Конфликты между работодателем и сотрудниками, решением которых занимается Комиссия по трудовым спорам
Отношения между работодателем и сотрудником, как любые другие отношения, не обходятся без недоразумений и конфликтов. Начиная с 2013 года обе стороны могут выяснять претензии друг к другу с помощью Комиссии по трудовым спорам. Ни для кого не секрет, что транспорт – эта та сфера деятельности, где сотрудники (в особенности водители-международники) очень часто бывают недовольны действиями работодателя. Что же грозит перевозчику, которому не удалось «по-хорошему» договориться с водителем?
Комиссия по трудовым спорам
Руководители транспортных компаний сами прекрасно знают о своих «грехах» по отношению к водителям. Из-за жёсткой конкуренции и специфики этого рынка аспекты оплаты и условий труда и отдыха, материальной ответственности здесь значительно сложнее, чем во многих других сферах. Как известно, в сложной ситуации может «оступиться» и одна, и другая сторона трудовых отношений.
По данным Государственной трудовой инспекции (ГТИ), в 2016 г. Комиссия по трудовым спорам (КТС) рассмотрела 5 591 жалобу. Практически все жалобы, поступившие от сотрудников транспортных компаний, касались принципов начисления и сроков выплаты зарплат или возможных проблем с учётом рабочего времени. К наиболее частым нарушениям относятся такие нарушения, как: не полностью выплаченная зарплата; не полный расчёт с сотрудником по окончании трудовых отношений; не полный учёт фактически проработанного времени в табеле учёта рабочего времени; не отмеченное (соответственно, дополнительно не оплаченное) время, проработанное водителями ночью, в выходные и/или праздничные дни, сверхурочное время.
Следует отметить, что в случае нарушения каких-либо прав, связанных с трудовыми отношениями, в КТС могут обращаться не только сотрудники, но и работодатели. Перевозчики, как правило, обращаются в Комиссию в случаях, когда сотрудники транспортных компаний отказываются возмещать ущерб, причинённый компании по их вине.
В прошлом году почти половина всех рассмотренных жалоб была удовлетворена полностью или частично. Сумма решений, принятых по поводу взыскания ущерба в пользу пострадавшей стороны, составила более 4 000 000 евро. Доля работодателей в этой сумме составила всего лишь 230 000 евро.
Как видим, КТС работает довольно интенсивно. Если одну из сторон решение КТС не устраивает, или в случае, если КТС жалобу отклонила, недовольная действиями КТС сторона может обращаться в суд. В суде решение трудового спора начнётся сначала. Однако, как показала практика КТС, в суд попадает не более 5 проц. трудовых споров.
Штрафы
Приводим некоторые цифры: в Кодексе административных нарушений (КоАН) установлено, что за нарушение порядка начисления и выплаты заработной платы работодателям или другим ответственным лицам назначается штраф в размере от 150 до 1 450 евро. А если будет доказано, что подобное нарушение было совершено преднамеренно, сумма штрафа подскочит до 2 700-6 000 евро.
Если говорить о нарушениях в учёте рабочего времени, то за подобные нарушения, в соответствии с КоАН, работодатели или другие ответственные лица могут быть оштрафованы на сумму от 150 до 1 450 евро (за повторное нарушение – от 1 400 до 3 000 евро).
Не всё так просто, как может показаться
Несмотря на то, что в КоАН, в трудовом договоре или в договоре о полной материальной ответственности оговоренные нарушения и наказания за них могут казаться предельно ясными и однозначными, жизнь и судебная практика показала, что каждую отдельную ситуацию её участники могут истолковывать по-своему.
Приведём в пример два судебных дела, материалы которых размещeны на сайте www.e-teismai.lt. В первом деле фигурантами были транспортная компания из Клайпеды и пять бывших её сотрудников (водителей). Водители обратились в суд с просьбой присудить им недостающую часть зарплаты и других связанных с трудовыми отношениями выплат, пеню и нематериальный ущерб. В иске было указано, что недостающая часть зарплаты составляет 850 – 1 940 евро. Кроме того, водители утверждали, что из-за не полностью выплаченной зарплаты они терпели сильный душевный дискомфорт, и требовали, чтобы в качестве возмещения нематериального ущерба суд присудил каждому по 2 900 евро. Общая сумма иска составила 20 642 евро. Однако, в ходе рассмотрения представленных суду документов выяснилось, что задолженность работодателя значительно меньше, чем утверждали водители, а факт нематериального ущерба не был доказан. Решением суда работодатель должен был выплатить бывшим сотрудникам примерно 3 500 евро.
В другом деле рассматривался вопрос о материальной ответственности. В качестве истца в этом деле выступал перевозчик. Он обратился в КТС, но это был тот случай, когда Комиссия отклонила просьбу работодателя обязать сотрудника возместить материальный ущерб. Как уже говорилось, в таких случаях можно обращаться в суд – работодатель так и поступил. Суть дела заключалась в том, что во время продолжительного рейса (1,5 месяца) водитель не выполнял замену паллет, вследствие чего работодатель получил от клиента претензию на сумму более 3 000 евро. В данном случае водитель за личной подписью был ознакомлен с правилами обмена паллет клиента. Кроме того, с водителем был заключён договор о полной материальной ответственности, он надлежащим образом был ознакомлен с должностной инструкцией водителя-экспедитора. Однако, в суде представитель (адвокат) водителя утверждал, что: работодатель не доказал, что водитель не менял паллеты по своей собственной вине; у водителя на было достаточно паллет для замены; в договоре о полной материальной ответственности о паллетах вообще ничего не говорилось. Выслушав аргументы работодателя и водителя, суд пришёл к выводу, что перевозчик не информировал водителя надлежащим образом о том, какое количество паллет необходимо предъявить к замене на месте разгрузки; перевозчик недостаточно контролировал своего сотрудника; перевозчик не предпринял активные действия к контролю за разгрузками, т.е. таким образом он согласился с возможным риском, следовательно, должен принять на себя последствия этого риска. Суд постановил, что вины водителя нет, а работодателю присудил покрыть издержки водителя на судебное разбирательство (примерно 500 евро).
Эти примеры в очередной раз говорят о том, что вся документация, касающаяся трудовых отношений, должна вестись очень аккуратно, с большим вниманием к деталям и ответственно. Любые требования к сотрудникам должны быть изложены в письменном виде, кроме того, эти требования необходимо разъяснить и удостовериться в том, что сотрудник их понял. Все участники трудовых отношений должны осознавать последствия своих действий для других сторон. Хочется надеяться, что тогда работы у КТС будет меньше.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.