О чём говорит рекордная покупка компании «Girteka Logistics»?

Transportation

В начале 2016 года одна из крупнейших транспортных компаний – «Girteka Logistics» – сообщила о том, что с производителем «Mercedes-Benz» заключила контракт на покупку 1000 тягачей. В сентябре нынешнего года появилась официальная информация, что транспортный парк компании пополнится ещё 2000 тягачами (на этот раз «Volvo FH»). По масштабам литовского транспортного рынка эти цифры выглядят огромными, и теорeтически подобные приобретения могут изменить его конфигурацию. Но, возможно, бóльшая часть этих покупок будет работать не в Литве и даже не в странах Западной Европы. Вашему вниманию – аналитическое расследование от CargoNews.lt.

Обратимся к статистике. По последним данным Ассоциации европейских автомобилепроизводителей (ACEA), в январе-июле 2016 года в Литве было зарегистрировано 3 816 новых коммерческих транспортных средств (массой более 3,5 тонн); в 2017 году (за аналогичный период) – 4 089 таких транспортных средств. Даже если предположить, что в следуюших полугодиях эти цифры могли увеличиться вдвое, к контрактам «Girteka Logistics» (одной компании!) невозможно оставаться равнодушными – в масштабах литовского транспортного рынка это огромное приобретение, так как транспортный парк одной-единственной компании на сегодняшний день по количеству составляет едва ли не 100% всего нового литовского грузового флота! Скорее всего, в глазах латвийских и эстонских перевозчиков эти цифры выглядят космическими…

В статистике «Regitra» фигурирует общее количество зарегистрированных в Литве тягачей. На сегодняшний день это число перевалило за 30 тыс.

2014-12-312015-12-312016-12-312017-10-09
Число зарегистрированных седельных тягачей (категории N3-BC)25 30926 28729 25631 691

Как видим, литовский грузовой автопарк из года в год расширяется. Тенденция, конечно, положительная, но настораживает другое. В официальных сообщениях «Girteka Logistics» говорится, что после заключения контракта с «Merdcedes-Benz»  в парке компании было 2900 тягачей и 3100 полуприцепов.  К концу 2017 года, когда на площадках  «Girteka Logistics»  выстроятся новые «Volvo FH»в парке компании будет 4900 тягачей и 3500 полуприцепов. Так или иначе, но в руках одной компании будет находиться примерно более 8%  всех зарегистрированных на 09.10.2017 тягачей (если к ним добавить полуприцепы, то рыночная доля будет ещё больше).  Понятно, что   в рядах остальных перевозчиков может чувствоваться определённое напряжение —  не задумала ли одна компания на корню изменить status quo литовского транспортного рынка, и если «Girteka Logistics» планирует «шах и мат» в отношении всех остальных транспортных компаний – то когда и в какой форме это произойдёт? Однако, мы не можем однозначно утверждать, что передел рынка (или как бы мы не называли это явление) является стратегической целью «Girteka Logistics». Чтобы подтвердить (или опровергнуть) это предположение мы обратились к транспортному сообществу с просьбой прокомментировать покупку «Girteka Logistics».

Мнения участников литовского транспортного рынка

Естественно, редакция CargoNews.lt в первую очередь обратилась за комментарием к «герою дня». Однако, в «Girteka Logistics» от комментариев отказались (что очень странно для такой солидной компании, тем более, что информация о новом контракте прошла практически во всех средствах массовой информации. Отнесём это к уровню культуры общения со СМИ…). Позиция других собеседников редакции была неоднозначной.

Некоторые (в особенности представители других крупных литовских транспортных компаний) решили не комментировать покупку конкурента из этических соображений. Другие были смелее – так, Антон Хегельманн (Anton Hegelmann), председатель правления немецкой транспортной компании «Hegelmann Transporte» поприветствовал решение «Girteka Logistics» вложить средства в расширение транспортного парка. «Я рад, что в Литве есть такая сильная транспортная компания, которая не только успешно конкурирует с крупнейшими западными транспортными компаниями, но и своей стратегией и упорным трудом доказывает, что в Литве тоже есть серьёзные профессионалы своего дела» – сказал А. Хегельманн.

