Мошенники взялись за фонетические трюки
Преступники, орудующие в транспортной сфере, нашли новый способ обмана добросовестных перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев: они научились маскироваться под компании с безупречной репутацией, используя при этом в названиях своих фирм словосочетания, как две капли воды похожие на названия известных и надёжных компаний. Последний пример такой дерзкой деятельности – фирма под названием «Nordcarrier LP», якобы зарегистрированная 25-го июня в Эдинбурге. Не сведущий в транспортных делах человек может легко перепутать эту фирму со скандинавской компанией «Nordcarrier AS», которая начала свою деятельность 40 лет тому назад, а представительства в странах Балтии открыла 15 лет тому назад. Казалось бы, что отличие обеих компаний заключается лишь в нескольких буквах в названиях и дизайне интернет-страниц. Но…. Обо всём по порядку.
Излюбленные алгоритмы краж
Ежедневный поток информации об услугах перевозчиков и экспедиторов – словно Ниагарский водопад: только лишь на бирже Cargo.LT объявлений о свободных грузах и транспорте насчитывается более 25 тысяч. Если эту цифру перевести на общий вес грузов, то он составит более 1,2 млн тонн в сутки. Те, кто пользуется услугами профессиональных транспортных бирж, которые постоянно проверяют основную информацию о действующих на рынке компаниях, с проблемами, как правило, не сталкиваются. Однако для менее опытных, зачастую довольно рассеянных или просто наивных предпринимателей риск попасть в водоворот проблем, если они воспользуются хотя бы одним «исключительно привлекающим» предложением, попадающим в электронный почтовый ящик в виде массовых спам рассылок – огромный.
Одна из распространённых мошеннических схем выглядит примерно так: мошенники предлагают грузовладельцу отвезти груз на очень привлекательных условиях. Грузовладелец должен подтвердить заказ и заплатить аванс в размере 20 – 50 проц. Если грузовладелец решается принять эти условия, мошенническая группировка сама находит перевозчика, пообещав ему фрахт выше среднерыночной цены за перевозку по конкретному маршруту. Соблазнённый приличными деньгами перевозчики выполняет техническую часть дела, а когда приходит время получать оплату за выполненную работу, оказывается, что след «горе-экспедитора» давно простыл – на звонки по указанным телефонным номерам и на письма по указанным адресам электронной почты никто не отвечает.
Другой способ похищения грузов более агрессивный, более рискованный и, следует признать, более интеллектуальный. Преступники нацеливаются на дорогие и быстрореализуемые товары – это, как правило, бытовая техника, алкогольные напитки, одежда, обувь, табачные изделия. Преступники не жалеют времени на тщательное изучение информации, касающейся грузоперевозки, и похищают груз так изощрённо, что перевозчик лишь по прошествии некоторого времени понимает, что был обведён вокруг пальца. Типичный пример такой схемы выглядит примерно так: прибывший на место разгрузки автомобиль встречает некий человек, выдающий себя за сотрудника разгрузочного терминала, и сообщает водителю о том, что появилась новая информация, касающаяся выгрузки – груз нужно выгрузить не на терминале, а в другом месте или перегрузить в другой полуприцеп. Чтобы всё выглядело предельно убедительно, водителю предъявляют CMR накладную с поддельной печатью и сообщают некоторые детали о перевозке, которые могут быть известны только лицам, непосредственно связанным с конкретной перевозкой.
А самые дерзкие преступники иногда ухитряются похищать грузы, выдавая себя за перевозчиков. В таких случаях на место погрузки прибывает автомобиль, как две капли воды похожий на автомобиль компании, с которой был заключён договор на перевозку. Мошенники даже запасаются табличками государственных номеров тех автомобилей, которые зарегистрированы на терминале и на самом деле принадлежат порядочным перевозчикам. Вся обстановка подозрений, как правило, не вызывает, а о том, что груз был похищен, становится известно лишь тогда, когда на место погрузки за тем же грузом прибывает другое транспортное средство, и после проверки номеров выясняется, что в регистре транспортных средств «трудоустроенного» мошенниками автомобиля не существует.
Прикрылись названием известной компании
В последнее время редакция CargoNews.lt неоднократно публиковала информацию об аферах рижского деятеля Александра Киселёва и руководимой им пресловутой преступной группировки. Эти вредители сумели воспользоваться не только классическими схемами мошенничества, но и изобрели новые. По информации, которой располагает редакция CargoNews.lt, последним «проектом», связываемым с фамилией А. Киселёва, можно считать недавно якобы зарегистрированную в Эдинбурге (Шотландия) компанию «Nordcarrier LP». Просматривается новая и довольно агрессивная тактика: если раньше для прикрытия своих «тёмных делишек» преступники покупали компании, названия которых ни у кого не вызывали никаких ассоциаций, и проворачивали свой «бизнес» по принципу «неоправдавшийся деловой риск – банкротство – тихое исчезновение», то в данном случае создана компания, название которой звучит почти также, как название компании с хорошей репутацией. Очевидно, что при помощи фонетического сходства в названиях преступники будут оказывать давление на потенциальных жертв.
