Новое разъяснение относительно нулевого тарифа НДС на транспортные услуги: платить налог обратным числом не придётся?

pinigai (3)

В начале июля литовское транспортное сообщество почувствовало себя как во время землетрясения: Европейский Суд Справедливости представил разъяснение к выполнению европейской директивы относительно уплаты НДС. Похоже, что правила уплаты НДС могут измениться. Но самое главное – в юридическом отношении, согласно разъяснению суда, новый налоговый режим можно будет применять обратным числом!

Понятно, что это известие переполошило всё транспортное сообщество. Речь зашла о самом страшном сценарии, какой только могут уготовить власти по отношению к транспортникам, а именно – заплатить стандартный НДС (в Литве это 21%) по договорам, выполненным в течение 5 предыдущих лет. Может ли такое случиться?

Нулевой тариф НДС – для ограниченного числа участников логистической цепочки

Об этом решении Европейского Суда Справедливости (ЕСС) сообщили несколько финансовых консультантов. 29-го июня 2017 года в деле № C-288/16 ЕСС вынес решение, согласно которому, п. «е» ч.1. ст. 146 директивы № 2006/112/ЕС («Об общей системе налога на добавленную стоимость») нужно понимать так, что нулевой тариф НДС не применяется в отношении услуг, связанных с перевозками товаров в третьи страны, если эти услуги не были предоставлены непосредственно грузоотправителю или грузополучателю.

Как сообщила литовская Государственная налоговая инспекция (ГНИ), положения вышеуказанного пункта европейской директивы перенесены в ст. 45 литовского Закона об НДС. В комментариях к ч. 1. и ч. 3 ст.45 приложены разъяснения, схемы и примеры, поясняющие, что в случаях, когда при перевозках импортируемых и/или экспортируемых товаров в качестве посредников выступают экспедиторы, то нулевой тариф НДС применяется не только к услугам экспедиторов, предоставляемым грузоотправителям/грузополучателям экспортируемых и/или импортируемых товаров, но и к услугам, получаемым экспедиторами от отдельных лиц при перевозках грузов, и к дополнительным услугам, сопровождающим перевозки, если у тех, кто предоставляет эти услуги, есть на то доказательства.

Гинтарас Юшкаускас, аудитор в компании налогового консультанта « Merits», отметил, что это разъяснение ЕСС по существу меняет сложившуюся практику применения положений ст. 45 Закона об НДС. В комментарии ГНИ говорится, что в случаях, если перевозки экспортируемых и/или импортируемых товаров выполняются при посредничестве литовского экспедитора (по схеме «литовский перевозчик -> «литовский экспедитор» -> «литовский заказчик»), нулевой тариф НДС можно применять к обеим звеньям: к сделке «литовский перевозчик» -> «литовский экспедитор» и к сделке «литовский экспедитор» -> «литовский заказчик».

Между тем, по словам эксперта, разъяснение ЕСС вносит коррекции в сложившуюся практику: услугу перевозки можно считать непосредственно связанной с импортом/экспортом товаров лишь в том случае, если она непосредственно предоставляется грузоотправителю или грузополучателю товаров. Исходя из этого, когда в осуществлении перевозки участвует литовский экспедитор (т.е. перевозка осуществляется по схеме «литовский перевозчик -> «литовский экспедитор» -> «литовский заказчик»), то нулевой тариф НДС можно применять только по отношению к услуге экспедитора, предоставленной непосредственно грузоотправителю или грузополучателю. К услуге перевозчика, предоставленной экспедитору, необходимо применять НДС в размере 21%.

Разъяснение ЕСС будет действовать обратным числом?!

Эта история не была бы какой-то из ряда вон выходящей, если бы не замечание Г. Юшкаускаса о том, что разъяснение ЕСС носит характер ex tunc, т.е. действует обратным числом. Это означает, что конкретный законодательный акт должен выполняться с момента его вступления в силу. Поэтому разъяснение ЕСС в деле № C-288/16 даёт литовской ГНИ право потребовать, чтобы за услуги, предоставленные литовским экспедиторам в течение 5 предыдущих лет, литовские перевозчики уплатили стандартный (21%) НДС. Вполне естественно, что от этой мысли все перевозчики пришли в шок.