Похожую мысль высказала и ассоциация «Linava». «В настоящее время на рынке конкурируют не отдельные транспортные компании, а государства. Нашим небольшим перевозчикам гораздо большую угрозу представляют затяжные бюрократические процедуры, дорогие страховые полисы, очереди на границах. В других странах административная среда более благоприятная – за счёт этого у перевозчиков появляется конкурентное преимущество. Именно это и является угрозой всему литовскому транспортному сектору, включая небольших перевозчиков. С другой стороны, расширение литовских транспортных компаний способствует усилению позиций всего сектора на международном уровне. „Girteka Logistics“ составляет серьёзную конкуренцию западным компаниям своей хорошей организационной структурой и высоким уровнем обслуживания. Отдельно нужно выяснить, с чем связана эта покупка – с расширением или с обновлением транспортного парка. В данном случае гораздо важнее реальное увеличение количества транспортных средств, а не факт покупки определённого количества новых транспортных средств», – говорится в комментарии ассоциации.

Мнение небольших перевозчиков о сделках и бизнес-стратегии «Girteka Logistics» было несколько иным. Некоторые из них в действиях крупного конкурента не усмотрели никакой проблемы и утверждали, что признаком изменения рыночной ситуации в пользу одной компании пока не видно. Другие отметили, что ценовая политика «Girteka Logistics» носит агрессивный характер, поэтому предположили, что в перспективе эта крупная покупка может осложнить «правила игры» на литовском транспортном рынке, в особенности это могут почувствовать небольшие перевозчики. Редакция даже услышала предложение обратить внимание государственных учреждений на действия этой крупной компании.

Одним из таких учреждений, куда за комментарием к ситуации обратилась редакция CargoNews.lt, стал Совет по конкуренции.  В письменном ответе этой институции было изложено следующее: «Хотим отметить, что Совет по конкуренции наблюдает и выдаёт разрешения только на те сделки, во время которых приобретается контроль над имуществом (или его частью) другого субъекта хозяйствования – например, на покупку предприятия или его части, покупку всего или части имущества субъекта, покупку акций и других ценных бумаг, т.е. на концентрацию (у нас и был вопрос – не считается ли подобное количественно приобретение признаком концентрации – прим. редакции). Кроме того, сообщить о концентрации и получить разрешение Совета по конкуренции нужно лишь в том случае, если общий доход участвующих в концентрации субъектов хозяйствования в прошедшем хозяйственном году превысил нормы, установленные в Законе о конкуренции. В указанном вами случае покупка тягачей рассматривается как естественное расширение бизнеса, следовательно, она не относится к определению концентрации, о которой необходимо сообщить в Совет по конкуренции. Исходя из вышеизложенного, сообщаем, что у Совета по конкуренции нет полномочий для того, чтобы в отношении покупки указанного количества тягачей можно было применить процедуру надзора за концентрацией. Также сообщаем, что на данный момент в Совет по конкуренции не поступали заявки с просьбой провести расследование указанной вами ситуации».

Другие собеседники редакции предложили взглянуть на ситуацию под другим углом. По мнению Арунаса Берташюса, президента Ассоциации литовских экспедиторов и логистов, вряд ли можно говорить о том, что «Girteka Logistics» собирается монополизировать литовский рынок грузоперевозок (тем более, что контролем над ситуацией занимаются специальные государственные учреждения). По его словам, осуществляя такую крупную покупку, компания должна была очень чётко всё продумать. Скорее всего, основная часть нового приобретения будет работать не в Литве, а за рубежом. Это мнение поддержал и руководитель компании «Transekspedicija» Видмантас Пяледа – по его словам, «Transekspedicija» пока не чувствует никаких изменений, связанных с покупкой «Girteka Logistics», он также считает, что, вероятнее всего, новые тягачи будут работать в Западной Европе и на постсоветском пространстве.

