Новый год – новые расходы: почему в Литве вырос налог на загрязнение?

green_transport-1024x681

Сегодня у литовских перевозчиков (особенно мелких и средних) каждый цент на счету. Поэтому любые дополнительные расходы для них проблема. И вот в начале 2022 г. выяснилось, что значительно вырос налог на загрязнение, который платится за транспортные средства по итогам прошлого года. С одной стороны, он одноразовый, но когда, как сказал один перевозчик, «надо заплатить 800 евро, хотя в прошлом году было меньше 100 евро», это больно, и для многих компаний такие цифры стали сюрпризом. Редакция «Cargonews» решила выяснить, что происходит?

В конце января появилось сообщение «Linava», в котором приводятся слова секретаря Ассоциации по инновациям и транспортной политике Андрюса Бурбы: «В конце прошлого года указами министров окружающей среды и финансов поспешно, без консультаций с бизнесом и другими заинтересованными группами, были изменены правила расчёта налога на загрязнение. Бизнес понимает стремление государства уменьшить загрязнение окружающей среды и всегда готов к сотрудничеству в поиске приемлемых для всех сторон решений. Тем не менее этот случай очень огорчил, так как нас не проинформировали об этом и не позвали на дискуссию. Это принятое за спиной решение увеличило расходы некоторых компаний в 7 раз» (также в сообщении сказано, что новые правила вступили в силу обратным числом). В связи с этим «Linava» просит вышеупомянутые министерства отменить свои решения.

В связи с этим с просьбой прояснить ситуацию мы обратились в министерство окружающей среды (МОС). И особенно нас интересовал вопрос, действительно ли новый порядок уплаты налога на загрязнение был поспешно утверждён в конце прошлого года без согласования с представителями перевозчиков, как сказал А. Бурба?

Пояснения МОС

Прежде всего в МОС отметили, что налог на загрязнение, о котором говорит «Linava», регламентируется Законом о налоге на загрязнение окружающей среды, принятым парламентом 25 июня 2020 г. и вступившим в силу 1 января 2021 г. (подробнее – на сайте МОС). А в конце прошлого года (17 декабря) министр окружающей среды вместе с главой Государственной налоговой инспекции издал указ, лишь реализующий этот закон (а именно – утвердил формы декларирования налога и правила их заполнения). Как подчеркнули в МОС: «Никаких дополнительных положений, неутверждённых Законом, в этих Правилах нет».

Таким образом, заявление «Linava» о какой-то поспешности в принятии решения о налоге на загрязнение несостоятельно – сколько надо будет платить за 2021 г. стало ясно не в конце прошлого года, а в июне 2020 г.

Следующий вопрос – почему теперь так дорого? Ответ простой – налог увеличился, так как были отменены льготы, которые, по утверждению МОС, «при росте транспортного загрязнения не способствуют его снижению или более неактуальны как экономическая мера стимулирования». Если говорить конкретнее, то раньше налог могли не платить владельцы автомобилей с системой нейтрализации вредных выбросов (сегодня это обыденность, и поэтому с такой нормой налог на загрязнение во многом потерял бы смысл). Кроме того, были отменены так называемые смягчительные коэффициенты, размер которых зависел от стандарта экологичности грузовика (Евро 1-6). Сделано это было по инициативе МОС, руководствуясь принципом «загрязнитель платит». Также в министерстве обратили внимание на то, что из-за большой административной нагрузки не только бизнес, но и администрирующая налог на загрязнение институция критиковали предоставление документов, подтверждающих соответствующий стандарт.

При этом, как подчеркнули в МОС, «тариф за вредные выбросы для мобильных источников загрязнения не изменился, он был только проиндексирован в соответствии с подсчитанным Департаментом статистики Литвы индексом потребительских цен». Больше того, как сказано в статье 6 вышеупомянутого закона: «От уплаты налога на загрязнение мобильными источниками загрязнения освобождаются налогоплательщики, загрязняющие (…) с использование транспортных средств категории M2, M3, N2 и N3, которые зарегистрированы первый раз меньше 3 лет назад. Период использования транспортного средства начинается со дня первой регистрации транспортного средства и заканчивается последним днём налогового периода».

При этом, такая норма, как сказали в МОС, была принята, исходя из предоставленной перевозчиками информации о том, что их автопарк один из новейших в Европе, на основании чего министерство предположило, что многие из них смогут воспользоваться сделанным исключением. И тут возникает вопрос – почему «Linava» и конкретно А. Бурба говорят, что решение по налогу на загрязнение не согласовывалось с перевозчиками? Или он просто не в курсе того, что Ассоциация участвовала в согласовательном процессе?

