Особенности российского электронного декларирования (с дополнением)

tamoznia

Участники форума Cargo.LT жалуются на то, что Россия требует с литовских перевозчиков электронные транзитные декларации. Предположительно, такие действия российских таможенников, которые для иностранных перевозчиков связаны с дополнительными расходами, неправомерны. Редакция CargoNews.lt решила выяснить, что происходит.

Один из участников форума Cargo.LT написал: «B связи с вступлением в силу с 19 марта 2017 г. приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.2016 № 144н, планируется, что с 1 января 2018 года Электронное Транзитное Декларирование, далее ЭТД, станет обязательным предварительным оформлением при пересечении границ Российской Федерации! Также, на сегодняшний день, по нашей информации, пограничные переходы: Ивангород-Нарва, Шумилкино-Лухамаа, Гребневo-Убылинка не пропускают машины без ЭТД».

С одной стороны, электронное общение с таможней – вещь довольно удобная. Однако, проблема заключается в том, что, согласно российскому законодательству, подавать предварительную ЭТД может лишь тот субъект, у которого есть российская цифровая подпись. По этой причине все иностранные перевозчики вынуждены обращаться к таможенным представителям, которые, как известно, бесплатно не помогают, а расходов у транспортных компаний и так хватает. Возникает резонный вопрос: «Сколь правомерны действия российских таможенников?»

Некоторое время тому назад на сайте литовской ассоциации перевозчиков «Linava» появилась информация о том, что с 10-го ноября 2017 г. электронное транзитное декларирование будет обязательным для всех перевозчиков, которые пересекают границу на ППК Терехово-Бурачки с грузами алкогольной или цветочной продукции. Позднее «Linava» распространила следующую информацию: «Сообщаем, что с 1-го января 2018 года на российской границе планируется ввести обязательное электронное транзитное декларирование (ЭТД). Следуя рекомендациям Псковской таможни, ЭТД можно начинать оформлять уже сейчас. Согласно имеющейся информации, грузовые автомобили без ЭТД не пропускаются через ППК Ивангород-Нарва, Шумилкино-Лухамаа и Гребнево-Убылинка. С 1-го января ЭТД будет обязательным на всех российских таможенных постах. Для тех, кто едет с TIR-EPD, ЭТД не требуется».

Таким образом, можно подумать, что вопрос ЭТД «закрыт». Однако не всё так просто и однозначно, как выглядит на первый взгляд. Юридически поведение России крайне спорно.

Позиция юристов

Авторитетные специалисты в области транспортного права считают, что в правовом смысле действия российской таможни ничем не обоснованы. По их словам, вышеупомянутый приказ № 144н устанавливает порядок подачи ЭТД, но ни этот приказ, ни другие законодательные акты России, ни Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) не обязывают её предоставлять. Так, в п. 3 ст. 179 ТК ТС говорится: «Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации».

Правда, в п. 6 ст. 180 ТК ТС сказано: «Подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу её электронной копии, если иное не установлено настоящим Кодексом, решением Комиссии таможенного союза либо законодательством государств – членов таможенного союза [в России это постановление правительства № 1154 от 13.12.2013 «О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме»] в случаях, предусмотренных решением Комиссии таможенного союза».

Однако, как указано в п. 2 ст. 182 ТК ТС: «В качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, в том числе определенные международными договорами, содержащие сведения, указанные в пункте 3 настоящей статьи», — и подачу этих документов нельзя считать «подачей таможенной декларации в письменном виде», а значит электронная копия для них необязательна.

С 1-го января 2018 г. в силу вступит Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, но в области транзитного декларирования ничего не изменится.

Что говорят перевозчики и что отвечает Россия

Как редакции CargoNews.lt объяснил представитель одной транспортной компании, Россия намерена создать систему электронного транзитного декларирования, и в настоящее время её тестирует. По его словам, в правовом смысле этот эксперимент не должен перевозчиков ни к чему обязывать, однако, в реальности российская таможня заставляет их в нём участвовать (тех, кто отказывается, шантажирует отправкой на досмотр). Если перевозчики едут в Россию по TIR-EPD, её таможенники, как заявил собеседник, ЭТД действительно не требуют (т.е. формально информация «Linava» верна), но тогда начинается тщательная проверка документации на груз. Вдовавок ко всему, ходят слухи, что в 2018 году Россия откажется от TIR системы и введёт обязательное электронное транзитное декларирование (хотя как это будет сочетаться с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза опять же загадка).

