Необщественные связи – кто виноват в плохом имидже перевозчиков?
В последнее время перевозчики много говорят о том, что у них очень плохой имидж в общественном поле, и их злит неспособность «Linava» переломить ситуацию в данной сфере. В то же время на последнем съезде Ассоциации её генеральный секретарь Мечиславас Атрошкявичюс объявил о том, что расторгнуто соглашение о сотрудничестве с какой-то загадочной компанией, которая занималась общественными связями «Linava», но делала это неэффективно. Больше того, в контексте этой истории пошли слухи о непонятных личных связях и косвенной благодарности. С учётом всего этого редакция «Cargonews» решила рассмотреть данный вопрос более подробно.
Для начала мы обратились в Ревизионную комиссию «Linava», которая предоставила нам следующую информацию: «Решение президиума о подписании договора с пиар-компанией UAB «Maniac» было принято 28 августа 2019 г., а о его расторжении – 2 декабря 2019 г. Информация о произведённых платежах и актах о выполнении работ является конфиденциальной и в соответствии с действующим регламентом работы Ревизионной комиссии не может быть предоставлена третьим лицам (включая журналистов)». Таким образом, стало ясно, кто занимался общественными связями «Linava», и что сотрудничество было довольно коротким – всего около трёх месяцев.
Однако после ответа Ревизионной комиссии неотвеченными остались вопросы, касающиеся обстоятельств подписания договора с компанией «Maniac» (до 23 апреля 2012 г. – «Filipavičius ir partneriai») и деталей её работы. По данным редакции, полученным от информированных представителей «Linava» на условиях анонимности, эту компанию «привёл» и «продвинул» президент Ассоциации Ромас Аустинскас, возможно, так стремясь «рассчитаться» за помощь в избрании на свой пост; договор с ней был подписан без конкурса, с чем многие в «Linava» были несогласны, и за свою работу компания ежемесячно должна была получать 2500 евро (то есть, всего не менее 7500 евро за сентябрь, октябрь и ноябрь), но по факту практически ничего не сделала.
Тем не менее, чтобы прояснить эти и другие моменты, мы поговорили с бывшим президентом «Linava» Эрландасом Микенасом, а также задали уточняющие вопросы нынешнему президенту Ассоциации и компании «Maniac».
Эрландас Микенас: «Агентство по связям с общественностью должно делать свою работу, а не защищать интересы отдельных руководителей ассоциации».
Что Вам известно о сотрудничестве «Linava» с UAB «Maniac» – откуда появилась эта компания и каковы обстоятельства заключения с ней соглашения о сотрудничестве?
Насколько мне известно, компанию предложил президент Ромас Аустинскас, который, возможно, работал с ней на предвыборном этапе. Конкурс при выборе компании объявлен не был.
Во сколько Ассоциации обошлись услуги «Maniac», и что хорошего она сделала – как Вы считаете, имидж «Linava» и перевозчиков в общественном пространстве улучшился?
Ассоциация платила 2500 евро в месяц. Это немаленькая сумма, но реальную пользу в общественном пространстве мы не увидели, и это перевозчики подчеркнули на Конгрессе. На клеветнические статьи в СМИ, порочащие бизнес перевозчиков, ответ дан не был.
Как Вы в целом оцениваете ситуацию с сотрудничеством «Linava» с «Maniac»? Что она показала?
Нынешняя ситуация показывает, что предвыборные обещания остаются обещаниями. Самое прискорбное то, что мы безнадёжно проигрываем оппонентам в общественной среде. Ассоциации такого уровня агентство по связям с общественностью необходимо, но оно должно делать свою работу, а не защищать интересы её отдельных руководителей.
Трудно сказать, почему это произошло и происходит. Я думаю, что это должно объяснить нынешнее руководство ассоциации. В последнее время принимаемые президиумом решения вообще трудно понять – недавно без дискуссий был утверждён регламент региональных съездов, который противоречит уставу, закону об ассоциациях и Конституции Литовской Республики. По-видимому, так идёт подготовка к выборам членов президиума, которых секретариат Ассоциации стремится держать под своим контролем. Ассоциация продолжает провоцировать споры.
Что, с Вашей точки зрения, нужно делать, чтобы переломить неблагоприятную для перевозчиков ситуацию в общественном поле?
Мы должны отвечать на каждую клеветническую статью в общественном поле и объяснять общественности реальную ситуацию в транспортном секторе. Очень странно, что избранный президент ассоциации не появляется в СМИ и не высказывает своё мнение. Ассоциация избрала своего лидера, и он должен активно участвовать в этом процессе. Конец прошлого года принёс перевозчикам только плохие новости – повышение коэффициента, увеличение акциза на топливо, напряжённая ситуация в Европе, конфронтация с государственными учреждениями Литвы, огромные потери при создании страховой компании. Я считаю, что своевременное реагирование на предлагаемые законы и диалог с органами власти, как это было раньше, дали бы значительно лучший результат.
Краткость – сестра таланта?
Э. Микенас фактически подтвердил ту информацию об обстоятельствах подписания договора «Linava» с компанией «Maniac» и стоимости её услуг, которая была в распоряжении редакции, и сомневаться в его словах оснований нет – как-никак, бывший президент Ассоциации. Тем не менее, мы решили получить официальный комментарий у президента «Linava» Р. Аустинскаса, которому задали различные уточняющие вопросы (о том, объявлялся ли конкурс при выборе агентства по связям с общественностью, о стоимости услуг компании «Maniac», о конкретных результатах её работы, о его роли в этой истории и другие). Он предпочёл ответить не лично, а через представителя Ассоциации по связям с общественностью и, так сказать, в общих чертах.
