Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом на внутренних и международных маршрутах

Petrui

Вы решили перевозить груз по местным или международным маршрутам, который относится к опасным? В этой статье описываются правила, законы и положения, необходимые для перевозки опасных грузов в 48 странах, в которых действует Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов.

Регламент перевозки опасных грузов

Международные перевозки опасных грузов на внутренних и международных маршрутах автомобильного транспорта регулируется Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ADR), техническими приложениями А и Б, оригиналы которых были подписаны 30 сентября 1957 года в Женеве. Европейское соглашение подписано для увеличения безопасности международных перевозок опасных грузов автотранспортом, его положений следует придерживаться. Соглашение также действует и на территории Литовской Республики. Ныне действующую редакцию (редакция от 1 января 2013 года) этих приложений можете найти здесь: на литовском (1 том, 2 том), на русском, английском, французском языках.

Опасные грузы, их классификация

Опираясь на новые положения ADR, опасным грузом обычно называют вещества и продукцию, которые отличаются опасными свойствами и могут нанести вред человеку, окружающей среде и имуществу. При неправильном хранении или транспортировке такой груз может быть опасными для здоровья человека, вызвать пожар или взрыв, нанести вред окружающей среде.

В соответствии с положениями ADR, руководствуясь основными опасностями, которые могут вызвать опасные вещества и продукция, опасные грузы делятся на 9 классов: класс 1 — взрывчатые вещества и изделия (напр. черный порох); класс 2 – газы (напр. аэрозоли); класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости (напр. бензин); класс 4.1 — легковоспламеняющиеся твердые вещества (напр. сера); класс 4.2 — вещества, способные к самовозгоранию (напр. активированный уголь); класс 4.3 — вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой (напр. цинковый порошок); класс 5.1 окисляющие вещества (напр. перманганат калия); класс 5.2 — органические пероксиды (пероксид ацетилацетона); класс 6.1 — токсичные вещества (напр. пестициды); класс 6.2 — инфекционные вещества (напр. вакцины) ; класс 7 — радиоактивные материалы (напр. уран); класс 8 — коррозионные вещества (напр. серная кислота); класс 9 — прочие опасные вещества и изделия (напр. сухой лед).

Исключения

Исключения применяются в зависимости от характера транспортных операций, при транспортировке газов, жидкого топлива, литиевых аккумуляторов, в зависимости от характера транспортных операций.

В зависимости от характера транспортных операций:

а) когда опасные грузы перевозятся частными лицами и если грузы упакованы для розничной торговли и предназначены для личного использования или использования в быту, или для отдыха или спорта, при условии, что приняты все меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки;

б) при перевозке машин или механизмов, содержащих опасные вещества и изделия в их внутреннем или эксплуатационном оборудовании, при условии, что приняты все меры для предотвращения любой утечки содержимого в обычных условиях перевозки;

в) когда перевозят компании и эта транспортировка обязательна для реализации основной деятельности данной компании, например, поставка грузов на стройку или их вывоз со стройки;

г) если перевозят компетентные инстанции, ответственные за ликвидацию аварий, или перевозка проходит под их наблюдением;

д) при срочной перевозке, связанной со спасением человеческих жизней или охраной окружающей среды, если приняты все меры для обеспечения безопасности;

е) при перевозке неочищенных порожних стационарных складских резервуаров, в которых содержались газы класса 2, группы А, О или F, вещества 3 или 9 класса которые относятся к группам упаковки II или III, пестициды класса 6.1, которые относятся к группам упаковки II или III.

При перевозке газов:

а) газов, содержащихся в транспортных средствах и предназначенных для
функционирования оборудования транспортного средства (например,
холодильного);

б) газов, содержащихся в топливных баках транспортных средств;

в) газов, относящихся к группам А и О;

г) газов, содержащихся в оборудовании, используемом для эксплуатации
транспортного средства (например, в огнетушителях);

д) газов, содержащихся в специальном оборудовании транспортных средств и необходимых для
функционирования этого специального оборудования во время перевозки (системы
охлаждения, садки для рыбы, обогреватели и т.д.);

е) газов, содержащихся в пищевых продуктах (за исключением №ООН 1950),
включая газированные напитки;

ж) газов, содержащихся в мячах, предназначенных для использования в качестве
спортивного инвентаря;

з) газов, содержащихся в электрических лампочках, при условии, что они упакованы
таким образом, что метательный эффект от разрыва лампочки будет удерживаться
внутри упаковки.

При перевозке жидкого топлива:

А) при перевозке топлива, содержащегося в топливных баках транспортных средств, предназначенного для приведения их в действие или для работы их специальных устройств;

Б) при перевозке топлива, содержащегося в топливных баках транспортных средств или других средств передвижения (напр. катер) перевозимых как груз, предназначенного для приведения их в действие или для работы их специальных устройств.

Исключения при перевозке литиевых аккумуляторов применяются:

а) к литиевым батареям, установленным в транспортном средстве и предназначенным для обеспечения движения этого средства или функционирования любого его оборудования;

б) к литиевым батареям, содержащимся в оборудовании для обеспечения функционирования этого оборудования, которое используется или предназначено для использования в ходе перевозки (например, переносной компьютер).

