Особенности украинского транспортного бизнеса
Как война влияет на повседневную жизнь? Возможно ли на фоне взрывов гранат избежать потерь? О среде, в которой находятся предприниматели, и о проблемах, которые ежедневно вынуждены решать украинские транспортники, редакция cargonews.lt беседует с генеральным директором АСМАП Украины Петром Главацким.
Представьте Вашу ассоциацию – сколько украинских компаний перевозчиков входит в АСМАП? Какие услуги предоставляет ассоциация?
Ассоциация международных мвтомобильных перевозчиков Украины (АСМАП Украины) создана в конце 1991 года. Основная задача ассоциации – координирование деятельности транспортных компаний, занимающихся международными перевозками. Кроме того, одна из основных наших миссий – обеспечить функционирование системы TIR на территории Украины. Вместе с тем наша ассоциация защищает права перевозчиков, заботится о том, чтобы перевозчикам предоставлялись юридические услуги, поддерживает связи с общественность и государственными учреждениями, содействует в получении виз водителям.
В настоящее время АСМАП Украины – одно из крупнейших некоммерческих, негосударственных объединений в нашей стране. Членами ассоциации являются более 3,5 тыс. различных предпринимательских организаций, которые предоставляют услуги перевозок грузов и пассажиров в международном направлении. В нашем автопарке состоит более 36 тыс. различных транспортных средств.
Специалисты ассоциации принимают участие в деятельности международных организаций, вместе с тем сами организуют деловые форумы и семинары, помогающие перевозчикам воспользоваться опытом зарубежных коллег, особенно в плане более эффективного применения положений TIR Конвенции. Для решения этих и других вопросов мы организуем и проводим ежегодную международную конференцию.
Как события в Крыму и Восточной Украине повлияли на повседневную работу перевозчиков – поиск грузов, работу терминалов, оформление таможенных процедур, уплату налогов и т.д.?
В данное время все транспортники в своей работе руководствуются законом от 27 сентября «О создании свободной экономической зоны “Крым“ и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины». На основании положений этого закона украинские перевозчики могут выполнять перевозки из Украины в Крым и наоборот. Работать, конечно, стало сложнее, так как мы обязаны соответствовать требованиям системы государственного обеспечения (гарантий), а также особого юридического положения свободной экономической зоны «Крым». Работа усложнилась в равной степени настолько, насколько усложнилось выполнение таможенных процедур и пересечение границы. Обычная перевозка грузов перешла в степень импортно-экспортных процедур. Движение товаров в настоящее время разрешено только через пункты пограничного контроля, расположенные на административной границе Херсонской и Запорожской областей, и границе Автономной Республики Крым. Все остальные пути (включая морское, паромное и воздушное сообщение), соединявшие Украину с Крымом, в данное время закрыты. Понимание всех этих обстоятельств очень важно для тех, кто работает в области международных перевозок
Что касается оккупированных районов Донецкой и Луганской областей, которые находятся под контролем вооруженной сепаратистской группировки и подразделений российских войск, положение там такое: перевозка любых грузов в этих местах, по сути, парализована.
У тех украинских перевозчиков, которые не успели эвакуировать свою технику из упомянутых районов, нет возможности заниматься обычной хозяйственной деятельностью. Некоторые транспортные предприятия отказываются заключать договоры с грузоотправителями или грузополучателями, если они расположены на территориях Донецкой и Луганской областей, находящихся под контролем сепаратистов – это создает огромный риск для жизни водителей, не говоря о возможной утрате груза или транспорта.
Как изменился объем продаж книжек TIR в 2014 году, по сравнению с 2013 годом?
Статистика выдачи книжек TIR в течение первых 10-ти месяцев 2014 года, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, скромнее почти вдвое.
Причиной такого резкого сокращения стало всем известное решение Федеральной таможенной службы России. Служба в одностороннем порядке фактически прекратила действие TIR Конвенции в отношении всех международных грузов, которые направлялись через Россию. В связи с этим решением перевозчики обязаны пользоваться исключительно национальными мерами обеспечения.
Какие общие тенденции грузопоревозок наблюдаются на Украине в этом году? Замечаете ли вы положительные изменения?
Положительные изменения появились. В некотором смысле «противовесом» сократившемуся объему грузопотока в Россию стал заметно увеличившийся объем перевозок в Европу. В первую очередь это связано с подписанием Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, и открывшимся в связи с тем рынком для украинских товаров, в том числе сельскохозяйственной и другой продукции. В течение первого полугодия 2014 года экспорт в страны ЕС увеличился почти на 15 проц. по отношению к первому полугодию 2013 года.
