Почему растёт стоимость страховых услуг, или о чём умалчивают страховые компании

В памяти многих владельцев автомобилей 2017 год запомнится как год резкого подорожания страховых услуг. Правда, ещё в 2016 году страховщики предупреждали, что страховые взносы увеличатся. По предварительным подсчётам, стоимость полиса ОСАГО должна была повыситься на 25-30 проц. Похоже, что прогнозы оправдались. Но даже сейчас, когда рынок вроде бы смирился с этим резким скачком цен, не перестают ходить разговоры о том, что это не конец.
Необъяснимый скачок цен вызвал массу вопросов как у владельцев легковых автомобилей, так и у владельцев грузового транспорта. Перевозчики не заставили себя ждать, и в апреле нынешнего организовали на улицах столицы театрализованный пикет, во время которого открыто выражали своё недовольство резким повышением стоимости страховых полисов и пытались обратить внимание страховых компаний на то, что подобная политика может задушить весь сектор грузоперевозок. На что представители страховых компаний ответили расплывчатыми заявлениями о том, что страхование грузового транспорта приносит им одни только убытки, а на величину страховых взносов влияет рост числа дорожно-транспортных происшествий, общее обновление транспортного парка (за счёт новых дорогостоящих автомобилей), соответственно, увеличение затрат на ремонт новых дорогостоящих автомобилей, и как следствие всего этого – увеличение сумм страховых выплат.
Так как дискуссии и споры по этому вопросу не утихают почти год, а ряды недовольных перевозчиков уверенно растут, редакция CargoNews.lt решила поинтересоваться этой темой и побеседовать с компаниями, которые находятся по разные стороны баррикад. К сожалению, когда мы попытались пообщаться со страховщиками, нас настигло первое разочарование…
Страховщики оградились стеной молчания
В попытке понять, что же всё-таки происходит на рынке страховых услуг, редакция CargoNews.lt обратилась ко всем страховым компаниям, которые занимаются страхованием транспортных средств, с просьбой прокомментировать дальнейшее развитие событий в плане стоимости страховых услуг и обстоятельства, определившие такой резкий скачок цен.
Некоторые компании просто посчитали ненужным отвечать на вопросы редакции, а ответы остальных были примерно одинаковыми.
Джюгас Шаулис, руководитель департамента по маркетингу в страховой компании «If»:
«Для выяснения причин, как и почему изменилась стоимость страховых услуг и как менялась динамика убытков, связанных со страхованием автомобилей, настоятельно советую обратиться в Литовскую ассоциацию страховщиков. Там вам смогут предоставить обобщённый комментарий о всём страховом рынке. Также у них точно есть вся статистика страховых случаев, она неоднократно оглашалась. Мы не можем предоставить комментарий насчёт стоимости страховых услуг в будущем, так как подобные комментарии запрещены Советом по конкуренции».
Редакция, как ей посоветовали, связалась с Литовской ассоциацией страховщиков, однако, ответ этого учреждения нас в прямом смысле слова шокировал. Приводим дословный перевод ответа.
Ева Нарашкявичюте-Кубиле, Литовская ассоциация страховщиков:
«Сообщаем, что Литовская ассоциация страховщиков не накапливает информацию о стоимость страховых услуг, так как это могло бы противоречить конкурентному праву. Также мы предоставляем информацию и анализ только средствам массовой информации и журналистам, представляющим эти средства, государственным учреждениям и организациям, которые защищают общественный интерес. Пользователей страховых услуг – физических лиц – мы консультируем по конкретным вопросам предоставляемого им страхования.
Упоминаемый вами портал www.cargonews.lt является интернет-страницей частной логистической компании, поэтому в своей практике мы не консультируем бизнес-предприятия».
Напрашивается вывод, что у страховых компаний, которые в один момент резко повысили цены на свои услуги, нет чёткой аргументации своих действий, поэтому они пытаются играть в пинг-понг и либо передают «право ответа» одна другой, либо вообще отказываются от комментариев, прикрываясь формальными причинами. А самое интересное, что главная контролирующая инстанция – Банк Литвы – просьбу прокомментировать ситуацию тоже проигнорировал.
Между тем литовская дорожная полиция, к которой мы обратились с просьбой предоставить статистику дорожно-транспортных происшествий (весной нынешнего года официально все страховщики ссылались на то, что повышение цен обусловлено возросшим количеством дорожно-транспортных происшествий), и литовские перевозчики были настроены куда более дружелюбно. Так как страховщики от комментариев отказались, мы попробуем сделать выводы сами и поделимся предположениями перевозчиков.
Статистика дорожно-транспортных происшествий
При анализе статистики ДТП необходимо разделить все учётные происшествия и только те, в которых участвовал коммерческий транспорт. Похоже, что страховщики, когда ссылались на возросшее количество ДТП, этого не сделали, а просто взяли «сухие» цифры из статистики ГДТИ. Получилось, что в 2016 году в Литве произошло 3289 учётных происшествий, а в 2015 году – чуть меньше (3033).
В этой публикации мы не будем вдаваться в статистические подробности трагических последствий ДТП – в данном случае нас больше всего интересуют цифры, с помощью которых можно подкрепить или опровергнуть аргументацию страховщиков, когда они говорят, что грузовой транспорт стал чаще попадать в ДТП, поэтому перевозчиков нужно усмирить повышением стоимости страховых полисов. Похоже, что информация, которую нам предоставила литовская дорожная полиция, полностью зачёркивает этот аргумент.