В ходе беседы с редакцией CargoNews.lt эксперт отметил, что изменения налогового порядка обратным числом в Литве имели место, но это было в очень далёкие времена, когда главой правительства был Гедиминас Вагнорюс. По словам эксперта, с тех пор все налоговые изменения проходили более или менее цивилизованно, каких-то особых налоговых «сюрпризов» литовские предприниматели не чувствовали.

Г. Юшкаускас также отметил, что если НДС будет пересчитан обратным числом, то никакие санкции (ни штрафы, ни пеня) не будут начисляться. «Перевозчикам придётся заплатить лишь НДС в размере 21%, но и этого достаточно, чтобы карманы перевозчиков опустошились», – говорит Г. Юшкаускас.

Месяц ожидания

Неизвестность продолжалась почти три недели. Сообщение Г. Юшкаускаса появилось спустя три дня после принятия решения ЕСС, а сообщение ГНИ насчёт сложившейся ситуации и возможного применения решения ЕСС на практике поступило 20-го июля. В сообщении говорится, что в настоящее время ГНИ проводит консультации с Министерством финансов.

«Решение ЕСС вступило в силу 29-го июня, а мы в конце июля всё ещё ожидаем разъяснения Министерства финансов. Это дело не свалилось на нас как снег на голову – ЕСС занимался этим вопросом ровно год, я лично следил за ходом дела, заведомо зная, что в деле будет принято очень важное решение. Не могу понять, почему ГНИ им не поинтересовалась – сейчас мы находимся в ситуации, когда разъяснение к директиве ЕС вступило в силу, но никто толком не может сказать, как оно будет действовать в Литве, потому что целый месяц не можем дождаться ответа Министерства финансов», – говорит Г. Юшкявичюс, не скрывая возмущения по поводу работы налогового администратора.

Утешительным можно считать разве только тот факт, что сообщение ГНИ, которое подписала директор Юридического департамента налоговой службы Раса Вирвилене, оканчивается заявлением о том, что стандартный тариф НДС, скорее всего, не будет применяться обратным числом.

«Если в ходе консультаций с Министерством финансов, с учётом аргументов, высказанных ЕСС по поводу определения „непосредственных услуг, связанных с товарами определённого статуса“, будет принято решение поменять нулевой тариф НДС на стандартный, то стандартный тариф НДС мы будем применять к сделкам, которые будут заключатся после принятия изменений к комментарию Закона об НДС», – говорится в сообщении ГНИ.

Так что же дальше?

Учитывая то, что это сообщение носит всего лишь информационный характер, остаётся ждать, что по этому поводу скажет Министерство финансов. По словам Р. Вирвилене, ГНИ попросила, чтобы министерство предоставило свой ответ как можно быстрее. «На данный момент не могу ничего комментировать, могу только сказать, что каких-то особых разъяснений к нашей позиции быть не должно. Мы просто должны согласовать нашу позицию с Министерством финансов», – говорит представитель ГНИ.

Pasak VMI atstovės, Lietuva turi visiškai realias galimybes dabar priimtą ES direktyvos aiškinimą taikyti ne atgaline data. Ir tvirtino neabejojanti, kad taip ir bus.

По словам Р. Вирвилене, у Литвы есть все реальные возможности для того, чтобы не применять решение ЕСС обратным числом. Она заявила, что именно так и будет.

Между тем Г. Юшкаускас не скрывает своего возмущения нерасторопностью ГНИ: по его словам, реакция государственного учреждения на изменения в налоговой ситуации появилась лишь тогда, когда предприниматели буквально «завалили» его своими запросами. Эксперт утверждает, что это никак не сочетается с профессиональным отношением к своей работе. «Такая запоздалая реакция недопустима», – говорит он.

Однако, намерение не применять изменения обратным числом он считает рациональным, логичным и справедливым решением по отношению к предпринимателям.

Вряд ли можно с ним не согласиться. Время покажет, чего стоят обещания государственных структур.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 116
0