Куда обращаться в случае кражи груза?
Водитель автовоза транспортно-логистической компании, зарегистрированной в Латвии, погрузился в Бохуме (Bochum, Германия) и отправился в Литву. Груз предназначался для компании, расположенной в Каунасе. Водитель успешно проехал через Германию, пересёк польскую границу, а затем как в воду канул. Водитель не выходил на связь более двух суток, система навигации была отключена. Руководителю компании больше ничего не оставалось, как констатировать, что водителя похитили вместе с грузом – 8 новыми легковыми автомобилями. Скорее всего, компания перевозчика потеряла транспортное средство, исчез человек (водитель), груз так и не был доставлен его заказчику.
Кто несёт ответственность за пропавший груз?
По словам Вайвы Машидлаускене, юриста адвокатской конторы «Sorainen», основным документом, которым нужно руководствоваться при решении таких проблем, является CMR Конвенция.
Согласно CMR Конвенции, «перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей…». В статье № 3 сказано, что «…перевозчик отвечает как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти агенты или лица действуют в рамках возложенных на них обязанностей».
Так как в данном случае должны применяться положения CMR Конвенции, ответственность перевозчика должна рассматриваться в рамках этой Конвенции. Согласно Конвенции, перевозчик несёт ответственность как за полную, так и за частичную потерю (или повреждение) груза с того момента, как принял груз к перевозке, до того момента, как передал груз его получателю, а также за превышение сроков доставки груза.
Ответственность перевозчика могла бы быть опровергнута, если бы он смог доказать, что потеря груза произошла вследствие, по крайней мере, одного из обстоятельств, определённых в ч.2 и ч.4 ст.17 CMR Конвенции, а именно:1) халатности или неадекватных действий лица, имеющего право распоряжаться грузом; 2) инструкций лица, имеющего право распоряжаться грузом, а не действий или халатности перевозчика; 3) скрытых дефектов груза; 4) обстоятельств, которых перевозчик предвидеть не мог, и не мог предотвратить их последствий.
В ч.4 ст.17 CMR Конвенции говорится, что перевозчик, согласно ч.2 и ч.5 ст.18, освобождается от ответственности, когда утрата или повреждение груза стали результатом особого риска, связанного с одним или несколькими из нижеуказанных обстоятельств:
при перевозке использовались открытые безтентовые транспортные средства, если использование таких транспортных средств было специально согласовано и указано в накладной;
к перевозке был принят груз, который по своим свойствам не может быть принят к перевозке без упаковки или в упаковке с дефектами, но тем не менее перевозился без упаковки или без надлежащей упаковки;
груз был погружен, перегружен, уложен или разгружен грузоотправителем, грузополучателем или третьим лицом, действующим от имени грузоотправителя или грузополучателя;
некоторые естественные свойства груза (в частности, коррозия, самопроизвольное гниение, усушка, усадка и т.п.) стали причиной частичного или полного повреждения или утраты груза;
нумерация и маркировка грузовых мест была недостаточной или неудовлетворительной.
Эти обстоятельства должен указать перевозчик. Кроме того, он должен доказать причинно-следственную связь между этими обстоятельствами и ущербом.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации определена ответственность перевозчика, а её уровень будет зависеть от того, какие обстоятельства будут установлены во время предварительного расследования, а также от того, как перевозчик и его водитель поведут себя в этой ситуации.
Если во время предварительного расследования будет установлено, что груз был украден, перевозчик может быть освобождён от ответственности на основании п. 2. Ст.17 CMR Конвенции. Но он должен доказать, что несмотря на то, что избежать происшествия было невозможно, он предпринял все необходимые меры предосторожности и сделал всё, что во избежание ущерба мог и должен быть сделать честный и исполнительный перевозчик. В ходе предварительного расследования будет проводится оценка поведения водителя и процесса организации перевозки – остановилась ли машина в самом безопасном месте; была ли необходимость в остановке машины; получил ли водитель конкретные инструкции. В данном случае результаты оценки поведения водителя предопределять уровень ответственности перевозчика.
Куда обращаться в случае исчезновения груза?
Решение рассматриваемой проблемы должно начаться с сотрудничества между грузовладельцем и перевозчиком. В первую очередь, грузовладелец должен обратиться к перевозчику с просьбой указать, где находится груз, почему невозможно связаться с водителем автовоза, когда груз будет доставлен. От поведения перевозчика при этих обстоятельствах зависит дальнейшее поведение грузовладельца.
Если перевозчик не отвечает грузовладельцу и не идёт с ним на контакт, избегает участия в решении проблемы, грузовладелец должен обратиться в правоохранительные органы с просьбой начать предварительное расследование, в ходе которого должны быть установлены все обстоятельства исчезновения груза и ответственные за исчезновение груза лица. В рассматриваемом случае точное место исчезновения груза неизвестно, поэтому грузовладелец может отправить своё заявление в полицейский комиссариат, который находится в Литве и обслуживает территорию, на которой находится зарегистрированный офис грузовладельца. При этом грузовладелец обязан предоставить все документы, подтверждающие приобретение груза (договор, счёт-фактуру, документы, подтверждающие оплату счёта), CMR накладную, договор (заявку) на перевозку и другую информацию, которая может облегчить идентификацию перевозчика и водителя. На основании информации, появившейся в ходе предварительного расследования, литовские правоохранительные органы могут либо переслать все материалы правоохранительным органам другой страны, либо выполнить все необходимые в ходе расследования действия при поддержке правоохранительных органов другой страны.
