Литва и Россия договорились о квотах разрешений на 2017 год. Все ли довольны?

Sunkvežimiai plente

29-ого ноября 2016 года в Москве состоялось заседание литовско-российской смешанной комиссии по транспортным вопросам, на котором стороны договорились об обмене квотами разрешений на международные автомобильные перевозки в 2017 году. С российской стороны на переговорах участвовали генеральный директор «Росавтотранс» Алексей Двойных, представители АСМАП и «Росдтранснадзора». Лица, представлявшие интересы литовских перевозчиков   президент Литовской национальной ассоциации автомобильных перевозчиков «Linava» Эрландас Микенас и директор Департамента развития и международного сотрудничества в Министерстве транспорта и коммуникаций Литвы Владислав Кондратович – совершенно по-разному оценивают ход и результаты данных переговоров.

В ходе заседания было достигнуто соглашение о том, что в 2017 году Литва получит 170 000 российских двусторонних и транзитных разрешений (162 500 простых и 7 500 — со специальной отметкой, позволяющих осуществлять перевозки грузов третьих стран из литовских терминалов) и 8 500 трёхсторонних разрешений. В свою очередь, Россия получит 245 000 литовских двусторонних и транзитных разрешений и 8 500 трёхсторонних разрешений. Обмен разрешениями состоится до 15-го декабря 2016 года.

Беспокойство перевозчиков вызывают не только эти цифры, но также изменения к приказу Министерства транспорта России № 301 (от 14.10.2015), которые вступят в силу 1-го января 2017 года. Согласно изменениям, литовские перевозчики лишатся права осуществлять перевозки грузов третьих стран с таможенных терминалов по двусторонним разрешениям с отметкой таможенного органа.

Эрландас Микенас оценивает результаты переговоров так: «Россия победила в футбольном матче со счётом 5:0». По его словам, начало переговоров было благоприятным для литовской стороны, так как предложенное Россией количество двусторонних разрешений с лихвой удовлетворяло потребности литовских перевозчиков, поэтому этим моментом можно было  воспользоваться, обсуждая квоту трёхсторонних разрешений. Представитель министерства транспорта и коммуникаций Владислав Кондратович выразил российской стороне желание получить на будущий год 50 000 трёхсторонних разрешений. В ответ Россия предложила 7 500 разрешений нового типа (двусторонних со специальной отметкой, дающей право на перевозку грузов третьих стран с литовских терминалов). Такое предложение Э. Микенаса не удовлетворяло. Он говорит: «Я не могу объяснить почему, но наша делегация согласилась с этим российским предложением. … Я сидел рядом с руководителем делегации и говорил ему все замечания, но по необъяснимым причинам наша делегация приняла предложение российской стороны».

Мнение одного из перевозчиков, Мечисловаса Атрошкявичюса, категорично. Он считает, что рынок перевозок переходит в руки российских перевозчиков. Этот процесс идет уже не первый год. Осенью 2015 года, когда Литва ещё не израсходовала свои двусторонние разрешения, Россия запросила 35 000 дополнительных разрешений. Литва их предоставила и по принципу паритета получила от России такое же количество дополнительных, но ей ненужных двусторонних разрешений. Прошёл год, и ситуация повторилась – в ноябре нынешнего года Россия вновь обратилась за дополнительными разрешениями. Литва еще имела более чем достаточно своих разрешений, но согласилась на переговоры и отдала России тысячи разрешений. Таким образом удовлетворяются потребности российских перевозчиков и губится литовский бизнес.

Между тем руководитель литовской делегации Владислав Кондратович комментирует итоги переговоров совершенно иначе: «Я оцениваю результаты переговоров положительно, так как нам удалось увеличить квоту трёхсторонних разрешений. Вместо 6 000 разрешений этого типа, которые Россия выделила нам в начале 2016 года, наши перевозчики получат 16 000 разрешений (8 500 трёхсторонних и 7 500 двусторонних со специальной отметкой – прим. редакции)».

