Перевозчики требуют возможности возврата неиспользованных трёхсторонних разрешений

pinigai (8)

Все перевозчики знают, что международные разрешения на перевозку грузов по территориям других стран – это документы, пользующиеся огромным спросом. В особенности трёхсторонние разрешения, которые дают право на перевозку грузов из первой страны во вторую страны силами третьей страны. Эти разрешения выдают транспортные министерства тех стран, куда направляются грузовые автомобили. Ежегодно страны, поддерживающие торговые отношения, обмениваются соответствующим количеством этих разрешений, однако в последнее время квоты трёхсторонних разрешений сокращаются, так как каждая страна старается защитить свой рынок и своих перевозчиков от конкуренции со стороны «иностранцев».

В Литве выдача разрешений закреплена за Государственной дорожно-транспортной инспекцией (ГДТИ) при Министерстве транспорта и коммуникаций. Разрешения на международную перевозку выдаются согласно разработанным ГДТИ правилам. Иногда эти правила кажутся странными – если, например, в Польше, Латвии, России или Болгарии квоты разрешений являются публично доступной информацией, то в Литве эти цифры хранятся за семью печатями. Чиновники из Министерства транспорта и коммуникаций считают, что обнародование подобной информации может подорвать позицию Литвы в будущих переговорах по поводу квот. Очень странно, но такую «опасность» усматривают только литовские государственные служащие, в соседних странах ничего подобного нет.

Как и в других странах, в Литве выдача разрешений на международные перевозки осуществляется по установленным правилам. К сожалению, желающих много, а разрешений на всех не хватает (по крайней мере, такая информация просматривается в публичном пространстве). С другой стороны, к концу года очень часто выясняется, что некоторые компании выделенные разрешения не использовали, и просто-напросто выкинули их в мусорный ящик. Сигитас Жилюс, генеральный секретарь Литовского союза перевозчиков (ЛСП), говорит, что такая ситуация складывается из-за того, что перевозчики привыкли брать разрешения, не думая о том, смогут ли их все использовать.

Готовится новый порядок выдачи разрешений

В прошлом году ГДТИ выступила с инициативой внести изменения в порядок выдачи разрешений. Отчасти эта инициатива была реализована в конце 2015 г., когда были приняты временные правила выдачи разрешений на осуществление международных перевозок в 2016 г. Дарюс Садауникас, заместитель начальника ГДТИ, говорит, что в настоящее время сотрудники инспекции работают над уточнением правил, на основании которых в будущем будут выдаваться разрешения. Ожидается, что новый порядок позволит уменьшить количество неиспользованных разрешений.

По словам представителя ГДТИ, с подготовленными документами могут ознакомиться все заинтересованные лица. Инспекция готова обсуждать любые предложения. Именно этой возможностью пытаются воспользоваться представители ЛСП. По словам Д. Садауникаса, инспекция преследует две цели: чтобы выдача разрешений осуществлялась в прозрачном порядке, и чтобы все выданные разрешения были использованы. Поэтому инспекция предлагает выдавать разрешения только тогда, когда они потребуются, однако, как отмечает Д. Садауникас, распределить разрешения так, чтобы все перевозчики были довольны, очень трудно.

С. Жилюс отметил, что основная проблема кроется не только в неэффективном использовании трёхсторонних разрешений, но и в такой технической детали, как название компании перевозчика на бланке разрешения. Все разрешения являются именными, т.е. перевозчик получает разрешения на имя своей компании, и согласно правилам выдачи разрешений, не вправе передавать их другим лицам.  С одной стороны, это похвальный подход, так как он предотвращает продажу этих востребованных разрешений другим лицам. Тем не менее, С. Жилюс считает такой порядок несовершенным, так как у тех перевозчиков, которые получили много трёхсторонних разрешений, но всеми не воспользовались, нет возможности их вернуть ГДТИ и, таким образом, поделиться с другими коллегами, которые в них нуждаются.

Перевозчики предполагают, что огромное количество неиспользованных разрешений отправляется в мусорный ящик

В процессе международных перевозок могут сложиться разные ситуации. «Например, при перевозке груза из Германии в Россию покупатель может воспользоваться утверждённым в CMR Конвенции правом и изменить адрес места разгрузки. Он может заявить, что везти груз в Россию не нужно – груз нужно выгрузить в Литве, Латвии или в Польше. В таком случае трёхстороннее разрешение остаётся неиспользованным, а так как согласно правилам ГДТИ, его нельзя никому передать, оно отправляется в мусорный ящик. Это порочная практика, трёхсторонних разрешений очень не хватает, поэтому при встрече с представителями ГДТИ мы попросили предоставить информацию о том, сколько трёхсторонних разрешений оказалось в мусорном ящике. К сожалению, ответ на свой вопрос мы так и не получили. Тогда мы провели собственное рыночное исследование, и на основании его результатов сделали предположение, что за год в мусорный ящик уходит примерно 500 одних только российских трёхсторонних разрешений», – говорит С. Жилюс.  Он подчеркнул, что это предположительная цифра, но и её достаточно для того, чтобы понять, какие доходы теряют перевозчики и государственных бюджет, если принять во внимание, что одна перевозка из Европы в Россию стоит примерно 4 – 5 тыс. евро. С. Жилюс говорит, что в этом году Литва получила около 6 тыс. трёхсторонних российских разрешений (как уже говорилось, точное количество хранится в тайне), но его очень огорчает тот факт, что значительная часть этих востребованных документов по назначению так и не используется.

Отношение ГДТИ к именным разрешениям непоколебимое

С. Жилюс говорит, что точно также обстоят дела с неиспользованными разрешениями других стран – Италии, Турции, Казахстана и т.д. Поэтому ЛСП предлагает ГДТИ создать условия к возврату неиспользованных разрешений. По словам С. Жилюса, к концу года, примерно в октябре, все перевозчики знают, сколько трёхсторонних разрешений будет не использовано до следующего квотирования – неиспользованные разрешения можно было бы вернуть ГДТИ и распределить их между другими перевозчиками. С. Жилюс говорит, что такая система действует в Эстонии – в Эстонии трёхсторонние разрешения не являются именными. На предложение ЛСП отменить систему именных разрешений Д. Садауникас ответил, что это создаст предпосылки к ещё более сложной ситуации. По мнению Д. Садауникаса, перевозчики начнут торговать трёхсторонними разрешениями, а ГДТИ окажется в роли государственного учреждения, «благословляющего» подобные сделки. «Предложение не ставить именные печати означает не что иное, как просьбу разрешить перевозчикам распоряжаться разрешениями самостоятельно, а мы говорим о другом: обращайтесь за трёхсторонними разрешениями тогда, когда это необходимо. Тогда ни у кого не будет никаких „серых“ мыслей», – говорит Д. Садауникас.  ГДТИ намерена решать проблему с неиспользованными разрешениями путём специальных санкций в отношении тех компаний, которые разрешения не использовали, но без возможности передавать разрешения другим компаниям. «Если нужно, чтобы груз был доставлен заказчику, мы предлагаем переписать договор на имя того перевозчика, у которого есть разрешение», – говорит Д. Садауникас. Однако, такое предложение вряд ли может заинтересовать перевозчиков.

Комментарии

Одиночкина Анжелика 2016-06-09 12:25

От неиспользования трехсторонних разрешений теряют не только литовские перевозчики ! Тысячи разрешений выбрасываются в мусорную корзину и в России ! Надо эту неправильную практику изменить ! Поднимайте вопрос. коллеги ! Мы вас поддержим !


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 56
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0