Как утверждает МОС: «Проект закона три раза согласовывался с заинтересованными институциями, полученные замечания были обсуждены с участниками отдельных секторов. Комментарии, почему их замечания были учтены лишь отчасти, были предоставлены в согласовательной справке». В ней сказано, что «Linava» предлагает: 1) сохранить смягчительные коэффициенты в зависимости от стандарта экологичности грузовика; 2) освободить от уплаты налога грузовые транспортные средства, которые были первый раз зарегистрированы меньше 5 лет назад (а не 3, как сейчас) или соответствуют стандарту Евро-5 и выше; 3) установить тариф для дизельных транспортных средств в размере 9 евро/т (сейчас 10 евро/т).

В связи с этим следует зафиксировать два момента. Во-первых, «Linava» однозначно участвовала в процессе согласования позиций по закону о налоге на загрязнение. Во-вторых, МОС не учло спорных, но вполне разумных предложений Ассоциации. И тогда возникает вопрос – почему «Linava» после принятия закона в июне 2020 г. по крайней мере громко не заявила о том, что мнение перевозчиков было проигнорировано МОС и парламентом, в результате чего их расходы за 2021 г. значительно вырастут, а сейчас утверждает, что с ней никто не советовался?

Всё это похоже либо на неловкие попытки оправдать свой очередной провал, либо на вопиющую некомпетентность. Сказать точнее не можем, так как «Linava», как известно, объявила «Cargonews» информационный бойкот. Поэтому предлагаем членам Ассоциации самим задать её руководству соответствующие вопросы. Но, что было, то было. Важнее – что дальше?

Есть ли возможность изменить ситуацию?

Как было сказано выше, сегодня «Linava» просит МОС и Минфин отменить свои решения от 17 декабря 2021 г., утверждая, что они своими указами изменили правила подсчёта налога на загрязнение – хотя дело не в этом, а в законе о налоге на загрязнение. То есть, мало того, что нынешние представители «Linava» по непонятным причинам отрицают участие Ассоциации в согласовании этого закона, так они ещё выдвигают требования, которые показывают, что они не ориентируются в элементарной ситуации.

Поэтому в МОС в комментарии нашей редакции для тех, кто не понял, ещё раз на пальцах объяснили: «Возможности удовлетворить просьбу нет, так как упомянутый указ только реализует закон. Как уже было сказано, основы налога на загрязнение мобильными источниками загрязнения регламентированы законом, положения которого на стадии согласования обсуждались со всеми сторонами. Министерство уже встречалось с представителями «Linavа» для обсуждения сложившейся ситуации, от перевозчиков ожидается более детальная информация о выросших налогах и их влиянии на бизнес, а также реальные предложения по уменьшению транспортного загрязнения. Решения по совершенствованию норм закона, чтобы уменьшить загрязнение с минимальными расходами бизнеса и достичь намеченных целей, касающихся защиты окружающей среды, проектируются на будущее».

Иными словами, чтобы налог на загрязнение для перевозчиков снизился, нужно изменить соответствующий закон, а это процесс небыстрый, уже не говоря о том, что власти Литвы вряд ли будут склонны учесть пожелания транспортного сектора в данном вопросе с учётом их нацеленности на продвигаемый ЕС «зелёный курс» и желания получить дополнительные средства в бюджет.

***

Обобщая, можно сказать, что позиция государства в вопросе налога на загрязнение понятна («зелёный» имидж плюс деньги), и надо радоваться уже тому, что есть исключение для грузовиков не старше 3 лет. С другой стороны, к «Linava» возникает много вопросов относительно её действий в данном случае: почему сегодня утверждается, что с Ассоциацией не согласовывались решения по налогу на загрязнение, и выдвигаются бессмысленные требования? Короче говоря, власти Литвы не перестают усложнять жизнь перевозчикам, но в то же время может сложиться впечатление, что сегодня «Linava» является не самым эффективным защитником их интересов.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

tachograf

Важная информация о требовании ЕС по установке тахографа нового поколения (условия, переходный период и проблемы в Румынии)

Как известно, до 31 декабря 2024 г. перевозчики ЕС должны были установить умный тахограф второго поколения. Однако в ЕС было достигнуто соглашение по двухмесячному переходному периоду.

2025-01-17 1 974
0
no_drivers

Интервью водителя грузовика о работе в литовской компании

Здесь (оригинал на итальянском) / здесь (русская версия) — интервью водителя грузовика из третьей страны о работе, как можно понять, в литовской компании. Много интересных деталей, но стоит учитывать то, что это только версия водителя.

2025-01-09 84
0
The Flag of Latvia waving in the wind with a clear blue sky.

О требовании декларирования в Латвии транспортных средств, зарегистрированных в третьих государствах, для участия в дорожном движении

Генеральное консульство Республики Беларусь в Даугавпилсе на основании информации, представленной латвийским государственным акционерным обществом «Дирекция безопасности дорожного движения», известило Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о том, что начиная с 1 января 2025 г. к участию в дорожном движении в Латвии будут допущены только те транспортные средства, зарегистрированные в третьих странах, которые были задекларированы в электронных услугах государственного АО «Дирекция безопасности дорожного движения» (CSDD).

2025-01-03 96
0