Кроме того, в настоящее время увеличилось число заявок на выполнение перевозок в белорусском направлении.
На Украине введен так называемый «военный сбор» — 1,5 проц. от официальных выплат работающей части населения. Появились ли у транспортников какие-нибудь новые обязанности?
Введение упомянутого сбора, который направлен на обеспечение обороноспособности Украины и финансирование антитеррористической операции, определено в законе «О предотвращении финансовой катастрофы и создания предпосылок для экономического роста в Украине». Дополнительный общегосударственный сбор, окрещенный «военным сбором», будет обязательным до 1 января 2015 года.
Вы правы, этот сбор составляет 1,5 проц. от всех доходов физических лиц – заработной платы, премий, компенсаций или других статей доходов, связанных с трудовыми отношениями или юридическими договорами. Налогом также облагаются выигрыши в лотереях.
В связи с военными действиями, какой урон нанесен транспортному парку перевозчиков?
Что касается транспортных средств, которые зарегистрированы в АСМАП Украины, могу сказать, что к нам поступали обращения с просьбой перерегистрировать транспортные средства, оказавшиеся в зоне антитеррористичекой операции и в Крыму, в другие регионы Украины. Точной статистики, сколько транспортных средств потеряно, у нас пока нет.
Какой позиции придерживается основная часть перевозчиков: поддерживает украинские военные силы добровольно, или, может быть, существуют какие-то договоренности с государственными структурами о сотрудничестве?
Разумеется, транспортники оказывают свою помощь добровольно – они помогают Украинской армии, украинским пограничникам и всем остальным, кто участвует в антитеррористической операции. Они предоставляют военным возможность пользоваться своей техникой, проводят ремонт военной автомобильной техники, поставляют горючее и дизельные генераторы. Кроме того, наши транспортники перечисляют средства на приобретение таких необходимых вещей, как продукты питания, спальные мешки, бронежилеты, средства связи. По мере своих возможностей, перевозчики оказывают помощь раненым, участвовавшим в боевых действиях.
Официально военное положение на Украине не объявлено, значит, нет и юридического основания национализировать или в другой форме лишать частные компании их техники для обеспечения государственных нужд. Тем не менее, приходилось слышать, что некоторые перевозчики своих автомобилей все-таки лишились. Как Вы можете прокомментировать этот момент?
Еще в 1993 году на Украине был принят закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации». Законом установлена воинская обязанность в отношении предприятий и организаций, а также граждан, владеющих транспортными средствами.
В законе предумострено привлечение транспортных средств для нужд армии. Если при выполнении этой обязанности технике наносится повреждение или она полностью утрачивается, ее владельцам возмещаются все понесенные убытки. В данное время этот закон адаптирован к существующим условиям.
Как уже упоминалось, у нас пока нет точной статистики о том, какой ущерб автопарку перевозчиков нанесен вследствие военных действий, так как еще не поступили заявления о возмещении этого ущерба. Могу сказать одно – потеряно не одно и не два транспортных средства. О том, как будут решаться эти проблемы, мы говорили на одном из заседаний ассоциации. В заседании также принимал участие заместитель председателя Службы безопасности Украины. Он пояснил, какие потребуются документы и как их нужно будет оформлять.
Кроме того, следует обратить внимание на то, что некоторые транспортные компании защитникам страны свою технику просто подарили. Эти люди и компании не будут жаловаться и требовать компенсацию даже в том случае, если никогда не вернут свои автомобили.
Перевозчики поддерживают тесные отношения с Министерством обороны Украины и его территориальными подразделениями. Следует отметить, что все стороны понимают ,какой техникой они рискуют, поэтому грузовые автомобили стандартов «Евро-4», «Евро-5» и «Евро-6» в районы военных действий не направляются.
Происходят ли в АСМАП Украины процессы, которые можно назвать люстрацией? – т.е. отстраняются с руководящих должностей (по своему желанию или по решению вышестоящего руководства) люди, которые проявили лояльность в отношении бывшего президента В. Януковича?
Закон «Об очищении власти», который предполагает люстрацию государственных служащих Украины, был принят 4 октября. Первые конкретные решения приняты на прошлой неделе (17 октября), но АСМАП они не коснулись – мы не государственная организация.
Кроме того, нужно иметь ввиду, что после Майдана сменился почти весь штат сотрудников государственных учреждений. Например, в Министерстве инфраструктуры свой пост сохранил только один вице-министр. Главной государственной инспекцией автомобильного транспорта руководит новый руководитель, сменилось несколько других.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.