Что даёт повод делать такие предположения? Администрация Cargo.LT провела проверку данных компании «Nordcarrier LP» и обратила внимание на некоторые, на первый взгляд, несущественные детали, в частности: сайт компании «Nordcarrier LP» создан на базе бесплатной платформы «WIX. com». Такой «оригинальный и солидный» сайт за 10 – 15 минут (не считая перекуров) может создать даже человек, владеющий минимальной компьютерной грамотностью.
Но это мелочь, по сравнению с другой информацией. Когда администрация Cargo.LT решила проверить регистрационный адрес упомянутой компании, оказалось, что 5 Mount Street Upper в Эдинбурге нет. При помощи Google Street View по указанному адресу удалось найти и рассмотреть что-то похожее на автомобильную площадку, но никак не на офис транспортной компании. Очень странным показалось и то, что рядом с адресом компании не указан почтовый индекс – в Великобритании такого просто не может быть. Если кто-то всё ещё сомневается, что имеет дело с аферистами – советуем проверить шотландский международный телефонный код. Те, у кого в Шотландии есть друзья или родственники, знают, что выход на Шотландию начинается с цифр +44, между тем как компания «Nordcarrier LP» предлагает связываться с ней по ирландскому коду +353.
Как утверждают специалисты по связи, это вовсе не означает, что кто-то из членов банды А. Киселёва находится в Великобритании – при помощи современных технологий трюки с переадресацией звонков можно делать, находясь в любой точке, где есть доступ к интернету.
«Точку над i» в пакете доказательств того, что прикрывшиеся названием компании «Nordcarrier LP» деятели – никто иной, как мошенники, нацелившиеся на самых наивных и неосторожных жертв, ставит «визитная карточка» компании. Информация о «невероятно привлекательных» услугах компании переведена на английский язык с помощью элементарного translate.google.
Возникает вопрос – а зарегистрирована ли «Nordcarrier LP» в регистре шотландских компаний? Можем поспорить, что нет. Если потратите время и поинтересуетесь, кто же скрывается за вывеской «Nordcarrier LP», вы без особого труда поймёте, что имеете дело с печально известными в сообществе перевозчиков компаниями и так называемыми их «представителями» — SIA «ADRECO», «Savrup DP», «LB logistics», «PP TRADE INC», «AM logistics», «Spararats», «Alfa impekss», «Fratus Spedition», «Vigobalt», «Alex Logistics», «VS Logistics»“, UAB «V.S. Trans», «KIK Transport», «AM logistic» и др.
Противоядие против мошенников
Распутывая клубок бывших и возможных новых афер, редакция CargoNews.lt связалась с находящейся в Каунасе компанией UAB «Nordcarrier Baltic». Это совместное литовско-норвежское транспортное предприятие, открытое в Литве в 2000 г. Основная деятельность компании – перевозка мелких, сборных и полных грузов между странами Балтии и Скандинавии. Компания «Nordcarrier Baltic» является членом литовской национальной ассоциации экспедиторов «Lineka». Когда замдиректора компании Соната Лиобене поняла, о чём пойдёт разговор, она лишь вздохнула и сказала, что уже слышала, какая угроза нависла над репутацией этой компании.
«Наши латвийские коллеги (дочерние предприятия скандинавской «Nordcarrier AS» работают во всех странах Балтии) уже предупредили нас о новых проявлениях мошенничества. Эти так называемые „шотландцы“ уже вышли на связь с какой-то логистической компанией и почти договорились о сотрудничестве, но когда указали латышские счета, обратили на себя внимание и вызвали подозрения. Латвийским транспортникам эти деятели, работающие под вывеской „Nordcarrier LP“, знакомы по предыдущим криминалам. Наши коллеги предупредили участников форума и посоветовали быть предельно бдительными», – говорит С. Лиобене.
Замдиректора «Nordcarrier Baltic» также сказала, что этот предпринятый аферистами шаг уже стал для компании головной болью – в «Nordcarrier Baltic» постоянно обращаются профессионально работающие коллеги, которые проверяют данные компаний и просят объяснить, что происходит.
«Несколько дней тому назад нам позвонили из Молдовы – некоторые молдавские предприниматели получили странные счета от „Nordcarrier LP“. Слава Богу, что пока никто ничего у них не украл и не нанёс другого ущерба, но я уверена, что если так случится, нам исков не избежать. Мы уже начали консультироваться с юристами, как нам действовать в таком случае, как предупредить коллег и как избежать серьёзных проблем», – говорит С. Лиобене.
Рецепт Cargo.LT, как бороться с аферистами
Учитывая то обстоятельство, что официальное расследование этой мошеннической деятельности, скорее всего, «забуксует» из-за сложной схемы (грузовладельцы, грузополучатели, перевозчики и так называемые «экспедиторы» находятся, как правило, в разных странах), Cargo.LT предлагает простую, но довольно эффективную ответную меру. Если все компании, получающие от аферистов рассылки с «предложениями о сотрудничестве», сделают вид, что очень ими заинтересовались и найдут время отправить по несколько соответствующих «запросов-ответов» в день, аферисты, пытаясь похитить несуществующие грузы, утонут в море работы…Тут должен сработать третий закон Ньютона, гласящий о том, что действие равно противодействию. Пусть мошенники поработают на «пустых оборотах» и на своей шкуре почувствуют то, что больше всего раздражает добросовестных предпринимателей.
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.