Коронавирус – что могут сделать перевозчики, чтобы уменьшить убытки?
Коронавирус стал серьёзным вызовом для мирового транспортного сектора. Евросоюз и Литва не исключение. И дело не только в том, что с проблемами сталкивется экономика (а значит у перевозчиков меньше заказов), но и в том, что страны закрываются на карантин. Благо, движение грузового транспорта хотя и с некоторыми ограничениями, но сохраняется, так как жить как-то надо. Тем не менее перевозчики сталкиваются с серьёзными проблемами, которые грозят большими убытками. Как их избежать (хотя бы частично), и может ли в данном случае как-то помочь литовское государство?
Во-первых, чтобы успешно работать, надо быть здоровым и информированным. Иными словами, нужно следить за вирусной ситуацией в разных странах и соблюдать элементарные правила санитарной безопасности. Здесь Вы найдёте рекомендации перевозчикам со стороны литовского министерства здравоохранения. Ещё рекомендации общего характера можно найти здесь. Что касается получения оперативной информации о практических последствиях коронавируса (особенно связанных с пересечением границ) для деятельности перевозчиков, то её источники на разных языках, включая сайт «Сargonews» и форум Cargo.LT, можно найти здесь.
Отдельный вопрос в этой скязи по водителями-дальнобойщикам, которые вернулись из зарубежной поездки. Было сообщение о том, что правительство в их отношении разрешило не применять 14-дневный карантин. Позднее премьер Саулюс Сквернялис пояснил, что, когда водитель возвращается, он должен самоизолироваться, но, если у него нет признаков болезни, он в любой момент может снова отправляться в рейс.
Далее о комплексном влиянии эпидемии на транспортный бизнес. Как отметил глава «ACE Logistics» Игнас Пулуйкис: «Даже если распространение вируса не будет остановлено в ближайшее время, вполне вероятно, что в марте-апреле общий оборот логистического сектора должен сократиться ещё на 30-40 процентов, а объём наземных перевозок – не более чем на 10 процентов. С другой стороны, последняя информация о восстановлении грузоперевозок в Китае и на других мировых рынках позволяет говорить о том, что спад будет временным, и ситуация нормализуется ещё в первой половине этого года».
В то же время надо понимать, что есть не только общая транспортно-экономическая ситуация, но и конкретные регионы, на которые может быть завязан бизнес конкретного перевозчика. Это как со средней зарплатой – она может быть 1000 евро, только при этом у кого-то она составит 1500 евро, а у кого-то – 500 евро. Очевидный пример – северная Италия. Как отметил генеральный секретарь «Linava» Мечиславас Атрошкявичюс: «У нас 30 тысяч автомобилей, которые работают в Европе, и значимая их часть ездит по маршрутам Италия-Германия, Италия-Франция. Мы обслуживаем промышленность, и понятно, что, если будут введены ограничения, и компании будут останавливать производство, будет уменьшаться потребление, что отразится и на транспортном секторе. Мы видели это в Китае. Северная Италия – промышленный регион. Если начнёт останавливаться производственный процесс, это точно на нас отразится».
Важность Италии подчеркнул и глава логистического отдела крупной литовской транспортной компании «Baltic Transline» Донатас Ницкус, по словам которого, каждый день десятки её грузовиков едут с грузами в эту страну и из неё. «Это достаточно важная для нас страна. Движение товаров в Италию и из Италии реально большое – перевозится одежда, продукты питания, фрукты, овощи», — пояснил Д. Ницкус. Как отметил президент Конфедерации бизнеса Валдас Суткус, некоторые перевозчики потеряли 90 процентов заказов – у компаний были контракты, а потом их не осталось (особенно у небольших), так как северная Италия стала закрываться.
С учётом того, что ситуация в Италии и Европе в целом пока только ухудшается (пик эпидемии как в Китае не пройден), понятно, что перевозчикам будет трудно. Если Вы ждёте ответ на вопрос: «А когда весь этот бардак закончится?» — то никто точно сказать не может. Различные аналитические мнения на этот счёт можно найти здесь, но как бы там ни было, готовиться стоит к худшему и пытаться как-то смягчить негативный эффект происходящего на бизнес.
Как это можно сделать? Здесь – советы специалиста по инвестициям. Когда ситуация стала ухудшаться, представители бизнеса также заговорили о том, что власти могли бы облегчить отправление сотрудников в неоплачиваемый отпуск, ввести налоговые послабления (включая отсрочку налоговых выплат), помочь прямыми выплатами и так далее. У перевозчиков одна из главных проблем – простой. Власти отреагировали на призывы бизнеса и утвердили комплекс мер, которые должны «смягчить удар». Детали плана можно узнать здесь, здесь и здесь. Если коротко, то надо обращаться в Службу занятости (https://uzt.lt/), чтобы в случая простоя из-за экстремальной ситуации или карантина государство платило сотруднику 60 процентов зарплаты (но сумма субсидии не может превышать размер минимальной месячной зарплаты – 607 евро брутто).
При этом работодатель не может заставлять сотрудника уйти в оплачиваемый или неоплачиваемый отпуск, а водитель, как пояснила Трудовая инспекция, может отказаться идти в рейс, если есть угроза его безопасности и здоровью – например, если его отправляют туда, где объявлена экстремальная ситуация и карантин. Если такого нет, работодатель лишь должен постараться максимально обезопасить сотрудника (снабдить его средствами защиты – масками, средствами дезинфекции; выбрать более безопасный маршрут и т.п.).
Кроме того, есть такая вещь как справка о «непреодолимых обстоятельствах» (force majeure). Она в условиях экстремальной ситуации (карантина) облегчает выполнение обязательств по контракту, если в нём был пункт о «force majeure». Получить её в Литве, если экстремальная ситуация возникла на её территории, можно в региональных (Вильнюс, Каунас, Клайпеда, Шяуляй, Паневежис) Торгово-промышленных палатах. А перейдя по этой ссылке, Вы найдёте советы по составлению договора с учётом возможных «непреодолимых обстоятельств». Здесь – мнение адвоката.
Вместо выводов
Жизнь всё-таки удивительно справедливая штука. В «жирные» и спокойные времена литовское государство предпочитало лишь усложнять жизнь перевозчиков. А когда пришёл вирус, оказалось, что от них во многом зависит жизнедеятельность страны, и водителей-дальнобойщиков можно даже на 14-дневный карантин не сажать. Так может теперь литовские власти наконец поймут, что это сектор экономики надо поддерживать, а не вгонять в банкротство и не выдавливать из страны необдуманными решениями. Ну и посмотрим, как на практике будет реализовываться комплекс мер, которые должны помочь перевозчикам пережить кризисный период. Редакция «Cargonews» продолжит следить за ситуацией.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.