Имея ввиду, что в рассматриваемом случае перевозчиком является компания, зарегистрированная в Латвии (при этом перевозчик также является участником TIR системы и владельцем TIR книжки), эту информацию также целесообразно предъявить правоохранительным органам. На основании такой информации правоохранительные органы могут выслать запрос на имя Латвийской национальной ассоциации автоперевозчиков, а это может отрицательно отразиться на участии латвийского перевозчика в TIR системе.
Если перевозчик не связан с исчезновением груза и принимает активное участие в розыске пропавшего автовоза и определении причин исчезновения водителя, он может обращаться в правоохранительные органы своей страны или в правоохранительные органы той страны, в которой связь с водителем пропала (даже при условии, что у него нет конкретной информации о месте исчезновения автовоза, груза и водителя).
Перевозчик должен предъявить регистрационные документы автовоза, документы, удостоверяющие личность водителя (или, по крайней мере, личные данные водителя), трудовой договор, заключённый с водителем, CMR накладную, договор-заявку. Если известно точное место исчезновения груза, то следует обращаться в правоохранительные органы той страны, где груз исчез.
Об исчезновении автовоза, водителя и груза перевозчик должен незамедлительно сообщить страховой компании. Страховой компании нужно будет предъявить те же документы, которые перевозчик предъявил правоохранительным органам. Страховую компанию также должен проинформировать страхователь груза.
В завершение этих действий перевозчику должна быть предъявлена претензия – предъявлять претензию нужно в соответствии с порядком, установленным в CMR Конвенции. В Конвенции говорится, что груз считается пропавшим (без доказательств) в том случае, если грузополучателю он не доставлен в течение 30 дней со дня согласованной даты доставки, или в течение 60 дней с момента принятия груза к перевозке. Таким образом, право требовать возместить убытки и право предъявлять перевозчику претензию у грузовладельца возникает по истечении сроков, указанных в CMR Конвенции. Если перевозчик всё-таки доставит груз, но позже сроков, указанных в ст.20 CMR Конвенции, то грузополучатель утрату груза может переквалифицировать на доставку груза с опозданием.
Если перевозчик отказывается возмещать убытки на основании претензии грузовладельца, то грузовладелец имеет право отстаивать свои интересы в суде, и предъявить перевозчику иск по поводу возмещения ущерба.
Какие документы необходимы для предварительного расследования по поводу кражи груза?
При обращении в правоохранительные органы по поводу кражи, необходимо предъявить документы, подтверждающие полномочия руководителя компании-заявителя (выписку из регистра юридических лиц или протокол о назначении директора компании) или доверенность (когда заявление подаёт не лично руководитель компании). Придётся предоставить CMR накладную, договор-заявку, документы, подтверждающие приобретение груза (договоры на приобретение легковых автомобилей, счета-фактуры, по возможности – документы, подтверждающие их оплату), договор страхования груза, по возможности – регистрационные документы автовоза, документ, удостоверяющий личность водителя.
Кто возместит причинённый ущерб?
Как уже говорилось, если не установлены вышеуказанные обстоятельства, которые освобождают перевозчика от ответственности, то ущерб должен возместить перевозчик. Размер компенсации «…определяется на основании стоимости груза в месте и во время принятия груза для перевозки…» (ч.1, ст.23 CMR Конвенции). В ст.23 и ст.28 говорится о гарантиях перевозчика, которые помогают ограничить размер подлежащего возмещению ущерба – сумма компенсации не может превышать 8,33 расчётных единиц за один недостающий килограмм веса брутто. Как правило, стоимость груза определяется на основании накладной или сопроводительного счёта-фактуры.
В ч.1 ст.29 CMR Конвенции утверждено положение, согласно которому ответственность перевозчика не ограничивается (так, как это установлено в ст.23), и перевозчик обязан возместить ущерб в полном объёме – это обстоятельства, когда «…ущерб был вызван его злоумышленным поступком или произошел по вине, которая согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку».
Таким образом, в рассматриваемом случае уровень ответственности перевозчика будет зависеть от того, не был ли перевозчик связан с исчезновением груза (т.е. исчезновение груза было обусловлено только действиями третьих лиц), и вёл ли себя перевозчик предельно осторожно и внимательно (т.е. предпринял все зависящие от него меры для того, чтобы предотвратить незаконное завладение грузом, находящимся в его автомобиле).
Если перевозчик застрахован CMR страхованием, то его ущерб (в рамках CMR Конвенции) возместит страховая компания. Страховая компания также возместит ущерб и в том случае, если груз был застрахован. Тем не менее, следует обратить внимание на то, что возмещение ущерба возможно только после того, как страховая компания проведёт тщательный анализ ситуации и признает происшествие страховым случаем.
Дарюс Качинскас, ведущий специалист отдела «BTA Insurance Company» по страхованию имущественных и специальных рисков, говорит, что ущерб перевозчика, который застраховал свою гражданскую ответственность, может быть возмещён даже в том случае, если похититель груза будет не найден.
При возмещении ущерба, причинённого вследствие кражи, повреждения или потери груза, страховщики руководствуются положениями CMR Конвенции и национальным законодательством (в рамках CMR Конвенции). Страховая компания берёт на себя обязательство возместить часть ущерба, относящуюся к грузу, а также ущерб, который был причинён во время спасения повреждённого груза.
Благодарим Донату Пундинайте, помощника адвоката адвокатской конторы «Altun ir partneriai A&P law group», за помощь в подготовке публикации.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.