Кто несёт ответственность за использование тахографа? Что об этом говорится в новом Кодексе административных нарушений?
Ответственность за использование тахографов предусмотрена в доживающем последние дни Кодексе административных правонарушений (КоАП). В нём говорится, что ответственность за нарушение требований может быть распределена между несколькими лицами (водителем, руководителем транспортной компании или доверенным лицом руководителя компании). Как это положение осуществлялось в судебной практике? Что нового внесёт новый Кодекс административных нарушений (КоАН)? Комментарий юриста.
Порядок использования тахографов определяют регламенты Европейского Союза, ряд приказов Министерства транспорта и коммуникаций и Государственной дорожно-транспортной инспекции. Ответственность и санкции за несоблюдение требований предусмотрены в Кодексе административных правонарушений (КоАП). В 2017 году этот кодекс заменит новый Кодекс административных нарушений (КоАН).
В КоАП – возможность распределять ответственность
В действующем КоАП предусмотрена возможность распределять ответственность за нарушения правил использования тахографов между водителем ИЛИ руководителем компании, в некоторых случаях – между водителем ИЛИ уполномоченными руководителем компании лицами. Союз «или» создаёт предпосылки к двусмысленному толкованию. На каких основаниях и между кем распределяется ответственность за нарушение правил использования тахографов?
Елена Цвирко, сотрудник адвокатской конторы «Judickienė ir partneriai JUREX», отметила, что суды, рассматривая вопрос об ответственности за оговариваемые нарушения, должны учитывать причины, исходя из которых, законодательный орган решил, что в КоАП должно появиться положение о распределении ответственности.
Статья 1428 появилась в действующем КоАП как результат приведения национального права в соответствие с европейским законодательством. Европейское законодательство позволяет применять ответственность в отношении руководителей транспортных компаний и лиц, уполномоченных руководителями транспортных компаний, за нарушения, совершённые водителями. Это наводит на мысль, что руководители компаний не могут избежать ответственности за нарушения, совершённые сотрудниками.
Приводим перечень нарушений и санкций на нарушения правил использования тахографов, установленных в действующем КоАП. Следует отметить, что штрафы, назначаемые водителям, отличаются от штрафов, назначаемых руководителям компаний, в несколько раз.
Нарушение согласно ст. 142.8 КоАП | Штраф водителям | Штраф руководителям компаний или уполномоченным ими лицам |
---|---|---|
Перевозка грузов или пассажиров на транспорном средстве без тахографа, с неисправным , неотремонтированным или не соответствующем установленым требованиям тахографом | До 289 евро | До 868 евро |
Перевозка грузов или пассажиров на транспортном средстве, в тахографе которого одна из функций специально отключена или тахограф которого приспособлен для фальсификации показаний режима труда и отдыха водителя | От 144 до 579 евро | От 724 до 1 448 евро |
Перевозка грузов или пассажиров на транспортном средстве с регистрационными листами тахографов и (или) водительскими карточками, не соответствующими установленным требованиям, или с нарушением порядка их использования | От 28 до 57 евро | От 72 до 144 евро |
Фальсификация данных в снятой с регистрационных листов цифровых тахографов и (или) водительских карточек информации | От 289 до 579 евро | От 579 до 1 158 евро |
В каких случаях ответственность за нарушения правил использования тахографов налагается на руководство?
Ответственность за нарушения, указанные в ст. 1428 КоАП, налагается на руководителей или уполномоченных ими лиц в двух случаях: если они своими действия подтолкнули водителя к совершению указанных нарушений и (или) организовали работу водителей ненадлежащим образом, что привело к совершению нарушения ( не инструктировали водителей насчёт порядка использования тахографов, не проводили в компании регулярные проверки тахографов и т.д.).
Юрист отметила, что подобная позиция соблюдается и в судебной практике – принимая решение, суды подчёркивают обязанность руководителя или уполномоченного им лица организовать работу компании надлежащим образом, т.е. ознакомить сотрудников (водителей) с порядком и правилами использования тахографов, обеспечить хранение регистрационных листов тафографов, выполнять в компании регулярные проверки и т.д. Это означает, что в определённых ситуациях, если руководство компании не выполнило эти действия, у водителя может появиться «спасательный круг», и вся ответственность достанется руководителю компании.
По словам юриста, вопрос о том, кто конкретно – руководитель или уполномоченное руководителем лицо – понесёт ответственность за нарушение правил использования тахографов может возникнуть в том случае, если суду нужно будет установить, в чьи непосредственные обязанности входил контроль за надлежащим использованием тахографов. Всё зависит от того, в чью должностную инструкцию (или другой документ) была включена эта обязанность. Если это руководитель транспортной компании – значит, отвечать будет он, если другой сотрудник – значит, к ответственности будет привлекаться тот сотрудник, которому по инструкции (или другому документу) положено следить за надлежащим использованием тахографов.
Что изменится в новом Кодексе административных нарушений?
В новом Кодексе административных нарушений (КоАН) используются несколько иные формулировки. В ст. 454 говорится об ответственности водителей И руководителей. Означает ли это, что возможные интерпретации исключены?
Юрист обратила внимание на то, что новая формулировка появилась вследствие более строгого применения соответствующего положения регламента ЕС. В КоАН говорится, что «транспортные компании несут ответственность за нарушения этого регламента, совершённые водителями транспортных компаний или водителями подведомственных транспортных компаний». В европейском регламенте утверждён более жёсткий механизм ответственности руководителей, согласно которому, руководители автоматически несут ответственность за нарушения, совершённые сотрудниками. С другой стороны, предусмотрена возможность связывать ответственность с конкретными действиями руководителя или уполномоченного им лица (обеспечили ли они проведение надлежащего инструктирования водителей по вопросам использования тахографа, приняли ли предупредительные меры, чтобы нарушений использования тахофрафа и режима труда и отдыха не было, выполняли ли они в компании регулярные проверки оборудования во избежание нарушений и т.д.).
Сегодня трудно сказать, как новая формулировка будет работать на практике. По словам Е. Цвирко, делать выводы ещё рано, а возможные прогнозы могут быть неточными.
Факт тот, что в новом КоАН установлена более строгая ответственность руководителей транспортных компаний и уполномоченных ими лиц. Это означает, что ответственность придётся нести не одному, а всем руководящим звеньям, в обязанности которых входит контроль за соблюдением правил использования тахографов.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.