Вот эта мысль и может стать ключом к разгадке тайны, зачем «Girteka Logistics» купила несколько тысяч новых тягачей…

Между Китаем и Европой

Если рассуждать логически, то такой компании, как «Girteka Logistic», в Литве «становится тесно». Для работы остаются такие рынки, как Западная Европа и страны СНГ (в первую очередь, Россия). Россия привлекательна по нескольким причинам. Во-первых, в Европе очень плотная конкуренция не только по числу участников транспортного рынка – конкуренцию усугубляют различные регулятивные меры стран-старожил, направленные на борьбу с так называемым «социальным демпингом» со стороны восточноевропейских перевозчиков (мы можем называть эти меры разными громкими словами, но факт тот, что на сегодняшний день проводится широкая кампания по «нейтрализации» восточноевропейских перевозчиков). Во-вторых, Россия и остальные страны Евроазиатского экономического союза (ЕАЭС) в экономическом и правовом плане всё ещё считаются развивающимися рынками – как известно, на таких рынках успешно конкурируют те, кто умеют «крутиться» (во всех смыслах этого слова). В-третьих, нужно иметь ввиду, что в настоящее время Китай активно занимается развитием проекта «Шёлкового пути» – в этом проекте страны ЕАЭС несомненно займут важное место. И, наконец, на пространстве СНГ гораздо легче, чем в Литве или в других европейских странах, найти водителей, которые согласятся работать за «неевропейскую» зарплату.

Иными словами, если какой-нибудь транспортной компании удастся закрепиться на российском рынке (стать юридическим резидентом) и каким-то образом получить статус таможенного перевозчика и/или статус уполномоченного экономического оператора, то, как нам сообщили в Евразийской экономической комиссии (аналог Европейской Комиссии), она, по сути, может не только претендовать на крупные государственные заказы, но и участвовать в перераспределении грузопотока из Китая (а это очень большие деньги). Кроме того, новые тягачи, соответствующие европейским экологическим стандартам, «Girteka Logistics» могла бы сдавать в аренду перевозчикам из стран СНГ, у которых есть деловые контакты в Западной Европе, или перепродать их и заработать на перепродаже хотя бы потому, что, скорее всего, масштаб сделки позволил купить эти тягачи по цене ниже рыночной.

О привлекательности рынка стран СНГ свидетельствует и комментарий советника SEB банка Гитанаса Науседы, когда он говорил о перспективах развития литовской экономики: «Внутренний рынок останется одним из факторов роста, но его роль будет значительно меньше, чем в прошлом году. В сфере экспорта я вижу потенциал для дальнейшего роста. Все рынки, на которые ориентирована Литва и другие страны еврозоны, в настоящее время превосходят все ожидания. На сегодняшний день ситуация лучше, чем ожидалось в начале года. Несмотря на политические ограничения, Россия также продолжает оставаться привлекательным рынком – ведь эти ограничения касаются лишь узкого сегмента товаров (пищевых продуктов), между тем как все остальные категории товаров поступают в Россию без ограничений. Объём экспорта постоянно растёт, транспортные услуги „продаются“ на восток очень интенсивно», – отметил эксперт.

В этом контексте следует отметить два момента. Во-первых, в интернете есть информация о том, что « <…> Girteka Logistics владеет парком со статусом таможенного перевозчика и отдельным парком для стран Европы, Скандинавии и России <…>», что – если это правда – означает, что у этой компании есть какое-то другое предприятие на территории одной из стран ЕАЭС. Иначе получить такие исключительные условия, как статус таможенного перевозчика (без регистрации юридического лица на пространстве ЕАЭС), невозможно. Установить, под каким названием представительство (или другая форма компании) «Girteka Logistics» зарегистрировано в ЕАЭС, не удалось – в реестре таможенных перевозчиков названия со словом «Girteka» или ему подобным нет. Во-вторых, если взглянуть на список крупнейших российских транспортных компаний и провести оценку лидеров по количеству имеющегося у них в распоряжении транспортного парка, становится ясно, что «Girteka Logistics» УЖЕ находится на их уровне.

А теперь самый интересный момент.

По просьбе редакции CargoNews.lt «Regitra» не только предоставила данные об общем количестве зарегистрированных в Литве тягачей, но и поделилась списком ТОП-20 компаний (по числу принадлежащих им тягачей) в 2014-2017 г.г.  По данным «Regitrа», тройка лидеров за этот период не изменилась. На первом месте – «Vlantana» (1035 седельных тягачей), на втором – «ME transportas» (739), на третьем – «Trasis» (643).

