После международного скандала – миллионные выплаты литовским предпринимателям

atsisiųsti

3,5 млн. евро наличными и 1,2 млн. евро в специальный фонд – такие суммы в компенсации могут получить члены Литовской национальной ассоциации автомобильных перевозчиков после того, как узнали о скандальной и, возможно, криминальной схеме действия гарантийной системы TIR.

Эти цифры порталу delfi.lt предоставил президент ассоциации «Linava» Эрландас Микенас. Он также сказал, что 7-го марта на адрес ассоциации поступило предложение Международного союза автомобильного транспорта (IRU) договориться по этому вопросу в мирном порядке.

«Безусловно, мы будем обсуждать предложение, над ним сейчас работают юристы. На основании заключений юристов мы примем решение, принять предложение IRU или нет», — заявил Э. Микенас. Он также сказал, что в первую очередь это предложение будет обсуждать президиум «Linava», а решение будет приниматься на конгрессе ассоциации, который состоится 26-го апреля нынешнего года.

На вопрос, какое личное отношение президента «Linava» к предложению IRU, Э. Микенас ответил, что «получать деньги всегда приятно».

Однако, Мечисловас Атрошкявичюс, руководитель транспортной компании «Mečys», поднимает вопрос, является ли предлагаемая сумма компенсации достаточной, и на каких условиях её стоит принимать.

Схему раскрыл один из бывших руководителей

Скандальная история с коррупционным оттенком началась в апреле 2016 года, когда Марек Ретельский, бывший в то время руководителем TIR департамента IRU, обратился в правоохранительные органы по поводу, как он считал, скрытых 510 млн евро.

Эта сумма поступила в IRU в качестве взносов участников TIR системы за гарантии, предоставляемые перевозчикам на основании подписанной в 1975 году в Женеве TIR Конвенции.У бывшего руководителя TIR департамента IRU возникли подозрения, что система могла быть использована в недобросовестных целях.

М. Атрошкявичюс пояснил, что в стоимость TIR книжек заложена страховая сумма, обеспечивающая доставку груза – если груз не будет доставлен, грузополучатель получит страховую выплату.

«Компания (перевозчик) покупает эту гарантию в „Linava“. IRU печатает и продаёт TIR книжки, также администрирует взносы за эти книжки. Все средства оседали в IRU.

В стоимости TIR книжек была заложена определённа сумма за страхование. В то время она была слишком большой, поэтому IRU придумал схему: он якобы платил страховым компаниям за страховки, а страховые компании в виде „отката“ накапливали эти средства в пользу IRU», – объясняет М. Атрошкявичюс.

М. Ретельский обратился к швейцарским прокурорам с жалобой, в которой обвинил руководителей IRU Умберо де Претто и Бориса Бланше в «серьёзных преступных действиях».

М. Ретельский заявил, что с 1995 года в IRU существовала схема, по которой часть средств, полученных от продажи TIR книжек и предназначенных для страховых взносов, направлялась в различные налоговые «райские места», — такие, как Бермудские острова или Остров Мэн.

«По нашим сведениям, это средства вкладывались в различные проекты по развитию недвижимости в Турции, России и Украине», – в ноябре 2016 года завил независимый портал «The Loadster».

Провели аудит

После того, как М. Ретельский выступил с официальными обвинениями, IRU заказал независимый аудит. Его провела компания «Ernst & Young».

Аудиторское заключение было представлено на заседании Европейской экономической комиссии ООН, которое состоялось 28 ноября 2016 года.

В публично доступном заключении говорится, что серьёзных нарушений в деятельности руководства IRU не обнаружено. Однако, аудиторы подтвердили факт существования раскрытой М.Ретельским схемы.

Сотрудники « Ernst & Young» отметили, что У.де Претто и Б. Бланше начали работу в 2013 году, поэтому не могут быть в ответе за схему, действовавшую с 1995 года.

Аудит также не дал окончательный ответ на вопрос, какая сумма могла переведена на оффшорные счета. Однако, в аудиторском заключении говорится, что на счёт компании «Westyard Developments Limited», зарегистрированной на Острове Мэн, поступило, по меньшей, мере, 90 млн евро.