Категория >3.5 < 12 тонн | 2016 01.01.-12.31. . | 2017.01.01-10.24. | Разница% |
---|---|---|---|
Общее количество учётных происшествий (с гибелью и/или телесными провреждениями людей) | 36 | 25 | -31 |
- погибло | 5 | 3 | -40 |
- получили телесные повреждения | 52 | 33 | -37 |
- из них по вине водителей | 16 | 12 | -25 |
- погибло | - | - | - |
- получили телесные повреждения | 21 | 15 | -29 |
Количество техническиx происшествий | 193 | 154 | -20 |
В ОБЩЕЙ СЛОЖНОСТИ | 229 | 179 | -22 |
Категория > 12 тонн | 2016 01.01.-12.31. . | 2017.01.01-10.24. | Разница % |
---|---|---|---|
Общее количество учётных происшествий (с гибелью и/или телесными провреждениями людей) | 139 | 130 | -6 |
- погибло | 22 | 26 | +18 |
- получили телесные повреждения | 149 | 166 | +11 |
- из них по вине водителей | 68 | 48 | -29 |
- погибло | 2 | 1 | -50 |
- получили телесные повреждения | 66 | 63 | -5 |
Количество техническиx происшествий | 846 | 678 | -20 |
В ОБЩЕЙ СЛОЖНОСТИ | 985 | 808 | -18 |
Не нужно быть одарённым математиком чтобы понять, что официальная статистика дорожно-транспортных происшествий с участием коммерческого транспорта на корню идёт в разрез с заявлениями страховщиков о том, что стоимость страховых полисов их вынудил поднимать якобы рост числа страховых случаев – у нас есть полный повод в этом сомневаться. Тогда в чём же причина? На этот счёт у литовских перевозчиков есть своё «неудобное» мнение.
Перевозчики о росте стоимости страховых услуг: это месть страховщиков
По словам представителей Союза литовских перевозчиков (СЛП), с которыми беседовала редакция CargoNews.lt, такой резкий скачок цен на страховые услуги – не что иное, как…месть страховых компаний. В СЛП нам сказали, что было время, когда перевозчики, пытаясь уберечься от недобросовестных водителей, участвовали в профессиональном чате, где в защиту репутации и имущества (не только собственного, но и чужого) делились информацией о потенциально «опасных» водителях. Сейчас, по их мнению, аналогичным делом занимаются страховые компании – страховщики завели собственные «чёрные списки» для «неудобных» транспортных компаний.
Не для кого ни секрет, что страхователь и страховщик не всегда сходятся в едином мнении, когда дело доходит до определения ответственности или выплаты страховых выплат. Очень часто такие ситуации решаются в суде. Так вот – если, по словам перевозчиков, страховая компания проигрывает дело, то выигравшая сторона (т.е. перевозчик) сразу вносится в «чёрный список» и стоимость страхового полиса искусственно завышается. А чтобы контролирующие учреждения ничего не заподозрили, все страховщики предлагают примерно одинаковую завышенную цену. Это предположение подтверждает и статистика СЛП – рост стоимости страховых услуг для транспортных компаний, которые не вступали в конфликт со страховщиками, был минимальным, но для тех, которые выиграли судебные дела, стоимость страховых полисов возросла в несколько раз (и даже больше).
Порядковый номер компании | Стоимость страховки в 2016 г., евро | Стоимость страховки в 2017 г., евро | Примечания |
---|---|---|---|
1 | 1200 | 1300 | Без происшествий |
2 | 1200 | 1400 | Небольшие происшествия |
3 | 800 | 1200 | Без происшествий |
4 | 2000 | 7000 | Решили не страховаться |
5 | 3000 | 1700 | Поменяли страховую компанию |
6 | 1100 | 1200 | Без происшествий |
7 | 4100 | 6400 | Несколько происшествий |
8 | 1600 | 10 000 | Перевели компанию в другую страну |
По словам перевозчиков, при нынешней ситуации, если компания хочет сохранить свой бизнес, перевод компании в другую страну зачастую становится единственным решением. Для справки: в Эстонии, например, страховка одного тягача на год стоит от 700 евро (когда компания платить всю сумму сразу) до 900 евро (когда компания выплачивает страховку по частям). В Польше страховка одного тягача на год стоит фиксированные 900 евро.
Конечно, решение перевести бизнес в другую страну приемлемо не для всех, поэтому в настоящее время СЛП с помощью юристов готовит абсолютно новую редакцию Закона ОСАГО – по словам представителей СЛП, новый закон обеспечит равноправные и честные условия сотрудничества не только для перевозчиков, но и для владельцев легковых автомобилей и тех же страховщиков. Законопроект будет передан на рассмотрение в Сейм, а всё остальное будет зависеть от воли избранников народа – смогут ли водители и перевозчики легче вздохнуть, или им и дальше придётся в вынужденном порядке регистрировать компании за границей, а тем временем страховщики без-каких либо аргументов, когда им заблагорассудится, будут продолжать повышать стоимость услуг и таким образом «одевать усмирительную рубашку» на компании, которые решились им противостоять.
В любом случае вопрос стоимости страхования транспортных средств остаётся открытым, поэтому можно ждать продолжения истории…
Комментарии
Отсутствие конкуренции породило условия для ценового беспредела. LINAVA создаёт новую страховую компанию. Надеюсь ето заставит страховой картель вернуться к реальным ценам.
Народ хочет знать? Почему?
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.