Президент Союза перевозчиков Литвы Мечиславас Атрошкявичюс заявил CargoNews.lt, что не понимает, зачем нужно ЭТД, если есть ЭПИ (электронное предварительное информирование). Кроме того, он был удивлён тому, что никого в Литве не волнует произвол российской таможни.

Зато этим вопросом занялись перевозчики самой России, которых тоже заставляют подавать ЭТД. И Федеральная таможенная служба (ФТС) им ответила: «С 2015 года ФТС России проводит мероприятия по внедрению технологии электронного декларирования товаров. (…) С учётом имеющихся преимуществ и перспектив развития технологии электронного декларирования товаров предлагаем активно её использовать». Иными словами, электронное декларирование не обязательно, а желательно. Поэтому АСМАП направила обращение в Северо-Западное таможенное управление ФТС с просьбой принять меры по исключению из практики работы таможенных органов навязывание электронного декларирования таможенного транзита.

В свою очередь редакция CargoNews.lt обратилась за разъяснением ситуации в Посольство России в Латвии, где работает представитель ФТС. Приводим ответ в полном объёме: «В связи с Вашим обращением сообщаем следующее. В случае представления таможенному органу документов и сведений в электронном виде при декларировании товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита применяются положения Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.2016 № 144н (далее — Порядок). При представлении в таможенный орган транзитной декларации и документов к ней в бумажном носителе применяется общеустановленный порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, предусмотренный правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Необходимо отметить, что Порядком предусмотрена возможность использования сведений, содержащихся в электронной транзитной декларации, в качестве предварительной информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). Таким образом, в случае представления таможенному органу отправления транзитной декларации и документов к ней в электронном виде отдельное представление предварительной информации не потребуется. В целях сокращения времени совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита в таможенном органе, расположенном в месте прибытия на таможенную территорию ЕАЭС, Порядком регламентировано применение технологии предварительного декларирования. Обращаем внимание, что при проведении таможенного контроля на этапе помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита российские таможенные органы в соответствии со ст. 94 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения положений права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, вне зависимости от формы декларирования товаров. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками».

Иными словами, транзитную декларацию можно предоставлять как в электронном, так и в письменном виде, но в последнем случае перевозчики должны быть готовы к дополнительной проверке на основе системы управления рисками.

***

Подводя итог, можно сказать, что в случае с ЭТД российские таможенные органы всеми возможными путями стараются сделать юридически желательную вещь практически обязательной, так как, возможно, «сверху» поступил приказ активнее внедрять и использовать современные технологии. В этой ситуции перевозчики имеют право не предоставлять электронную транзитную декларацию, но понятно, что российские таможенники найдут множество законных способов усложнить им жизнь. Таким образом, остаётся выбирать – защищать свои права или подавать ЭТД, чтобы избежать потери ценного времени.

Конечно, этот вопрос можно было бы поднять на уровне министерств транспорта Литвы и России (а ещё лучше, если бы литовская сторона сделала это совместно со своими партнёрами – например, с поляками). Но почему-то с трудом верится как в то, что наши власти пойдут на это, так и в то, что Москва изменит свою позицию.

Комментарии

Stanislav Tatur 2017-12-26 11:37

Да, полудикий, но вы все равно готовы рассматривать этот край в качестве своих партнеров по бизнесу, а такое отношение к своим партнерам - такая же полудикая характеристика вас. Выходит обе стороны достойны друг друга или нет,,, когда Европа вводит санкции - она беззащитная жертва, которая ищет защиты, а когда страны СНГ вводят санкции - это дикие звери. Да, пожалуй вы правы, лучше туда не соваться.


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 116
0