Круиз-контроль с функцией вычисления пути: полезный прогноз на ближайшее будущее

12A570

В последние годы практически все крупнейшие производители грузовых автомобилей стали обеспечивать свою продукцию круиз-контролем с функцией вычисления пути. Считается, что за счёт этого инновационного решения расход топлива можно сократить на несколько процентов. Как работает это оборудование и в чём заключается его польза?

Возможности системы поддержки постоянной скорости движения (круиз-контроля) постепенно приближаются к выполнению функций настоящего автопилота. Инновации в этой области разрабатываются как по инициативе Европейской Комиссии, так и по инициативе самих производителей. Например, в ноябре 2015 года во всех грузовых автомобилях, производимых в Европейском Союзе, стала обязательной система автоматического торможения. В системе используются определённые датчики, которые реагируют на находящиеся впереди грузового автомобиля объекты. В случае опасности столкновения, система автоматически останавливает грузовой автомобиль. С помощью круиз-контроля и системы автоматического торможения поддерживается постоянное безопасное расстояние между грузовым автомобилем и движущимся впереди него другим объектом.

Предварительный анализ пути

В последние годы производители начали обеспечивать грузовые автомобили круиз-контролем с функцией предварительного анализа / вычисления пути (англ. «predicting»). Устройство анализирует передаваемую системой навигации топографическую информацию о дорожном рельефе, и на основании этой информации подбирает скорость движения и передачу, на которой автомобиль должен преодолевать подъёмы, наклоны, повороты и т.д. Например, приближаясь к подъёму, автомобиль начинает набирать скорость и увеличивать силу инерции. Движение в гору выполняется на более высокой передаче, так как это позволяет в значительной мере сократить расход топлива. Когда автомобиль достигает вершины подъёма, система уменьшает подачу топлива – за счёт этого маневра теряется немного времени, но экономится много топлива. При спуске по склону скорость движения увеличивается за счёт инерции качения – самое большое количество топлива экономится именно на этой фазе движения.

Преимущество этой системы заключается в том, что, используя информацию о крутизне подъёма, конфигурации лежащего впереди пути, крутящем моменте двигателя, она может очень точно рассчитать восхождение автомобиля на каждый конкретный подъём. Для того, чтобы максимально экономить топливо, некоторые системы (например, используемые в «Daimler») при движении автомобиля по длинному склону (когда не нужно поддерживать постоянную скорость и тормозить) включают свободную передачу, избегая при этом сопротивления двигателя.

По сравнению с системами круиз-контроля предыдущего поколения, новая функция вычисления пути не требует предельно точного вмешательства водителя, которому порой бывает нелегко научиться. Перевозчиков это должно обрадовать. По подсчётам производителей, с помощью функции вычисления пути можно сэкономить от 3 до 5 проц. топлива.

Водитель или электроника?

Вполне понятно, что почувствовать все преимущества автоматизированной системы контроля за скоростью движения можно при движении по загородной дороге. Чем больше на ней изгибов и неровностей – тем точнее работает система вычисления. Эйвитас Жарис, инструктор по совершенствованию навыков водителей в компании «Volvo Lietuva», считает, что декларируемая производителями 5-процентная экономия топлива – скорее теория, чем практика. В действительности, перевозчики могут рассчитывать на 2 – 3 проц. сэкономленного топлива. Эксперт отметил, что система не может заменить опытного водителя хотя бы потому, что при разбеге перед подъёмом, она может менять установленную постоянную скорость в интервале +/- 8 км/ч., между тем как водитель может манипулировать всеми системами своего автомобиля в пределах максимально допустимой скорости движения. Однако, по словам Э. Жариса, электронная система вычисления пути превосходит водителя в способности «увидеть» и оценить то, что не видят глаза водителя. В тот момент, когда водитель только начинает осматривать участок дороги, появляющийся, например, из-за холма, компьютер уже знает, в каком оптимальном режиме его нужно будет преодолеть.

Другие эксперты «Volvo Trucks» утверждают, что наилучшие результаты достигаются в сочетании современных электронных систем с опытом водителя. Именно это сочетание позволяет рассчитывать на 5-процентную экономию топлива. Производители единогласно утверждают, что очень важно, чтобы водители были обучены правильному использованию системы круиз-контроля – в противном случае об экономии топлива можно забыть.

Насколько точно работает эта система? Насколько точны электронные карты, которые заложены в систему? Есть ли у этой системы преимущества при движении по ровному дорожному рельефу (например, в Литве)? Э. Жарис утверждает, что в точности топографических данных сомневаться не надо, а в Литве также есть рельефные дороги (например, магистраль, ведущая из Вильнюса в Клайпеду), где система может в полной мере показать, на что она способна. Кроме того, система, которая установлена в «Volvo», способна в точности «запомнить» характеристики более, чем 3 500, подъёмом и склонов, поэтому она всегда готова к штурму любых неровностей.

Признание и польза

По словам производителей, системы вычисления пути уже успели получить широкое признание: ими пользуются перевозчики, работающие в Западной Европе, и многие владельцы небольших транспортных парков. В 2016 году в Литве такое оборудование приобрели 90 проц. клиентов «Mercedes-Benz». Похожие цифры упоминают и другие производители. Стоимость такого оборудования достигает 800 – 1000 евро. Продавцы и перевозчики утверждают, что оборудование «отрабатывает» вложенные в него средства при пробеге в 120 – 150 тыс. километров. К сожалению, это не тот показатель, какой обещают производители (сэкономить деньги за счёт снижения расхода топлива на 5 проц. можно при вдвое меньшем пробеге), но всё же неплохо.

Это оборудование можно устанавливать и в грузовые автомобили старшего поколения, но, по информации CargoNews.lt, установка может стоить, по меньшей мере, 1300 евро. К тому же, установка этого оборудования возможна только в более или менее новых грузовых автомобилях с автоматической коробкой передач. Таким образом, стоимость оборудования окупится не раньше, чем через 1,5 – 2 года. Если говорить о неновых грузовых автомобилях, то такая инвестиция вряд ли покажется привлекательной.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 116
0