Новые подходы производителей грузовиков на примере «Volvo» и MAN – что важно перевозчикам?
Некоторое время назад сразу два известных производителя грузового транспорта – «Volvo» и MAN – с помпой представили линейку грузовиков нового поколения. Тут можно дать детальный обзор предложенных новинок, но не хочется превращать статью в простой рекламный проспект. При этом комплексный анализ новаторских подходов вышеупомянутых концернов может показать стратегические направления, в которых движутся производители грузовиков, и помочь перевозчикам понять, как им следует решать вопросы, касающиеся приобретения и эксплуатации транспортных средств, чтобы получить максимальную выгоду.
Обобщая предложения «Volvo» и МАN, можно выделить несколько ключевых моментов, которые имеют существенное значение для транспортных компаний, стремящихся сократить свои расходы.
Во-первых, это экономия топлива. «Volvo» гордится тем, что им удалось снизить расход дизельного топлива на 7% (в частности за счёт системы «I-Save»). При этом глава компании Рогер Альм заявил, что, по словам некоторых заказчиков, этот показатель даже больше. В МАN говорят о 8%. Казалось бы, серьёзные цифры, которые при большом количестве перевозок и транспорта дают заметную экономию средств. Однако надо понимать, что по сути производители в этой сфере упёрлись в определённую стену.
Как отметила высокопоставленная представительница «Volvo», двигатели внутреннего сгорания (читай, дизельные) доказали свою общую состоятельность в грузовом транспорте и в ближайшее время они никуда не денутся – особенно, в сегменте дальних перевозок (тот же МАN вообще представил только дизельные новинки). Однако в то же время шведский концерн (и не только он) намерен предлагать покупателю различные альтернативные дизелю варианты – биотопливо, сжиженный газ, а в перспективе электричество (кроме того, на рынке есть сжатый газ, и сразу несколькими производителями активно разрабатывается тема водорода).
Таким образом, можно констатировать, что сегодня из дизельного двигателя как технического механизма практически выжат максимум топливной экономии, и несколькопроцентный прогресс в данной области достигается за счёт сопутствующих факторов – таких как, облегчение веса грузовика за счёт компонентов, сделанных из новых материалов; специальное программное обеспечение для оптимизации управления машиной; новые аэродинамические решения; навыки экономичного вождения водителя и другие.
Соответственно, если перевозчик хочет серьёзно сэкономить на топливе, ему настало время по крайней мере задуматься о переходе на альтернативные источники энергии – как показывает сегодняшняя практика, для дальних перевозок компании уже начинают закупать грузовики на сжиженном газе (например, недавнее приобретение «Hegelmann Group»), которые практически не уступают дизельным аналогам по техническим характеристикам, а для городских и небольших междугородних перевозок подойдёт сжатый газ или электричество (дело нескольких лет, когда данные два подхода технологически стабилизируются, и разовьётся необходимая инфраструктура заправочного и технического обслуживания). При этом при выборе конкретного топливного варианта очень важно учитывать специфику работы каждого отдельного перевозчика (направления перевозок, дальность перевозок и так далее).
Второй ключевой приоритет «Volvo», MAN и других производителей грузовиков – водитель, а точнее – его комфорт. В этой связи можно отметить, что у всех современных тягачей удобства (такие как кресло, регулировка руля, спальное место, мультимедия, место для вещей и так далее) примерно одинаковые, и их кабина уже напоминает высокотехнологичную однокомнатную квартиру. Отдельно стоит сказать о том, что, например, «Volvo» в своих новых моделях особое внимание уделила звукоизоляции кабины. Последний момент важен потому, что шумная атмосфера езды дополнительно изматывает водителей. Поэтому они, судя по опросам, очень ценят малошумность электрических грузовиков. Кроме того, в современных тягачах работу водителя значительно облегчают (постепенно сводят к минимуму) различные системы оптимизации движения и улучшения видимости (новые «Volvo» и МAN ими просто напичканы для облегчения движения в ночное время, в пробках, на поворотах, при перестроении и так далее).
Но тут у перевозчиков может возникнуть резонный вопрос – с какой стати я должен покупать водителю дорогой навороченный грузовик? Подтверждённая исследованиями логика следующая: сегодня перевозчикам во всём мире не хватает водителей, и один из способов их заманить и сохранить на долгое время – дать им современный грузовик, работать на котором удобно, легко и безопасно. Но тут важно учитывать один момент – «наездник» должен быть под стать «коню». Иными словами, если перевозчик решился на приобретение тягача, созданного по последнему слову техники, ему стоит посадить за руль этого тягача профессионала (готового или предварительно обученного), который сможет эффективно воспользоваться всеми возможностями вверенной ему машины и будует заботиться о ней как о любимом домашнем питомце.