Узнать более детально о применяемых исключениях в положениях ADR можно здесь (стр. 6-10).

Способы перевозки опасных грузов

В соответствии с действующими положениями ADR, опасные грузы могут перевозиться:

1) навалом/насыпью, т.е. перевозка неупакованных твердых веществ или изделий в транспортных средствах или контейнерах;

2) в упаковках, т.е. перевозка упакованных веществ или продукции в подходящей таре (бочках, канистрах, коробках, мешках, контейнерах средних размеров, бидонах, барабанах под давлением и т.д.), а также перевозка продукции в раме, обивке или загрузочных устройствах в открытых, закрытых транспортных средствах, контейнерах;

3) в цистернах, т.е. перевозка жидких, твердых (насыпные/сыпучие) грузов, сжатых, сжиженных и растворенных газов в контейнерах, подъемных, съемных и стационарных цистернах, учитывая транспортные средств-батареи и многоэлементные газовые контейнеры.

Маркировка транспортных средств

При перевозке грузов, относящихся к ADR, предусмотрена специальная маркировка.

Транспортные средства обозначаются оранжевыми табличками, числовыми оранжевыми табличками, большими знаками опасности и другими знаками, предупреждающими об опасности. Оранжевая табличка должна быть оранжевого цвета, отражать свет, не менее 30×12 см, с черным ободком не шире 15 мм. Таблички крепятся спереди и сзади транспортной единицы.
Требования к цифровой оранжевой табличке выдвигаются схожие – оранжевый цвет, отражает свет, не менее 40×30 см, с черным ободком не шире 15 мм. Цифры на табличке должны быть черного цвета, высотой 10 см. В верхней части таблицы указывается идентификационный номер опасного вещества, а внизу — номер ООН. После пребывания в огне в течении 15 минут идентификационный номер и номер ООН должны остаться читаемыми. Крепиться к двум автоцистернам или транспортной единице с одной или несколькими цистернами по бокам, по бокам транспортной единицы или контейнера, при перевозке твердых опасных веществ, также может прикрепляться спереди и сзади транспортной единицы.

Узнать подробнее о маркировки ADR грузов и действующих знаках можно здесь (стр. 2-5).

Специалисты безопасности ADR

Опираясь на Закон министра путей сообщения N 3-343 от 4 июля 2002 года, во всех компаниях, деятельность которых связана с перевозкой опасных грузов, должен быть специалист по безопасности при перевозке опасных грузов. Требования распространяются на все компании, деятельность которых связана с перевозкой опасных грузов, их погрузкой и/или выгрузкой и временным хранением. К компаниям, деятельность которых связана с перевозкой опасных грузов, выдвигаются высокие требование, с которыми должным образом может справится только квалифицированный специалист по безопасности. Чтобы получить сертификат, подтверждающий квалификацию специалиста по безопасности следует сдать экзамен. Больше информации об экзамене можно узнать здесь.

Ответственность в соответствии с ADR

За правильную перевозку опасных грузов ответственность несут все участники транспортировки – отправитель, перевозчик (водитель) и получатель. Обязательство перевозчика – позаботиться чтобы у водителя, который перевозит опасные грузы, была квалификация, подтверждающая, что он подготовлен и может перевозить опасные грузы в соответствии с маркировкой ADR. В тоже время, водитель обязан проверить, предоставил ли отправитель все нужные документы, например, декларацию отправителю, документы транспорта (багажа), письменную инструкцию (или инструкции при международных перевозках). Опираясь на правила ADR, водитель также несет ответственность за маркировку транспортного средства, закрепление груза. При перевозке опасных грузов большая часть ответственности ложится на плечи водителя – начиная от загрузки груза, его транспортировка и до его выгрузки.

Контроль транспортных средств, перевозящих опасные грузы

Что проверяется? Во время проверки, должностные лица проверяют документы транспортного средства, письменные инструкции, сертификаты пригодности транспортного средства, удостоверение, подтверждающее, что водитель может перевозить грузы согласно ADR и другие документы.
Проверяется маркировка транспортных средств, цистерн, упаковок, а также придерживаются ли требований, связанных с погрузкой, закреплением, порядком размещению грузов и т.д. Проверяются меры по обеспечению безопасности и пожарной безопасности.

Кто может перевозить грузы, относящиеся к ADR?

В соответствии с информацией, полученной от Государственной дорожно-транспортной инспекции, водителем, перевозящим опасные грузы автотранспортом, может быть человек, который прослушал соответствующий курс обучения и получил свидетельство об окончании, а также сдал экзамен и получил свидетельство о подготовке водителя в соответствии с ADR. Водители, которые хотят получить свидетельство ADR (пример того, как выглядит сертификат можно посмотреть здесь) должны зарегистрироваться на экзамен и далее руководствоваться порядком, установленным Государственной дорожно-транспортной инспекцией.

Сколько стоит свидетельство ADR?

Для получения свидетельства ADR следует внести оплату, установленную государством. В соответствии с информацией, полученной от Государственной дорожно-транспортной инспекции, установленная плата:

экзамен по основному курсу А1 – 8,6 €;

экзамены А2, А3, А4 по специализированному курсу – 5,7 €;

свидетельство, выдача нового свидетельства — 11 €.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0