Олег Тарасов: „Я знаю, как сделать так, чтобы Линава работала ещё эффективнее“!
Сегодня транспортный сектор Литвы переживает не самые лёгкие времена, сталкиваясь со многими проблемами («Пакет мобильности», недостаток водителей, протекционизм на Западе и Востоке, Брексит и т.д.). Будучи членом президиума «Linava» и председателем её комитета по внешним связям, Олег Тарасов активно занимается вопросами, касающимися транспортных отношений Литвы с Россией и другими странами. Кроме того, он претендует на пост президента ассоциации, стремясь положить конец её внутреннему конфликту, восстановить её авторитет и максимально улучшить условия бизнеса перевозчиков. О результатах работы О. Тарасова и его планах на будущее в эксклюзивном интервью Cargonews.
Вам как бизнесмену было тяжело начать заниматься административной управленческой работой? Был ли у Вас опыт подобной деятельности раньше?
Административная управленческая работа для меня не новость. Долгие годы мне довелось работать в структуре управления литовским хоккеем, и за это время мы смогли добиться конкретных больших результатов – сегодня этот вид спорта Литвы признан на международном уровне. Деятельность в этой сфере улучшила мои навыки командной работы, владения документацией и общения. Поэтому, когда я стал членом президиума «Linava», мне не нужно было время на раскачку – я сразу начал решать проблемы.
Какие вопросы в центре Вашего внимания?
Будучи председателем комитета по внешним связям, я занимаюсь прежде всего международными вопросами. Хотел бы начать с «Пакета мобильности». Оценивая происходящее, могу с уверенностью сказать, что его одобрение Европарламентом нарушает один из основополагающих и громко декларируемых принципов ЕС – принцип свободного перемещения товаров и услуг. Если в этом вопросе ничего не изменится, считаю, что правительство Литвы должно рассмотреть возможность объявления чрезвычайной ситуации, что хотя бы отчасти облегчит положение национального транспортного сектора. Также в этой связи не могу не упомянуть проблему Брексита – я делаю всё возможное, чтобы минимизировать его негативные последствия для литовских перевозчиков.
Ещё один очень важный вопрос, которым я активно занимаюсь – обмен разрешениями на перевозку грузов с другими странами. В первую очередь это касается России. Вместе с коллегами добиваюсь того, чтобы Министерство транспорта и коммуникаций Литвы сократило квоту разрешений для российских перевозчиков на 50-70 тысяч, и, похоже, оно нас слышит. Соответствующее решение может повысить стоимость фрахта до Москвы на 300-400 евро и сократить очереди на литовско-белорусской границе на 30%, поскольку в них в основном стоят грузовики, зарегистрированные в России. А «Linava» cможет продать больше TIR книжек. В то же время стараемся помочь литовским перевозчикам понять, как правильно заполнять российские разрешения, чтобы не платить драконовские штрафы [подробнее об этом в статьях Cargonews, которые Вы можете найти здесь и здесь]. Наконец, я хочу, чтобы «Linava» стала оператором системы «Платон» в Литве, так как это облегчит выдачу нашим перевозчикам оборудования, необходимого для её использования.
Я уже упомянул проблему очередей на литовско-белорусской границе. В том числе по моей инициативе была организована поездка членов президиума «Linava» на границу, где с ответственными за это высокопоставленными должностными лицами мы обсудили, что нужно сделать, чтобы ситуация изменилась. И сегодня она постепенно меняется в лучшую сторону. Наконец, не без моей помощи с «Fleet Union» было достигнуто соглашение, которое позволит перевозчикам только на топливе сэкономить не менее 600 тысяч евро в год, уже не говоря о скидках на AdBlue и мойки.
А что с проблемой недостатка и трудоустройства водителей?