Как отметил глава «Volvo» Р. Альм: «Водители, которые управляют автомобилями безопасно и эффективно, становятся бесценным активом любой транспортной компании. Ответственное поведение за рулем позволяет уменьшить выбросы CO2 и расходы на топливо, а также помогает снизить риск несчастных случаев, травм и незапланированных простоев». Короче говоря, сегодня перевозчик может выбирать – по дешёвке посадить за руль развалюхи, которую не жалко, простого «водилу» или купить новый «нафаршированный» тягач и взять на работу знающего водителя, которому придётся платить больше, но который в долгосрочной перспективе с лихвой окупит сделанную инвестицию (умело управляя машиной и заботясь о её техническом состоянии, и топливо сэкономит, и аварийность снизит, что в том числе поможет получить более дешёвый страховой полис).
Следующий важный момент, который должен помочь перевозчикам потратить меньше и заработать больше, связан со стремлением производителей грузовиков увеличить возможную полезную нагрузку транспортного средства и его долговечность. Например, как говорят в МАN, в зависимости от модели и конфигурации грузовика, полезную нагрузку можно увеличить почти на 300 кг; масло в двигателях D38 и D26 надо менять после прохождения 140 000 километров (у «Volvo» – после 150 000 километров); фильтр твёрдых частиц в двигателе D38 надо менять после прохождения 800 000 километров, а в двигателе D26 – до 900 000 километров; передние фары могут светить до 50 000 часов (т.е. примерно 15 лет или 1,5 млн. километров) и так далее.
Далее, чтобы не доводить дело до серьёзного ремонта, многие производители, включая «Volvo» и MAN, предлагают своим заказчикам удалённое слежение за техническим состоянием машины с помощью современных технологий с участием водителя и офиса компании, включая удалённое обновление программного обеспечения автомобиля. Таким образом, управление автопарком при желании выходит на совершенно иной – более сложный, но более продуктивный – уровень (на практике желательно, чтобы в небольшой компании постоянным анализом работы грузовиков в контакте с производителем и водителями занимался специальный человек, а в большой, у которой сотни грузовиков и нередко от разных производителей – отдельный отдел, поскольку только в этом случае покупка даст максимальный эффект экономии).
Если же тягач всё-таки сломался, в распоряжении клиента зачастую круглосуточная оперативная помощь (с услугой выезда мастеров на место поломки и, при необходимости, доставки машины в сервис) на основе различных гарантийных программ, цель которых – починить автомобиль как можно быстрее, качественнее и дешевле (в последнем случае важно нынешнее стремление производителей конструировать тягач так, чтобы менять различные детали было как можно проще, и применять так называемый модульный подход). Больше того, например, МАN, если нельзя починить тягач за короткое время, предоставляет грузовик на замену на срок до 14 дней или (если такой возможности нет) готов платить компенсацию до 180 евро в день за простой (условие гарантии „Uptime“, которую клиент может приобрести дополнительно).
***
Обобщая, можно сказать, что сегодня борьба за клиента между производителями грузового транспорта идёт не на жизнь, а на смерть. Поэтому тот же МАN перед производством новой линейки грузовиков провёл масштабные консультации с водителями и владельцами транспортных компаний, чтобы учесть все их пожелания. То есть, начинает доминировать максимально индивидуальный подход, суть которого – подстроиться под потребности каждого отдельного заказчика при производстве, покупке (лизинге), эксплуатации и техническом обслуживании тягача.
Кроме того, исключительно важным становится контакт в треугольнике водитель-компания-производитель, который делает управление автопарком более эффективным и экономным, но одновременно привязывает заказчика к конкретному производителю (примерно, как при покупке какой-то страной большой партии современного вооружения, обслуживание которого – а значит и обороноспособность государства – в дальнейшем будет сильно зависеть от выбранного продавца).
Таким образом, сегодня новая техника при наличии профессиональных водителей может дать перевозчикам ощутимые конкурентные преимущества, но надо очень внимательно подходить к выбору производителя и выработке индивидуальных условий сотрудничества с ним, так как речь идёт о «совместном плавании» на годы вперёд.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.