Помощь бизнесу в условиях коронавируса – что доступно и чего ждут перевозчики?

pagalba

С момента начала глобальной эпидемии коронавируса прошло несколько месяцев. За это время из-за ограничительных мер в Европе и на постсоветском пространстве бизнес столкнулся с серьёзными проблемами. Перевозчики Литвы – не исключение. Власти страны предложили определённые меры экономической помощи. Однако, поскольку информации очень много, порой трудно понять, что это за меры, насколько эффективно они помогают дорожно-транспортному сектору и чего ещё он ждёт от государства. Редакция «Cargonews» попыталась в одном месте собрать доступный перевозчикам «пакет помощи», выяснить их мнение о нём и послушать их предложения.

На что могут рассчитывать перевозчики

На сегодняшний день дорожно-транспортным компаниям формально доступны следующие меры поддержки (в литовской версии статьи дополнительные ссылки):

— Компания может объявить простой, обратиться в Службу занятости, и государство будет частично платить зарплату сотрудникам.

— Мелкий бизнес (компания, в которой работает не больше 9 человек) может получить субсидию, сумма которой зависит от подоходного налога, уплаченного компанией в 2019 г.

— Транспортным компаниям доступны различные кредитные меры помощи. Отдельно в этой связи надо отметить, что перевозчики могут получить компенсацию процентов по лизингу при приобретении транспортного средства и не только. И в целом банки обещали войти в положение касательно кредитов.

— Налоговая инспекция позволяет временно не платить налоги.

— Государством предусмотрена частичная компенсация арендной платы. Своё решение в этой сфере принял и Вильнюс.

— Еврокомиссия утвердила планы Литвы по созданию фонда размером до 1 млрд. евро, который смог бы инвестировать в средний и крупный бинес страны, пострадавший от коронавируса.

— Наконец, перевозчики могут приостановить страховку гражданской ответственности и действие годовой электронной виньетки.

Что говорят перевозчики

Когда речь заходит о каких-либо государственных антикризисных мерах, часто срабатывает принцип «гладко было на бумаге». Поэтому мы решили обратиться в «Linava», чтобы узнать, как актуальные перевозчикам меры помощи реализуются на практике – тем более, что её президент Ромас Аустинскас говорил о том, что пока конкретных мер такого рода немного. На вопросы редакции ответил генеральный секретарь Ассоциации Мечиславас Атрошкявичюс.

По его словам, ситуация сегодня реально угрожающая. Пандемия привела к снижению спроса на перевозки и даже остановке транспортного бизнеса (например, занимающегося перевозкой автомобилей). «Всю сложность ситуации оценить пока трудно, поскольку все последствия ещё не видны. Они будут проявляться постепенно. Сейчас мы наблюдаем сокращение объёмов бизнеса, позднее столкнёмся с проблемами платёжеспособности», — отметил М. Атрошкявичюс (перейдя по этой ссылке, Вы сможете ознакомиться с печальными результатами опроса литовских перевозчиков о влиянии эпидемии коронавируса на их бизнес).

На его взгляд, сегодня перевозчикам реально доступны две основные меры помощи – поддержка микрокомпаний и компенсация кредитных процентов, а компенсацией за простой пользуются лишь отдельные компании. «В то же время, исходя из общения с перевозчиками, могу отметить, что этой поддержки явно недостаточно для амортизации текущих убытков. То есть, никак нельзя сказать, что поддержка достаточная», — подчеркнул М. Атрошкявичюс (его слова подтверждают результаты опроса представителей транспортных компаний, которые можно найти здесь).

Дать точную оценку эффективности поддержки пока сложно, так как выделение помощи началось недавно. Но одно, как заявил генсек «Linava», можно сказать точно – она сильно запоздала и не сможет компенсировать все потери; кроме того, она предусмотрена не для всех групп пострадавших, и часть фирм может не спастись; также озабоченность вызывают механизмы предоставления помощи (перевозчики и не только они жалуются на слишком жёсткие условия поддержки).

При этом лучшим решением, по мнению М. Атрошкявичюса, стало бы введение до окончания кризиса моратория на действие коэффициента минимальной зарплаты 1,65, из-за которого страдают и компании, и водители (поскольку первые компенсируют дополнительные расходы за счёт вторых). При этом у перевозчиков есть и другие конкретные предложения (ссылки на них можно найти в литовской версии статьи), но гарантии, что они будут услышаны властями, нет.

Говоря о перспективах литовского автотранспортного сектора, М. Атрошкявичюс отметил, что, как показало заказанное «Linava» исследование, его доходы в этом году сильно (в районе 1 млрд. евро) снизятся, но, если удастся пережить кризис, уже в следующем году можно ожидать солидный рост. «Основываясь на планах ЕС по поддержке пострадавшего от пандемии бизнеса, считаю, что с его восстановлением точно восстановится и транспортный сектор – только пока трудно сказать когда. Поэтому прогнозы в целом положительные», — подытожил М. Атрошкявичюс.

Что у соседей

Для полноты картины мы решили узнать, как обстоят дела у перевозчиков в соседних Латвии и Польше. Может там государство помогает им лучше (или хуже)?