По словам В. Кондратовича, когда литовская делегация попросила у России 50 000 трёхсторонних разрешений, представители российской делегации предъявили статистику за 2016 год, и выяснилось, что в 2016 году литовские перевозчики осуществили в Россию только 1 500 перевозок по трёхсторонним разрешениям. Своё желание получить на 2017 год в 33,3 раза больше трёхсторонних российских разрешений представители литовских предпринимателей не могли подкрепить ни статистическими данными, ни другими подсчётами. Представитель министерства подчеркнул, что на переговорах такого уровня надо говорить языком цифр и фактов, и никак иначе. По его словам, «Linava» к этому не подготовилась. В результате Литве удалось договориться о 8 500 трёхсторонних разрешений.

В комментарии об изменениях к приказу Минтранса № 301 В. Кондратович сказал, что, если груз будет ввезён в Литву, здесь выгружен, обработан и далее поедет в Россию, такая перевозка будет считаться двусторонней перевозкой, к пакету документов будет необходимо приложить копию CMR накладной, по которой груз прибыл в Литву, с печатью склада о том, что копия верна. Для таких перевозок можно будет использовать двусторонние разрешения, а их Литва получила достаточно.

На конгрессе «Linava», который должен был состояться 1-го декабря, генеральный секретарь ассоциации Витаутас Миленас, когда представлял собравшимся итоги переговоров с Россией и изменения к приказу № 301, подтвердил, что другие возможности осуществлять перевозки грузов третьих стран с терминалов (по «поручению», с копией CMR накладной перевозчика, доставившего груз на литовский терминал) остаются в силе.

В. Кондратович подчеркнул, что по окончании переговоров «Linava» должна разъяснить перевозчикам все нюансы новых правил перевозок в Россию. Если у перевозчиков возникнут вопросы, «Linava» в течение двух недель должна их направить в министерство, а министерство, в свою очередь, передаст их в Россию и оперативно получит ответы. В. Кондратович также сказал, что в ходе переговоров стороны договорились о назначении официальных контактных лиц, которые будут обязаны оперативно реагировать на любые возникающие проблемы. Делегации также договорились о ближайшей встрече – она должна состояться в конце марта или начале апреля 2017 года. В ходе встречи стороны планируют обсудить итоги перевозок по новым правилам и решить проблемы, если таковые будут иметь место. «Я считаю, что мы расставили все необходимые „предохранители“… Со стороны России чувствую взаимопонимание и желание сотрудничать», – говорит В. Кондратович.

Между тем как Э. Микенас, так и перевозчики, с которыми беседовала редакция CargoNews,  уверены, что запланированная на апрель 2017 года встреча с российскими представителями никакой пользы не принесёт. Россия получила достаточное количество двусторонних разрешений, а если проблемы возникнут у литовских перевозчиков, то у Литвы нет никаких «рычагов» для дополнительных переговоров. Э. Микенас заявил, что во время переговоров позиция руководителя делегации была для него неприемлемой, тем более, что «в ходе переговоров заранее оговоренная и согласованная позиция почему-то изменилась, наши предложения были проигнорированы».

Оба члена литовской делегации согласны, что переговоры были тяжёлыми. Однако, далее их мнения различаются. Э. Микенас утверждает, что когда он увидел, что представитель министерства уклоняется от согласованной позиции и принимает российские предложения, он высказал представителям министерства свои замечания насчёт навыков проведения переговоров. После ещё нескольких замечаний глава литовской делегации попросил Э. Микенаса покинуть зал, где проходили переговоры. Между тем В. Кондратович утверждает, что представитель «Linava» вёл себя очень эмоционально, в определённый момент заявив, что предлагает прервать переговоры и покинуть зал заседаний. Конечно, международные переговоры – не место для бурного выражения эмоций. Однако, видя результаты конкретно данной встречи, возникает вопрос – возможно, встать и уйти должна была вся делегация? Возможно, прервать переговоры было бы более верным решением, чем предоставлять России возможность наращивать долю своего бизнеса на литовском рынке? Однако, В. Кондратович продолжил переговоры и согласился на условия России.