Хорошо, что Вы затронули этот вопрос. Прежде всего я в этой связи хотел бы отметить, что помимо Украины значимым «поставщиком» водителей для литовских транспортных компаний могли бы стать страны Центральной Азии (ЦА), которые – например, Таджикистан – заинтересованы в их «экспорте», поскольку в результате там снизится безработица. Однако важно, чтобы в Литву приезжал уже подготовленный водитель. Поэтому сейчас я активно работаю с ассоциациями перевозчиков государств ЦА, чтобы они с помощью «Linava» могли должным подготовить их для работы в Европе. В том числе об этом мы говорили с высокопоставленными представителями таджикских властей и перевозчиков во время моего недавнего визита в эту страну вместе с председателем Комитета «Linava» по социальным вопросам Артурасом Тельментасом. А дальше надо, чтобы Литва максимально уменьшила время трудоустройство водителей из третьих стран, и для того, чтобы добиться этого, мы находимся в постоянном контакте с Департаментом миграции.
Наконец, если уже говорить о проблемах водителей, то мы ведём переговоры с ассоциациями перевозчиков разных стран с целью подписания меморандума о сотрудничестве, который предусматривает оказание помощи водителям. Иными словами, если литовский водитель столкнётся с какой-то проблемой в стране, с которой подписан такой меморандум, местная ассоциация перевозчиков ему поможет. Это особенно актуально для центрально-азиатских и других стран, не входящих в состав ЕС.
Вы не раз упомянули страны ЦА. Как в целом у Литвы складываются с ними автотранспортные отношения? Насколько перспективен этот рынок для литовских перевозчиков?
Страны ЦА важны для литовских перевозчиков по нескольким причинам. Во-первых, как я уже сказал, они могут стать важным «поставщиком» водителей для наших транспортных компаний. Во-вторых, например, в Узбекистане и Казахстане живут миллионы людей. Иными словами, это огромный рынок, которому нужно много товаров, и доставлять их могли бы наши перевозчики. В-третьих, растёт транзитный потенциал стран ЦА. Например, в Узбекистане после смены власти началась либерализация экономики [подробнее о транспортной деятельности в этой стране читайте в специальной статье Cargonews], а Китай инвестирует значительные средства в дорожную инфраструктуру региона.
С другой стороны, мы не можем игнорировать и острые углы, которые существуют в отношениях Литвы с государствами ЦА. Лично я уделил много внимания проблеме с их водителями, которые везут грузы из Литвы на только что у нас или в другой стране ЕС купленных транспортных средствах. Наверное, не надо объяснять, как такой полулегальный «бизнес» искажает рынок и отбирает «хлеб» у литовских перевозчиков. Я смог убедить нашу таможню в том, что эту практику нужно ограничить. В результате она больше не выдает таким центрально-азиатским «перевозчикам» TIR сертификаты и не позволяет им оформлять TIRы на транспортные средства с транзитными номерами, а Администрация транспортной безопасности Литвы пообещала строже их проверять.
Если говорить о проблемах с конкретными странами ЦА, то, например, Казахстан определяет происхождение перевозимых товаров по месту их производства, а не погрузки, за исключением мультимодальных перевозок по коносаменту. Иными словами, если казахстанский транспортный инспектор увидит, что привезённый из Литвы товар произведён в другой стране, он потребует трёхстороннее разрешение. Мы намерены обсудить этот вопрос на ближайшем заседании литовско-казахстанской Смешанной комиссии.
Какими Вы видите перспективы литовских перевозчиков на китайском, может быть, индийском направлении? Получается ли у них воспользоваться возможностями «Нового Шёлкового пути»?
Очевидно, что Китай, Индия, Пакистан, Турция и Иран являются огромными рынками. Едва ли литовские перевозчики когда-нибудь станут перевозить грузы внутри этих государств, но везти их в эти страны и из них они могут. Однако для того, чтобы мы смогли воспользоваться потенциалом данного направления – в том числе возможностями «Нового Шёлкового пути» – нужно не только участие в выставках и встречи с представителями властей и перевозчиков вышеупомянутых стран, но и тесное сотрудничество с «Литовскими железными дорогами» и Клайпедским портом (уже не говоря о помощи правительства). Главное заполучить грузы того же Китая, а потом уже поделимся.