«Отвечая на ваши вопросы о подписании договора, следует отметить, что заключение и расторжение договора с UAB «Maniac» было одобрено президиумом «Linava». Эту компанию президиуму представил президент Ромас Аустинскас. Он подчёркивает, что до этого с ней не работал. При заключении договора отмечалось, что он заключается на четырёхмесячный испытательный срок, поэтому, спустя нескольких месяцев, после оценки ситуации было принято решение о его расторжении. Договор расторгнут по соглашению сторон. Вопросы о конкретных суммах и деталях договоров являются конфиденциальными, поэтому публично «Linava» их обсуждать и раскрывать не станет. Что касается коммуникации «Linava» в целом, то следует отметить, что 15 января президиум утвердил план коммуникации «Linava» на 2020 г., который, помимо прочего, предусматривает иную схему коммуникации, чем та, которая была до этого. План коммуникации подготовлен с учётом специфики транспортного сектора и его сложной ситуации», — сказано в комментарии «Linava».
Другими словами, ничего конкретного об обстоятельствах появления компании «Maniac» на горизонте «Linavа» и эффективности её работы – конфиденциально. Но была надежда на то, что всё объяснит сама компания «Maniac».
Свой свояка видит издалека?
Если поинтересоваться тем, что собой представляет пиар-компания «Maniac», можно сказать, что это «чемодан с двойным дном».
С одной стороны речь идёт о достаточно известном, успешном и долго работающем на рынке агентстве, которое реализует различные значимые проекты (примеры её работы можно найти здесь и здесь). Как сообщили СМИ, в 2017 г. компания «Maniac» заняла седьмое место по доходам среди всех пиар-компаний Литвы, заработав почти 90 тысяч евро (что, кстати, показывает финансовую значимость для неё сотрудничества с «Linavа», которое к тому же могло продолжаться неизвестно сколько, если бы не волна недовольства перевозчиков провалом Ассоциации в общественном поле).
Однако самое интересное начинается, когда речь заходит о главном акционере UAB «Maniac». По общедоступным данным «Creditinfo Lietuva», им является Л. Ф, который, по тем же данным, дважды – с 2003 по 2012 год и с 2016 по 2018 год – был директором компании (с февраля прошлого года её возглавляет Миндаугас Янулёнис).
Начнём с середины 2000-ых годов, когда, как сказано в СМИ (подробнее – здесь), Л. Ф. был главой компании «Pro Group», которая активно работала с «Партией труда» (которая была обвинена в финансовых преступлениях) и постоянно упоминалась в контексте пиар-компании «Nikola-M», которую связывают с российскими спецслужбами («Pro Group», если верить данному источнику, та же компания «Filipavičius ir partneriai», которая, как было указано выше, с 23 апреля 2012 г. стала компанией «Maniac»). Л. Ф. эти обвинения отверг (детали – здесь).
Дальше – больше. В 2017 г. Л. Ф. и компания «Maniac» упоминаются в споре акционеров крупной литовской компании «VP group», которой принадлежит торговая сеть «Maxima», о возможных финансовых махинациях (подробности здесь).
Ну и «десерт». Л. Ф. фигурирует даже в деле печально известного концерна «MG Baltic» о политической коррупции, и как было сказано в статье на эту тему от 5 апреля 2019 г., в отношении Л. Ф. «до сих пор проводится другое досудебное расследование о присвоении имущества и подделке документов» (подробности здесь).
Таким образом, репутация у компании «Maniac» очень неоднозначная, и более чем странно, что из всех участников данного сегмента рынка «Linava» выбрала себе в помощники именно её. Или тут действительно была какая-то личная заинтересованность? Чтобы прояснить ситуацию мы задали агентству много уточняющих вопросов (о том, как оно стала коммуникационным партнёром «Linava», о его возможных связях с руководством Ассоциации, о конкретных результатах его работы с точки зрения соотношения цены и качества услуг и другие).
Ответ директора UAB «Maniac» М. Янулёниса был следующим: «Во время выбора коммуникационного партнёра LINAVA агентство приняло участие в двух заседаниях президиума LINAVA, на которых представило её членам возможные пути коммуникации ассоциации. С одобрения президиума, было инициировано подписание договора. Насколько нам известно, в конкурсе коммуникационных партнёров были и другие участники [напомним, что из «Linava» идёт иная информация]. Договор с LINAVA был расторгнут досрочно по инициативе агентства по соглашению сторон [странно: работой компании недовольны перевозчики, которые открыто говорят об этом, а расторжение прибыльного договора, по её словам, инициирует она сама]».
***
Являются ли объяснения «Linava» (президента Р. Аустинскаса) и главы «Maniac» исчерпывающими, решать Вам, дорогие читатели. Нашей редакции такая краткость, такие «профессиональные» связи с общественностью кажутся странными, и напрашивается вывод, что есть что-то, о чём нет желания говорить. На сегодняшний день всё выглядит так, что непонятным образом появившаяся пиар-компания, усилиями президента Ассоциации, без конкурса получила контракт и немалые деньги, но ничего не сделала, а у «Linava» как не было, так и нет чёткой пиар-стратегии. То есть, вся эта история «дурно пахнет», и членам «Linava» стоит поинтересоваться всеми её «конфиденциальными» деталями, чтобы выяснить, кто виноват в их ужасном имидже в общественном пространстве и в разбазаривании их денег.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.