МАЗ «заразился» Дакаром

WP_20150115_20_52_12_Pro

В самом сложном в мире ралли – марафоне «Дакар-2015» – белорусские производители грузовых автомобилей в этом году участвовали уже в четвёртый раз подряд. Как только спортсменам из команды «МАЗ-СПОРТавто» удалось избавиться от этикетки «новичков», они стали дышать в спину фаворитам гонок. Почему МАЗ решился принять участие в гонках Дакар, и какие цели ставит перед собой завод, принимая участие в престижных соревнованиях и вкладывая в это участие горы денег? Об этом беседуем с руководителем команды «МАЗ-СПОРТавто» Валерием Козловским.

Когда и с чего всё началось?

Во внедорожном ралли наша команда впервые участвовала в 1996 году. Во имя спорта был «принесён в жертву» один трёхосевой «МАЗ 6317» – на нём мы испытали свои силы в серии гонок «Мастер-ралли 97». Гонки проходили довольно успешно, на некоторых этапах нам удавалось не только «поспорить» с ребятами из команды «КамАЗ», но даже их обогнать. Позднее мы довольно успешно выступили в марафоне «Париж – Москва», но кризис 1998 года заставил руководство МАЗ отказаться от участия в этом проекте.

Ещё позже мы экспериментировали с моделью 4х4 – на ней мы успешно выступали в ралли грузовых автомобилей, и в течение нескольких лет сумели завоевать титулы европейских чемпионов и вице-чемпионов. К сожалению, по разным причинам этот проект тоже был закрыт.

«Зелёный свет» спортсменам вновь дали в 2010 году, когда руководить заводом начал новый генеральный директор Александр Боровский. Он поддержал идею продвигать торговый знак МАЗ в гонках класса ралли-рейд, поэтому год спустя мы уже были на старте в Дакаре. Всё начиналось с одной «боевой» машины и одного грузовика техпомощи. Год спустя наш десант в Дакаре был уже вдвое больше, в прошлом году к команде присоединился ещё один «боевой» автомобиль. Результаты команды заметно улучшились (в прошлом году команда МАЗ заняла 11-ое место) и продолжают улучшаться, поэтому в данный момент настроение у всех приподнятое.

WP_20150115_20_52_39_Pro

Как менялись ваши машины в течение четырёх последних лет Дакара?

Изменения были довольно значительными, их можно выразить одной цифрой: если первый «дакаровский» МАЗ напоминал обыкновенный грузовой автомобиль и весил 12 тонн, то последняя модель похожа на КамАЗ, только весит примерно на 3 тонны меньше. Некоторое время мы тесно сотрудничали с коллегами из «КаМАЗ-Мастер», они нас консультировали и помогали нам найти оптимальные решения в поиске кратчайших дорог. В настоящее время гораздо больше решений по совершенствованию автомобилей разрабатывают конструкторы и инженеры МАЗ. По техническим характеристикам мы всё ещё уступаем лидерам Дакара, но нам достаточно скорости для того, чтобы быть в первой пятёрке. Самое главное, что машины значительно «подтянулись» в плане надёжности, а члены команды – пилоты и штурманы – накопили большой опыт.

В этих гонках наш самый быстрый экипаж в одно время в общем зачёте был на 6-ом месте, однако во время марафонского этапа, когда было запрещено воспользоваться помощью механиков команды, его автомобиль испортился, экипаж потерял очень много времени и оказался в конце списка участников. Другой из лучших экипажей находится на девятом месте. На отдельных этапах наши экипажи иногда приходят к финишу третьими – четвёртыми. По итогам соревнований в этом году  лучший экипаж МАЗ занял 10-е место.

WP_20150115_20_53_30_Pro

Что больше всего привлекает ваше внимание, когда сравниваете свою технику и технику ваших соперников по Дакару?

На самом деле, у всех есть свои козыри – одним везёт на этапах классического ралли, другим – на ралли в песочных дюнах, третьим – ещё на других участках внедорожных гонок. Тем не менее, пространства для каких-то импровизаций нет, потому что всё очень строго расписано в технических регламентах. Мы сами в следующем году будем обязаны использовать новые двигатели, так как рабочий объем используемых в этих гонках двигателей превышает установленный 16-литровый предел. У нас уже есть предварительные соглашения по поводу того, чьи двигатели будем устанавливать, но пока сделка не состоялась – не могу раскрывать никакие детали. Между прочим, во всех трёх наших «боевых» машинах установлены разные двигатели: 950 ЛС, 938 ЛС и 828 ЛС.