С другой стороны, страшно даже подумать, что будет, если (когда) 17 миллионов китайских перевозчиков выедут на международный рынок (для начала, надо посмотреть, как конкурировать с ними получится у российских перевозчиков). Однако грузов на Востоке так много, что хватить должно всем.
Так может литовским перевозчикам стоит переориентироваться на это рынок?
Когда в 2014 г. начались политические проблемы с Россией, власти и экономические эксперты Литвы начали советовать перевозчикам искать новые рынки, больше сотрудничать с ЕС. И что из этого вышло? Мы начали меньше ездить в Россию и развивать бизнес в Европе, но там бульдозерным способом проталкивается «Пакет мобильности», целью которого является ограничение деятельности перевозчиков из периферийных стран ЕС в Западной Европе.
Мораль сей басни такова – мы должны дорожить тем, что у нас есть, и не метаться, но в то же время активно искать новые возможности развития бизнеса. Поэтому я делаю всё для того, чтобы не нарушались права литовских перевозчиков в ЕС, чтобы вернуть наши утраченные позиции в России и чтобы завоевать новые в ЦА и других странах Азии – пока там ещё есть место.
Давайте сменим направление нашего разговора. Почему Вы решили стать кандидатом на пост президента «Linava», и какими видите первостепенные задачи в этой должности?
Кто-то может сказать: «Не успел человек стать членом президиума, а уже рвётся в президенты – карьерист». Это не так. Я хочу занять пост президента потому, что вижу проблемы перевозчиков и хочу их решать.
Я являюсь главой транспортной компании с широкой географией перевозок. Поэтому прекрасно знаю и понимаю вызовы, с которыми сталкиваются литовские перевозчики как на Востоке, так и на Западе. А главное, у меня есть большое желание им помочь и понимание того, как это сделать. Работая в президиуме «Linava», я уже этим занимаюсь, но заняв президентский пост, смогу со совей командой делать это ещё лучше. Он нужен мне не как привлекательная личная позиция, а как инструмент для достижения общих целей здесь и сейчас, когда я молод и активен, а не когда выйду на пенсию, и у меня будет больше времени на общественную деятельность. Кроме того, я не являюсь членом какой-либо партии, что облегчает общение с представителями власти, от которых зависит решение проблем в транспортном секторе.
О конкретных проблемах, которыми я уже занимаюсь, сказано выше. Намерен продолжить начатую работу. Конечно, есть и другие вызовы, но с ними тоже смогу справиться. Здесь хотел бы подчеркнуть, что не забыл своё обещание перевозчикам вернуть им деньги IRU. Будучи президентом, продолжу искать возможности, как это сделать. В то же время не надо забывать о том, что «Linava» – это и пассажирские перевозчики с множеством проблем и потребностей, которые нельзя игнорировать. Наконец, хочу как можно скорее внедрить в «Linava» современные технологии, которые оптимизируют её внутренние процессы, а также расширят её информационные и имиджевые возможности. В целом, со всей ответственностью заявляю, что хочу вернуть «Linava» доброе имя и авторитет и эффективнее защищать её интересы в Литве и за рубежом.
Для этого нужно как-то завершить конфликт в структуре власти «Linava». Каковы, по Вашему мнению, пути выхода из кризиса?
Действительно, сначала надо положить конец конфликту внутри ассоциации. Думаю, что имеющие место разногласия носят не столько системный, сколько личностный характер. У меня конструктивные рабочие отношения со всеми, я умею разговаривать и слышу иное мнение. Поэтому верю, что смогу достичь столь необходимого нам всем компромисса.
Может быть, хотите что-то добавить?
Главное то, что, несмотря на все внутренние и внешние проблемы, «Linava» продолжает работать и делает это успешно, своевременно и эффективно реагируя на возникающие вызовы и создавая страховую компанию. Сам я тоже привык действовать, а не изображать, делать, а не болтать, не бояться трудностей и выполнять данные обещания. Я родился и вырос в Вильнюсе, люблю край, в которой живу, готов работать на благо страны и очень хочу, чтобы мои дети и внуки – как и все литовские перевозчики – росли в Литве, а не за рубежом.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.