На вопрос, какая в точности сумма денег могла быть переведена на оффшорные счета, и кто из руководства IRU понесёт за это ответственность, должны ответить швейцарские прокуроры. В настоящее время прокурорское расследование ещё не закончилось

IRU предлагает мировое соглашение

По словам М. Атрошкявичюса, на заседании президиума IRU, в состав которого входит и Э. Микенас, на основании аудиторского заключения было принято решение обратиться ко всем членам IRU с предложением решить этот вопрос в мирном порядке.

7-го марта на адрес 138 членов IRU было направлено обращение, в котором IRU предложило «двигаться вперёд».

В копии документа, которой располагает delfi.lt, говорится о том, что IRU предлагает всем своим членам в общей сумме выплатить 30 млн швейцарских франков (28 млн евро) и ещё 28 млн евро отчислись в специальный фонд развития и инноваций, средства которого будут выделяться перевозчикам по определённым критериям.

В предложении IRU также говорится об обязательстве членов IRU, подписавших мировое соглашение, больше никогда не предъявлять претензий относительно раскрытой М. Ретельским схемы.

«В этом предложении о мировом соглашении есть такие пункты, которые нас ограничат, всё будет конфиденциально», — говорит М. Атрошкявичюс.

Он также был возмущён тем, что обращение, полученное 7-го марта, не обсуждалось на состоявшемся 22-го марта заседании президиума «Linava».

«Насколько я понимаю, в последнее время с членами президиума IRU проводилась большая работа. В прошлом году были увеличены выплаты и сумма суточных. Всё это попахивает дешёвым подкупом. Сейчас ситуация выходит на новый этап, IRU начинает действовать на уровне национальных ассоциаций», – говорит о предложении IRU М. Атрошкявичюс.

М. Атрошкявичюс также раскритиковал идею создания специального фонда.

«Эти деньги внесли перевозчики. Если я правильно понимаю, то если была переплата, её должны вернуть перевозчикам. Вместо этого нам предлагают какой-то очередной инновационный фонд, который тоже „проедят“», – не скрывает возмущения  руководитель компании «Mečys».

Обязательство не комментировать

Э. Микенас, являющийся членом президиума IRU, заявил, что не может прокомментировать, почему членам союза хотят выплатить около 56 млн. евро (наличными и в фонд), хотя аудитом было установлено, что на счета оффшорных компаний IRU перевёл, по меньшей мере, 90 млн евро.

«Я подписал с IRU договор о конфиденциальности. Ни один член президиума IRU не вправе говорить о внутренних делах союза», – говорит Э. Микенас.

Между тем после аудита, проведённого «Ernst & Young», IRU выступил с сообщениями о том, что аудиторы никаких нарушений не обнаружили, а организация располагает полным доверием со стороны своих членов и движется в сторону прозрачности.

В свою очередь Э. Микенас отметил, что в настоящее время он пытается выяснить, не должно ли денег, указанных предложении о мировом соглашении в качестве компенсации, быть больше.

В соглашении, которое предлагает IRU, есть неприемлемые для нас пункты», – сказал он, но называть их не стал.

«В таких случаях каждая сторона ссылается на свою правоту. Если возник конфликт и суд решил, что деньги нужно вернуть, значит, какая-то сторона была не права. У меня, как члена президиума IRU, часто возникали вопросы по поводу гарантийной системы. В настоящее время, когда сменилось руководство союза, мы пытаемся разобраться в схеме работы этой системы. Для этого был проведён аудит.

Я очень рад тому, что наша ассоциации пошла по пути выявления недостатков раньше, чем IRU. Я не отрицаю, что в деятельности IRU были моменты халатного отношения, но с другой стороны, грубых нарушений аудиторы не выявили», –  говорит Э. Микенас.

По словам Э. Микенаса, одним из ключевых моментов предложенного IRU соглашения является то, что соглашение должны одобрить все ассоциации-члены IRU.

На сегодняшний день известно, что соглашение не поддерживают представители молдавских и румынских перевозчиков.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 54
0
Poland_SENT

Польша: SENT станет обязательным для грузовиков из других стран (дополнено о деталях и действиях в случае сбоя системы)

Правительство Польши завершает работу над внесением изменений в правила, которые существенно ужесточат контроль над иностранными перевозчиками. Для этого будет использоваться электронная система отслеживания транспортных средств SENT. Об этом Логист.Today узнал из материала, опубликованного на портале 40ton.net.

2024-11-12 1 090
0