Вообще, мощность двигателя – не решающий фактор. Как правило, чем больше «лошадей», тем двигатель тяжелее. Если найти оптимальный баланс между массой и мощностью, двигаться можно гораздо быстрее.

IMG_1594

Используете ли вы в своих машинах какие-нибудь стандартные агрегаты грузовых автомобилей?

Я затрудняюсь ответить на этот вопрос однозначно. Дело в том, что спортивный автомобиль не имеет ничего общего с машиной, предназначенной для перевозки грузов или, например, для строительных работ. Возьмём, к примеру, амортизаторы. Они подходят для обычных грузовых автомобилей, но для гонок в Дакаре нужны совсем другие характеристики этого агрегата – амортизаторы должны выдерживать огромные нагрузки, которые в обычных условиях автомобилям выдерживать не надо. И так как МАЗ – это не завод по производству спортивных автомобилей, то разрабатывать и собирать такие вещи самим было бы равносильно изобретению велосипеда.

Тоже самое можно сказать и о многих других вещах, начиная с покрышек и заканчивая омологированными сиденьями – хочешь не хочешь, приходится покупать комплектующие у производителей, которые специализируются на спорте. С другой стороны, нас устраивают далеко не все получаемые агрегаты. Например, мосты «Sisu». Мы их выбрали потому, что мосты передней и задней оси, которые производит МАЗ, отличаются по величине, и для участия в соревнованиях пришлось бы вдвойне нагрузить себя запасным «железом». В первом Дакаре мы ехали с отечественными мостами, и могу со всей ответственностью сказать, что белорусские механизмы экзамен по выдержке нагрузок и высокой температуры сдали на «отлично». Финские мосты более унифицированные, более лёгкие, но назвать их идеальными мы не можем. Наши мастера дополнительно обрабатывают практически все приобретаемые для спорта агрегаты.

В этом автомобиле всё – даже то, что производилось в Минске –– переработано и приспособлено к спорту, т.е. автомобили отличаются более высокой скоростью, проходимостью и надёжностью.

IMG_1597

Завод МАЗ использует накопленную вами во время гонок информацию о работе отдельных механизмов? Может, команда принимала участие в совершенствовании каких-либо технологических решений?

И да, и нет. С одной стороны, наша команда относительно молодая, гоночного «пороха» нюхала ещё очень мало, поэтому предлагать внедрять в серийное производство какие-то технологические решения нам ещё рано. С другой стороны, мы уже достаточно хорошо знаем, как грузовой автомобиль сделать «бессмертным», только вопрос, нужно ли это? Пригодится ли такой автомобиль в решении ежедневных транспортных проблем? И кто готов за него платить более высокую цену?

Основная задача нашей команды – продвигать товарный знак МАЗ. В этом смысле гоночная арена Дакара нам очень подходит, в Латинской Америке мы WP_20150115_20_50_33_Proвидим много ниш для деятельности завода. Подразделение МАЗ уже открыто в Венесуэле (здесь работает завод по сборке грузовых автомобилей), но Аргентина и Чили – всё ещё не открытые земли.

Вы сами «играющий тренер» — руководите командой и одновременно являетесь штурманом одного из «боевых» экипажей. Что повлияло на такой выбор?

Во-первых, мне нравится быть навигатором. Во-вторых – в команде есть парни с очень солидным опытом, приобретённым на стартах классического ралли, и они на самом деле отличные пилоты. Мы стараемся на всё смотреть с профессиональной точки зрения.

Технические характеристики   МАЗ-5309RR (боевая машина №3)

Трансмиссия:4х4
Двигатель :Турбо-дизель, 8 цилиндров
Рабочий объём, л18,5
Мощность (ЛС/ об. мин.)850 / 2100
Максимальный крутящий момент (Nm)3700
Масса автомобиля  (с полными топливными баками, запасными колёсами и членами экипажа), кг10 200
Нагрузка на 1-ю ось, кг5 600
Нагрузка на 2-ю ось, кг4 600
Максимальная скорость, км/час180
Вместимость топливного бака, л830
Общая длина автомобиля, мм6 940
Колёсная база, мм4 300
Общая ширина автомобиля, мм2 550
Ширина колеи, мм2 090
Общая высота автомобиля, мм3 350
Клиренс, мм340
СцеплениеDONMEZ (Турция)
Коробка передачZF
РедукторZF-Steyr
МостыSISU
АмортизаторыReiger Racing
Шины14.00 R20 Michelin
Кабина3-хместная

Комментарии

Gorshkalev Denis 2015-01-22 11:53

Молодцы Белорусы! Так держать.


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0