ТОП-20 литовских транспортных компаний по количеству имеющихся седельных тягачей (категорий N3-BC )2017-10-09
НАЗВАНИЕ КОМПАНИИВ общей сложности
UAB „Vlantana“1035
UAB „ME transportas“739
UAB „TRASIS“643
UAB „Termolita“597
UAB „Nostrada“477
UAB „Girmeta“459
UAB „Hoptransa“373
A. Griciaus autotransporto įmonė366
UAB „KLP transport“
346
UAB „Finėjas“335
UAB „Baltic transline transport“270
UAB „HEGELMANN TRANSPORTE“259
UAB „TRANSIMEKSA“259
UAB „TRANSTIRA“239
UAB „AUTOKARAVANAS“217
UAB „Eurocargo24“212
UAB „Eurotransport24“207
UAB „OPUSAUTO“199
UAB „KAJ MADSEN KAUNAS“168
UAB„Transporto vystymo grupė“

166

Вы спросите – а где же «Girteka Logistics»? А вот где:

2014-12-312015-12-312016-12-312017-10-09
Число зарегистрированных седельных тягачей (категории N3-BC)25 30926 28729 25631 691

Даже если сложить транспортный флот этих двух формально разных (но фактически связанных через акционеров) транспортных компаний вместе, тенденция развития «Girteka Logistics» указывает на то, что бóльшая часть новых тягачей находится где-то за пределами Литвы (если сравнить, то та же «Vlantana» в 2014-2017 г.г. расширяла свой парк в более стремительных темпах):

2014-12-312015-12-312016-12-312017-10-09
Количество седельных тягачей (катеогирй N3-BC), зарегистрированных на имя «Vlantana»4856548871035
Количество седельных тягачей (катеогирй N3-BC), зарегистрированных на имя «ME Investicija» + «Girteka»480 + (54)489 + (4)586 + (4)739 + (3)

На сайте «Girteka Logistics» также есть информация, в которой косвенно говорится о том, что эту компанию интересуют восточные рынки – если бы они не были перспективными, то банк, с которым «Girteka Logistics» заключила лизинговый договор, вряд ли бы предоставил финансирование на сумму в 95 млн евро…

***

Итак, ответ на наш вопрос – зачем «Girteka Logistics» купила ещё 2000 новых тягачей – похоже, начинает приобретать более или менее определённые очертания. Судя по официальной статистике, реакции компетентных представителей транспортного сектора и официальных пресс-релизов самой компании, в которых говорится о географии деятельности «Girteka Logistics», литовский транспортный рынок эта компания не воспринимает в качестве ресурса для дальнейшего роста (чего могли опасаться другие литовские перевозчики) — иначе бы она зарегистрировала в Литве больше тягачей, чем мы видим на сегодняшний день. Таким образом, остаётся Европа (в том числе и Скандинавия) и/или пространство СНГ.

Конечно, в этом предположении мы можем ошибаться (в таких случаях лучший ответчик на все вопросы – время), но позволим себе высказать некоторые соображения. Несмотря на то, что Скандинавия (в особенности богатая во всех смыслах Норвегия) – рынок интересный, на этом рынке «Girteka Logistics» уже работает довольно успешно, кроме того, он слишком мал для того, чтобы туда можно было направить весь новый флот. Следовательно, новая цель – восток, тем более, что тут как на дрожжах всходит такой лакомый пирог, как китайский «Шёлковый путь», откусить кусочек (да побольше!) которого хотелось бы не только «Girteka Logistics». Для этого, в первую очередь, необходимо закрепиться на российском рынке и попасть, по меньшей мере, в десятку крупнейших перевозчиков, работающих на территории России. По-видимому, у «Girteka Logistics» в России есть некое «дочернее» предприятие, которому может быть присвоен статус таможенного перевозчика. К тому же, по общему количеству транспортного парка «Girteka Logistics» подстать такому российскому флагману, как «Деловые линии». Таким образом, у «Girteka Logistics» есть все предпосылки к дальнейшему развитию и завоеванию крупномастшабных рынков.  Чего ей и желаем.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 116
0