этого нужно провести специальные семинары и научить литовских перевозчиков правильно заполнять документы. Иными словами, «это не у меня проблемы с миром – это у мира проблемы со мной»…
Далее последовала изнурительная игра в отсрочки: было решено в течение месяца подготовить учебные семинары (этот срок уже истёк, а семинаров всё нет), обучить перевозчиков и затем «посмотреть, как у них идут дела». По словам В. Кондратовича, такие семинары могла бы сорганизовать «Linava», или ГДТИ, или какая-то другая организация.
На вопрос литовской делегации, насколько, в связи с увеличением потока сборных грузов в Россию с литовских терминалов, Россия готова увеличить квоту соответствующих российских разрешений, российская сторона ответила, что хотела бы отложить обсуждение этого вопроса до осени, когда состоится очередное плановое заседание смежной межгосударственной комиссии.
Итак, время идёт, но никаких сдвигов с лучшую сторону не видно. Если не случится чудо (а оно, скорее всего, не случится), то в сентябре будет год, как литовские перевозчики отправляются в Россию либо по двум разрешениям (трёхсторонние становятся на вес золота, потому что Россия их выделила почти в 20 раз (!) меньше, чем двусторонних), либо по одному, рискуя получить штраф за «неправильный тип перевозки».
Российской делегации следует отдать должное хотя бы потому, что она предложила во всех случаях обращаться в соответствующие контролирующие органы и пообещала оперативно решать любые возникающие проблемы. Другое приятное обещание – по окончании имеющихся трёхсторонних разрешений выделить литовским перевозчикам дополнительную квоту, не дожидаясь планового заседания комиссии. По неподтверждённой информации, российские трёхсторонние разрешения могут закончиться уже в мае, однако, другие источники утверждают, что их должно хватить до осени. Между тем ГДТИ, которая располагает достоверной информацией, к моменту публикации этой статьи, в типичном для себя духе, официального ответа об истинном положении вещей не предоставила. Кстати, В. Кондратович утверждает, что при двусторонних перевозках в Россию многие литовские перевозчики напрасно используют трёхсторонние разрешения (а что им остаётся, если определение типа перевозки зависит от российского таможенника или сотрудника транспортной инспекции, и в Литве никому нет дела до того, кто и как должен заняться этим вопросом, чтобы он был решён раз и навсегда?).
В очередной раз литовским перевозчикам остаётся надеяться только на обещания и добрую волю российской стороны. Потому что все переговорные позиции – квоту литовских разрешений для российских перевозчиков – Литва «сдала» в ноябре прошлого года. На сегодняшний день любое желание литовской стороны может рассматриваться всего лишь как просьба, а не как условие.
Всё хорошо!
В. Кондратович утверждает, что согласно последней статистике, литовские перевозчики, работающие в России, показывают отличные результаты: прошлогодние результаты удалось улучшить, а поток двусторонних грузов распределился почти поровну. Однако, эти факты – история. Интереснее узнать, какой он видит перспективу? Не будут ли планы и возможности литовских перевозчиков ограничены нехваткой необходимых разрешений?
В. Кондратович утверждает, что никак нет. По его словам, литовские перевозчики могут возить в Россию грузы третьих стран по двусторонним разрешениям с оригиналом поручения или по двусторонним разрешениям с копией CMR накладной, с которой груз прибыл в Литву, был выгружен на терминале, перегружен в другой автомобиль и отправлен в Россию. Всё было бы ничего, если бы не одна «техническая мелочь» – оригинал поручения идёт по почте 2-3 недели, а груз нужно везти завтра. Когда за каждый груз идёт борьба, то о такой роскоши, как заблаговременное планирование погрузок, говорить не приходится.
Чиновник обратил внимание на то, что и Министерство транспорта и коммуникаций, и ассоциация «Linava» собирают и анализируют информацию о всех случаях, когда литовским перевозчикам были назначены необоснованные штрафы. Для того, чтобы можно было решить системные проблемы, перевозчики должны сами обращаться в министерство с конкретными примерами, которые впоследствии министерство могло бы использовать в формировании пакета требований к условиям работы литовских перевозчиков в России.
По словам В. Кондратовича, литовские перевозчики получают в России штрафы за то, что отправляются в Россию с «неправильным» пакетом документов. Например, они практически не используют возможность поездки по двустороннему разрешению с копией изначальной CMR накладной, по которой груз прибыл на терминал в Литву. Они едут без этой копии, за что их российские службы и наказывают.
Насчёт двух разрешений у В. Кондратовича тоже есть объяснение: российская таможня и российская транспортная инспекция – два разных учреждения, они не могут отвечать за действия друг друга (правильно, если нет единого документа, обязывающего толковать другой единый документ в однозначном порядке, то каждое учреждение будет его истолковывать в рамках своей деятельности и компетенции). Поэтому таможенник выполняет свою работу при допуске груза на территорию России, а транспортный инспектор подходит к этому вопросу под другим углом. А за все «углы» и «подходы» платят перевозчики.
И в заключение – фантазия на тему о том, как могли бы выглядеть идеальные осенние переговоры? Что министерство могло бы сделать, чтобы у литовских перевозчиков в России появилось больше свободы? На этот вопрос В. Кондратович ответил другим вопросом: «что может быть большей свободой, чем перевозки грузов третьих стран по двусторонним разрешениям?» Тут возможны два варианта ответов: либо всё настолько хорошо, как об этом говорит глава литовской делегации, либо собеседник умело скрывает стратегию проведения предстоящих переговоров.
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.