Ободрать, как липку. Материальная ответственность сотрудников

^2B9A75DE465F838747151B8C093DB8A2E9BDCAAF75BB5904DD^pimgpsh_fullsize_distr

Тема материальной ответственности сотрудников никогда не теряет актуальности. В транспортном секторе она особенно важна. В распоряжение водителя передается дорогой автомобиль и груз, в случае утраты или повреждения которого компания-перевозчик (или страховая компания) будет обязана заплатить владельцу груза крупную сумму. Кроме того, нередки случаи, когда из-за контрабанды, которую водитель пытается провезти, таможенные службы конфискуют «средство для транспортировки контрабанды», то есть, принадлежащие работодателю автомобиль или прицеп. Фирма опять терпит ущерб.

В Tрудовом кодексе говорится, что материальная ответственность возникает, когда одна из сторон трудовых отношений наносит ущерб другой из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения своих обязанностей. Условия для возникновения такой ответственности следующие: присутствует ущерб; он был произведен вследствие неправомерных действий; присутствует вина сотрудника, который во время неправомерных действий был в трудовых отношениях с работодателем; происхождение ущерба связано с трудовой деятельностью.

Максимальные размеры возмещения убытка

Размер компенсации, которую работодатель вправе востребовать у сотрудника – один из основных аспектов регламентирования материальной ответственности. В ныне действующем Трудовом кодексе указано, что сотрудник обязан покрыть нанесенный ущерб в размере, не превышающем 3 (трех) его средних месячных зарплат, за исключением случаев, указанных в отдельной статье кодекса, когда покрывается весь нанесенный ущерб. С 1 июля 2017 года вступят в силу изменения к Трудовому кодексу. Данная статья дополнена пунктом, говорящим, что если ущерб будет нанесен не просто по вине, а из-за грубой неосторожности сотрудника, лимит возмещения составит 6 (шесть) месячных зарплат. В территориальном или отраслевом коллективном договоре может быть установлен другой размер компенсации, но он не может быть больше 12 месячных зарплат.

Напомним, что средняя месячнaя зарплата (СМЗ) подсчитывается в соответствии с постановлением Правительства. В нее следует включить основную зарплату; оплату сверхурочного труда и работы в выходные дни; премии и выплаты. Командировочные, суточные и другие выплаты, связанные с командировками, не могут быть включены в среднюю месячную зарплату. Таким образом, если водитель получает зарплату в размере 494 евро, то максимальная сумма, которую можно потребовать для возмещения ущерба работодателя, возникшего по вине водителя, составит 494 евро х 3 = 1482 евро. Если ущерб возник из-за грубой неосторожности водителя, с 1 июля максимальная сумма возмещения составит 494 евро х 6 = 2964 евро. Если в территориальном или отраслевом договоре установлен размер компенсации в 12 месячных зарплат, то сумма, соответственно, составит 5928 евро.

Если говорить о случаях, когда сотрудник обязан возместить всю сумму ущерба, в действующем кодексе перечислены такие условия: ущерб нанесен преднамеренно; вследствие преступной деятельности; вследствие утраты рабочих инструментов или производственных материалов; когда ущерб нанесен таким образом и такому имуществу, за которые полное возмещение предусмотрено специальными законами; сотрудник действовал под воздействием алкоголя или других веществ; возмещение полного ущерба оговорено в коллективном договоре; с сотрудником заключен договор о полной материальной ответственности.

Перевозка грузов – именно такая деятельность, в которой договор о полной материальной ответственности заключается очень часто. После вступления изменений Трудового кодекса в силу, то есть после 1 июля текущего года, такой формы, как договор о полной материальной ответственности, не будет.

Порядок взыскания ущерба и судебная практика

В соответствии с Трудовым кодексом, Работодатель может удержать нанесенный ему ущерб из зарплаты работника (но не более размера одной его зарплаты), на основании своего письменного приказа. Для возмещения большего ущерба работодатель должен обращаться в Комиссию по решению трудовых споров (КТС). В свою очередь, если водитель не согласен с суммой, которую работодатель хочет удержать из его зарплаты, он также может обращаться в КТС. Оспорить решения КТС обе стороны могут в судебном порядке.

