Летнее дизельное топливо: проблемы круглый год?
С 1-ого мая текущего года Эстония, последней из стран ЕС, ввела требование об обязательном использовании биотоплива в качестве компонента бензина и дизельного топлива. Процент содержания решено наращивать постепенно, сейчас допустимо до 7% «зеленой добавки», в 2020 году это будет десятая часть в общем количестве топлива. И одновременно для очищения выбросов в атмосферу требуется понижать долю примеси серы, которая уничтожает попутно вредных микробов в топливном баке. Эту проблему для летнего дизеля большинство стран решает путем добавления в топливо консервантов. Но не литовские производители биотоплива – они считают, что беспокоиться не о чем, пока конкретного требования от правительства не поступило.
Биотопливо – продукт скоропортящийся
По разъяснению химиков, биодобавкой к летнему дизельному топливу служит рапсовый метиловый эфир (английская аббревиатура FAME), который на жаре в закрытом пространстве двигателя портится как обычное постное масло, то есть, меняет свои рабочие свойства, густеет и меньше горит. Об этом знали ещё наши бабушки, и для смазки дверных петель постное масло не употребляли. Кроме того, в биомассе содержится изрядная доля воды, от которой металл ржавеет, резина становится жёстче. А сочетание влаги, тепла и темноты прекрасно питают микробов, чьей пищей тоже становится внутренность вашего двигателя. Эти коварные свойства летнего биодизельного топлива на нашем сайте уже обсуждались два года назад. Однако, с тех пор доля FAME возросла, появились более жёсткие ограничения по содержанию выхлопных газов. Что это значит на практике, нам объяснил один из руководителей компании „Unichem“ Гинтарас Сабонис.
«В автомобилях стандарта Eвро 5 в состав биодизельного топлива в качестве консерванта входили соединения серы, не много, всего 200 граммов на тонну, или 0,2%. Этого было достаточно, чтобы микробы в двигателе не выживали. Теперь же ЕС потребовал сократить содержание серы в топливе до 0,001% (то есть, в 20 раз) и соответственно, снизить вредные выхлопы. Ну хорошо, раз один консервант исключен, надо его заменить другим. Именно так поступили в Германии, в соседней Польше и большинстве стран ЕС. Литовские производители биодизельного топлива решили, что для изменения технологии нужны другие, более веские основания».
Качество топлива не влияет на объём продаж
Главу Литовской ассоциации производителей биотоплива Миндаугаса Палиянскаса в разгар рабочей недели мы застали на берегу озера, но получили желаемые комментарии. Он пояснил, что состав биологических добавок к бензину и дизельному топливу и их влияние на состояние двигателя ещё лет 20 назад пытались исследовать в лаборатории нефтеперерабатывающего предприятия « Mažeikių nafta», но результаты сочли неубедительными. С тех пор в Литве не раз предпринимались попытки ввести дополнительные требования к качеству и содержанию биотоплива, однако, на государственном уровне они не нашли поддержки. Основной аргумент – никто не хочет вводить более высокие требования к продукции производителей «зелёного» топлива, чтобы не нарушать условия равной конкуренции с Западом. «Мы продаём наше топливо, в частности, в скандинавские страны, — сказал нам М. Палиянскас, – у них высочайшие требования к качеству биоэтанола и других видов биодобавок. Они нам никаких дополнительных требований и претензий не выдвигают, а нашим химикам, как всегда, больше всех надо», – сдержанно пояснил лидер ассоциации.
Цена вопроса – доли центов
Мы попросили специалистов оценить необходимое количество консервирующей добавки в состав биотоплива и его стоимость – может быть, изменение технологии потребует слишком больших затрат и приведёт к общему подорожанию топлива?
Химик- нефтяник „Unichem“ Гинтарас Сабонис пояснил, что широко применяемый био-оксидант производства Германии, который не реагирует с прочими составляющими биотоплива и в то же время на 99,9% исключает порчу металла в двигателе, продают по всей Европе по цене порядка 5 евро за килограмм. Для эффективной работы достаточно на тонну топлива добавить 50 граммов консерванта, то есть, его себестоимость составила бы всего 0,025 евроцента за литр. Таким образом, вопрос не в деньгах, просто инерция мышления – к чему эти лишние хлопоты, если правительство не в претензии?
Что говорят учёные
В прошлом году учёным Вильнюсского государственного технического университета было поручено сравнить качество четырех марок биодизельного топлива из предлагаемых на основных автозаправках Литвы: „Ecto“, „Miles“, „Futura“ ir „Pro Diesel“, однако, вместо анализа их состава, сроков хранения и степени взаимодействия с деталями двигателя, труд учёных свелся к тому, чтобы сравнить, сколько может проехать один и тот же тягач на разном топливе. Сделали вывод, что пробег отличается всего на 1%, и к остальным показателям интерес потеряли.
Анализ влияния биодизельного топлива на долговечность работы ведут в исследовательском центре Ricardo (США). Его сотрудница Анджела Джонсон (Angela Johnson) приводит данные, что при превышении 5% биодобавки в топливной смеси начинаются проблемы с двигателем. По выводам американцев, биотопливо может служить растворителем смазочных масел, прокладок и уплотнителей, и постепенно забивать мелкие форсунки инжекторной системы растворёнными в нём веществами. Сорта биотоплива с этанолом отличает довольно высокое содержание влаги, способной поражать коррозией детали двигателя. Помимо технических проблем, этанол имеет меньшую энергетическую ценность на единицу массы, что делает топливо менее эффективным (при более дорогой цене).
О том, как быстро портится биодизельное топливо в летнюю пору, ученые поясняют на примере.
Водитель привозит товар на разгрузку и ждёт своей очереди на стоянке – с горячим мотором и тёплым топливом в неполном баке. Топливо в баке вступает в реакцию с воздухом и продолжает греться на солнце. «В итоге получается, что хозяин ставит машину с одной смесью в баке, а забирает с другой», – объясняет А. Джонсон. Та же проблема на автозаправке – на бойком месте качество топлива более-менее постоянно. Там, где клиентов поменьше в течение дней и недель биотопливо портится как разливное пиво в непопулярном баре.
Впрочем, один из опросов водителей на заправках Литвы показал, что 9 из 10 не смотрят и не стараются узнать, какое топливо они только что залили в собственный бак. Спросите водителя перед рейсом, сколько в залитом в новенький лизинговый тягач дизельном топливе процентов FAME (метилового эфира жирных кислот) – ответ будет, наверняка, не поддающийся переводу.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.