Комплекс мер помощи, который доступен латвийским бизнесменам, включая автотранспортные компании, можно найти здесь и (на русском) здесь. Он включает в себя несколько пунктов.

— Компенсация зарплаты сотрудникам компании, объявившей простой (но только если её доход в марте, апреле, мае или июне 2020 г. по сравнению со средним доходом за 12 месяцев 2019 г. или средним доходом за месяцы, в которые компания фактически работала в период с 1 января 2019 года по 1 марта 2020 года, уменьшился на 30% или на 20%, но с дополнительными условиями).

— Компании могут просить о выплате налогов в течение трёх лет или о налоговых каникулах длительностью до трёх лет (но опять же – только если доход во время эпидемии упал на 30% или на 20%, но с дополнительными условиями).

— Компания может претендовать на льготный кредит для поддержания бизнеса (размер – до 1 млн. евро, но сумма кредита, например, не должна быть больше 25% её оборота в 2019 г.; период – до 3 лет, и начало погашения кредита может быть отложено на срок до 12 месяцев), но при этом она должна доказать свою экономическую жизнеспособность и объяснить, как средства помогут ей продолжить работу.

— Компания может получить государственные гарантии, чтобы отложить банковские выплаты по кредитам на срок до 2 лет, и на финансовые услуги (максимальная сумма гарантии – 5 млн. евро), но опять же – она должна доказать свою экономическую жизнеспособность.

— Компании могут претендовать на значительное уменьшение государственной арендной платы или освобождение от неё, но при этом у них, например, не может быть налоговой задолженности, превышающей 1000 евро, а оборот упал как минимум на 30%.

Таким образом, латвийские меры помощи бизнесу схожи с литовскими, а в некоторых случаях даже уступают им в плане разнообразия и щедрости. При этом Латвия как и Литва пошла не по упрощённому, а по усложнённому варианту поддержки бизнеса – с различными «предохранителями» при выделении средств, которые порой такие, что проходит всякое желание на неё претендовать. Как нам сказал генеральный секретарь «Latvijas Auto» Александрс Поцилуйко: «Перевозчики считают, что меры помощи малоэффективны. Многие предприятия не подходят под критерии. Хотелось бы получить конкретную помощь государства в банковcком секторе. На данный момент каждая фирма вынуждена сама обращаться в банк и договариваться о всех вопросах. Но так было и до кризиса».

С мерами государственной поддержки перевозчиков в Польше можно ознакомиться здесь. Ключевые из них следующие:

— Компания на три месяца частично или полностью (в зависимости от размера компании) освобождается от уплаты взносов в местный фонд социального страхования (ZUS).

— Частичная компенсация зарплаты сотрудникам компании, которая объявила простой или сократила их рабочее время (но с условием падения её доходов и отсутствием государственных задолженностей, а также в течение лишь 3 месяцев, если государство не продлит этот период).

— Микрокредит микрокомпаниям в размере до 5000 злотых (около 1100 евро), который через 3 месяца может быть аннулирован, если компания продолжит своё существование (по сути, одноразовая помощь микрокомпаниям).

— Возможность выделения дополнительной помощи на зарплату сотрудникам и социальные взносы (ZUS) микро-, малым и средним компаниям от старосты (главы повета) в зависимости от количества сотрудников компании и падения её доходов, но в течение лишь 3 месяцев.

— Налоговая рассрочка, каникулы и льготы (подробности – здесь и здесь).

— Малые и средние компании могут получить льготные государственные кредиты и гарантии, которые, например, позволят временно (до 12 месяцев) не платить за лизинг тягача (подробности – здесь и здесь).

В начале апреля президент местной ассоциации перевозчиков (ZMPD) Ян Бучек говорил о недостаточности государственной поддержки и угрозе волны банкротств национальных автотранспортных компаний. Сейчас, по словам знакомого с польским автотранспортным рынком эксперта, с которым мы говорили, местные перевозчики получают всё больше помощи, но многие мелкие компании обанкротились, а оставшимся будет очень трудно остаться на плаву. Таким образом, Польша в целом помогает автотранспортному сектору больше, чем Латвия (примерно так же, как Литва), но сказать, что эта помощь была оперативной и является максимально действенной, наверное, нельзя.

***

Обобщая, можно констатировать, что власти Литвы (а также Латвии и Польши) не бросили своих перевозчиков на произвол судьбы – определённые значимые меры поддержки (например, помощь с лизингом транспортных средств) всё-таки доступны. Однако их системная эффективность, которая пока хромает (сейчас они напоминают отдельные впрыски воздуха, а не кислородную маску для больного), будет ясна только через некоторое время. При этом арсенал государственных возможностей в данном случае далеко не исчерпан, и литовским перевозчикам очень бы помог, например, мораторий на действие коэффициента минимальной зарплаты 1,65. Пока же больше надежды на жаркое лето, которое убьёт вирус, в результате чего начнёт восстанавливаться европейская и постсоветская экономика, и дай Бог, оживятся международные транспортные потоки.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 56
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0