Почему две структуры, которые должны представлять и защищать интересы литовских перевозчиков, видят ситуацию и действуют настолько по-разному?

Как утверждает В. Кондратович, в сферу деятельности Министерства транспорта и коммуникаций входит не только отстаивание интересов автомобильных перевозчиков. Это учреждение занимается вопросами всей транспортной отрасли. Поэтому представители автомобильных перевозчиков должны проводить последовательную и активную работу с государственными учреждениями и добиваться должного внимания к своим проблемам. Создаётся впечатление, что в настоящее время деятельность «Linava» в этом отношении недостаточно эффективна.

Также ответом на заданный выше вопрос могут стать определённые теории заговора, обвинения в «продаже Литвы», «недостаточной подготовке к серьёзным переговорам» или «защита интересов личного бизнеса вместо защиты интересов всех перевозчиков». Факт налицо – представители предпринимателей и представители власти действовали несогласованно. Эрландас Микенас говорит, что до начала переговоров представители «Linava» встречались с сотрудниками департамента, вице-министром транспорта и коммуникаций Альгисом Жваляускасом, руководителем литовской делегации Владиславом Кондратовичем именно для того, чтобы согласовать позицию Литвы на переговорах. Как оказалось, этого было недостаточно. Что стало «палкой в колёсах»? Среди прочих, напрашивается вывод о недостаточной компетентности сотрудников министерства Транспорта и коммуникаций Литвы. Представители власти однозначно довольны результатами своей работы на переговорах, за цифрами и протоколом не вникнув в саму суть проблемы перевозчиков. Но, думаю, многие согласятся, что вести переговоры, затрагивающие интересы десятков тысяч людей, работающих в литовской логистике, целесообразно назначать  представителя власти, который имеет действительно глубокий опыт, знания и информацию о нуждах и чаяниях перевозчиков.

Что делать, чтобы результатами переговоров были довольны не только служащие министерства, но и, в первую очередь, перевозчики? На эти вопросы должны ответить не только представители «Linava», но и сами перевозчики. Именно руководители компаний, чьи грузовики застревают на границе; чьи фирмы платят всевозможные штрафы, блуждая в дебрях российского законодательства; чьи грузы уходят к перевозчикам восточного соседа, а цены скатываются до сухой себестоимости – именно они должны требовать как от государственных структур, так и от ассоциаций, которые представляют их интересы, систематической и продуктивной работы. Результатом такой работы должны быть приемлемые условия для бизнеса.

Комментарии

Tolstov Vladimir 2016-12-15 08:25

Кондратович ваш пусть в школу сходит на математику и тогда узнает что если тебе дали 7,5 тысяч разрешений то 10000 поездок ты по ним не сделаешь никак . Значит на следующий год получишь еще меньше и будешь ходить с протянутой рукой.


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

tachograf

Важная информация о требовании ЕС по установке тахографа нового поколения (условия, переходный период и проблемы в Румынии)

Как известно, до 31 декабря 2024 г. перевозчики ЕС должны были установить умный тахограф второго поколения. Однако в ЕС было достигнуто соглашение по двухмесячному переходному периоду.

2025-01-17 1 975
0
no_drivers

Интервью водителя грузовика о работе в литовской компании

Здесь (оригинал на итальянском) / здесь (русская версия) — интервью водителя грузовика из третьей страны о работе, как можно понять, в литовской компании. Много интересных деталей, но стоит учитывать то, что это только версия водителя.

2025-01-09 84
0
The Flag of Latvia waving in the wind with a clear blue sky.

О требовании декларирования в Латвии транспортных средств, зарегистрированных в третьих государствах, для участия в дорожном движении

Генеральное консульство Республики Беларусь в Даугавпилсе на основании информации, представленной латвийским государственным акционерным обществом «Дирекция безопасности дорожного движения», известило Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о том, что начиная с 1 января 2025 г. к участию в дорожном движении в Латвии будут допущены только те транспортные средства, зарегистрированные в третьих странах, которые были задекларированы в электронных услугах государственного АО «Дирекция безопасности дорожного движения» (CSDD).

2025-01-03 97
0