Адвокат Альбертас Бута из адвокатской конторы «Verum», обращает внимание на то, что каждый конкретный случай материальной ответственности сотрудника рассматривается индивидуально. Например, если по вине водителя произошла авария, то ответственность водителя зависит от того, был ли автомобиль в должном техническом состоянии, придерживался ли наниматель правовых актов, регламентирующих безопасность труда и здоровья сотрудников. Если будет установлено, что наниматель выполнял обязательства должным образом, и авария произошла исключительно по вине водителя, тогда водитель должен будет возместить ущерб работодателю.

Кроме того, в случае, если ущерб работодателю полностью или частично покрывает страховая компания, то работодатель может требовать от сотрудника возместить только ту часть ущерба, которую не возмещает страхование. Например, в портале www.e-teismai.lt описан случай (http://eteismai.lt/byla/57242001118267/3K-3-174-701/2016), когда водитель, будучи за рулем автомобиля работодателя, попал в аварию, в которой автомобилю были нанесены повреждения. Водитель был признан виновным в авто-происшествии. Но автомобиль был застрахован страхованием каско, поэтому ущерб работодателя составила только сумма франшизы (то есть та часть расходов на ремонт, которую не покрыла страховая компания). Именно эту сумму решением суда должен был возместить сотрудник.

Как пример возмещения полной суммы ущерба работодателю, можно привести другой случай, описанный в портале www.e-teismai.lt (http://eteismai.lt/byla/37547973963160/3K-3-605-313/2015). Водитель, возвращаясь из рейса, решил переночевать у своих родственников и оставил автомобиль в неохраняемом месте. Автомобиль был похищен. Суд признал, что ущерб работодателю был нанесен из-за грубой неосторожности водителя и обязал его возместить фирме стоимость автомобиля. Факт, на который стоит обратить внимание – то обстоятельство, что фирма не застраховала автомобиль страхованием каско — судом рассматривалось как условие для уменьшения суммы возмещаемого ущерба.

Нарушение соглашения о неконкурировании

Наряду с действующими условиями, оговоренными в Трудовом кодексе (когда ущерб нанесен преднамеренно, в результате преступной деятельностью, в состоянии алкогольного или другого опьянения), с 1 июля появятся дополнительныe условия, при которых компания сможет потребовать полного возмещения ущерба – если он будет нанесен вследствие нарушения обязательства хранить конфиденциальную информацию и нарушения соглашения о неконкуренции. А также если компании будет нанесен нематериальный ущерб.

В транспортной и экспедиторской деятельности довольно остро стоит вопрос конкуренции с бывшими сотрудниками. Нередки случаи, когда работники уходят из компании, открывают свою фирму и переманивают клиентов бывшего работодателя. А. Бута обращает внимание перевозчиков на то, что в обновленном Трудовом кодексе соглашение между работодателем и сотрудником о неконкуренции регламентировано, и указано обязательство возместить ущерб, связанный с нарушением такого соглашения. Поскольку конфиденциальная информация и неконкурирование – это обширная и важная тема, мы обсудим ее в отдельной статье.

Трудовые отношения, как и любые другие отношения, требуют взаимодействия обеих сторон. Трудовой кодекс – это правовой инструмент при построении продуктивного организма хорошо действующей компании. Но главные действующие элементы в нем – мотивированные и  компетентные сотрудники.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

tachograf

Важная информация о требовании ЕС по установке тахографа нового поколения (условия, переходный период и проблемы в Румынии)

Как известно, до 31 декабря 2024 г. перевозчики ЕС должны были установить умный тахограф второго поколения. Однако в ЕС было достигнуто соглашение по двухмесячному переходному периоду.

2025-01-17 1 974
0
no_drivers

Интервью водителя грузовика о работе в литовской компании

Здесь (оригинал на итальянском) / здесь (русская версия) — интервью водителя грузовика из третьей страны о работе, как можно понять, в литовской компании. Много интересных деталей, но стоит учитывать то, что это только версия водителя.

2025-01-09 84
0
The Flag of Latvia waving in the wind with a clear blue sky.

О требовании декларирования в Латвии транспортных средств, зарегистрированных в третьих государствах, для участия в дорожном движении

Генеральное консульство Республики Беларусь в Даугавпилсе на основании информации, представленной латвийским государственным акционерным обществом «Дирекция безопасности дорожного движения», известило Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о том, что начиная с 1 января 2025 г. к участию в дорожном движении в Латвии будут допущены только те транспортные средства, зарегистрированные в третьих странах, которые были задекларированы в электронных услугах государственного АО «Дирекция безопасности дорожного движения» (CSDD).

2025-01-03 96
0