Контрабанда: масштаб, ответственность, превенция
Сколько времени существует человечество, столько времени совершаются преступления, а контрабанда существует с тех пор, как возникли границы и таможни. Видимо, человеческая природа заставляет некоторых из нас пытаться отхватить более лакомый кусочек пирога, хотя это запрещено законом. Некоторые недобросовестные граждане или компании в своих преступных целях – перевозке контрабанды – используют транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов. В таких случаях ущерб наносится не только государству, но и интересам перевозчиков, в то время как их фирмы прямого отношения к преступлению не имеют.
Если водитель польстится на «лёгкие деньги» и на границе будет задержан с нелегальным товаром, его работодателя могут ожидать серьёзные проблемы – может быть конфискован автомобиль. Приведём немного статистики. По данным Таможенного департамента Литвы, в 2015 году общая стоимость задержанных таможней товаров составила 30,6 млн евро, в этом объёме табачные изделия составили 86,6 проц. Как правило, крупные партии контрабанды перевозятся именно на грузовых автомобилях. Основной поток контрабандных сигарет попадает в Литву из Беларуси. Однако, бывают попытки ввезти белорусские сигареты из Латвии или Калининградской области.
Ответственность за перевозку контрабанды
Ответственность за перевозку нелегальных товаров предусмотрена в Кодексе административных правонарушений (КоАП) и в Уголовном кодексе. Применение положений конкретного кодекса зависит от стоимости контрабандных товаров.
В ст.210 действующего КоАП за перевозку контрабанды установлены следующие наказания:
Стоимость нелегально перевозимых товаров, выраженная в величине прожиточного минимума (ВПМ) евро: Размер штрафа (евро) до 250 ВПМ (9415 евро) 2896 - 5792 до 50 ВПМ (1883 евро) 1448-2896 до 5 ВПМ (188,3 евро) 144-868
В КоАП также предусмотрено, что за перевозку контрабанды может быть конфисковано средство перевозки контрабанды, т.е. автомобиль, принадлежащий транспортной компании. В судебной практике (источник – www.eteismai.lt) утверждается, что «орудие совершения административного правонарушения – транспортное средство – подлежит конфискации в том случае, если оно было специально приспособлено к перевозке контрабанды или если задержанное количество контрабанды было невозможно провезти без использования транспортного средства».
Если стоимость контрабандных товаров превышает 250 ВПМ (9415 евро), нарушитель наказывается в соответствии с Уголовным кодексом. По словам Гедиминаса Куликаускаса, представителя Криминальной службы таможни по связам с общественностью, в грузовых автомобилях обычно перевозятся крупные партии контрабандных сигарет, поэтому в таких случаях начинаются предварительные расследования по ст. 199, ч. 1 УК (контрабанда) и ст. 199 ч. 2 УК (незаконное владение подакцизными товарами). Нарушителям грозит штраф или лишение свободы сроком до 8 лет. Кроме того, в УК предусмотрено, что за действия, указанные в этих статьях, ответственность несёт в том числе и юридическое лицо.
К сожалению, людей, замешанных в контрабандной деятельности, штрафы не останавливают.
Таможенная практика и превенция
В перевозках контрабанды можно выделить три случая: перевозку небольшого количества запрещённых товаров водителем без ведома руководителя фирмы; перевозку контрабанды с ведома руководителя или другого ответственного лица компании; перевозку запрещённых товаров, когда ни водителю, ни руководству транспортной компании неизвестно, что грузоотправитель погрузил в автомобиль незадекларированный товар.
По словам представителя таможни, когда контрабанду везут водители, чаще всего они прячут ее в заводских полостях грузовых автомобилей, т.е. конструкция автомобилей остаётся без изменений. Если запрещённые товары скрыты в местах, не предназначенных для перевозки предметов (например, под обшивкой кабины, в сиденьях и т.д.), это однозначно будет принято к сведению не в пользу нарушителя и увеличит вероятность конфискации транспортного средства даже в том случае, если масштаб контрабанды будет небольшой. Вынося решение, суд принимает во внимание характер нарушения, степень его опасности, количество и стоимость контрабандных товаров, личные качества нарушителя и другие важные для дела обстоятельства. Одним из ключевых моментов является мнение суда насчёт того, можно ли было определённое количество контрабанды провезти через границу без использования транспортного средства. Так как в законе никаких определенных указаний относительно веса или количества контрабандных товаров нет, в оценке этих фактов судьи руководствуются своими внутренними убеждениями. Адвокат Реда Алексинайте утверждает, что именно в вопросе количества контрабанды судебная практика очень разнообразна. Есть случаи, когда было принято решение, что довольно большое количество контрабанды можно было переправить через границу без автомобиля; но бывает и наоборот – когда перевозка 50-60 так называемых «блоков» сигарет на автомобиле судом расценивается как основание для конфискации. Однако, если будет установлено, что незаконные товары были скрыты в неприспособленных к их хранению местах, суды, как правило, делают вывод, что перевезти эти товары через границу без использования автомобиля было невозможно.
В комментарии к вопросу о превентивных мерах, представитель таможни упомянул улучшение условий труда водителей. С одной стороны, эти слова могут прозвучать несколько утопически. Однако, их подтвердил директор по транспорту в компании «Daimanta» Эдуардас Якубинас. По его словам, смена кадров (водителей) в этой компании – довольно редкое явление, это значит, что водители довольны условиями труда. Может быть, именно поэтому компания может радоваться тому, что случаев перевозки контрабанды в компании до сих пор не было.
Для того, чтобы у водителей не возникало желание заниматься перевозкой контрабанды, руководители должны постоянно их информировать об ожидающей ответственности и возможных дальнейших последствиях, в особенности о конфискации автомобиля. По словам Э. Якубаускаса, от нескольких десятков пачек сигарет до нескольких десятков килограммов гашиша – всего один шаг. Если человек позволит себе этот шаг, его жизнь разрушится необратимо.
Другая группа нарушителей – транспортные компании, которые приспосабливают свои автомобили к перевозке контрабанды. Расследованием и пресечением подобной деятельности занимаются криминальные службы. Насколько велик размах этой «деятельности», можно судить по словам Э. Куликаускаса, который рассказал, что сотрудники криминальной службы таможни находят не просто отдельные автомобили, приспособленные к перевозке контрабанды, но целые их «базы», а в музее литовской таможни есть грузовой автомобиль, водитель которого одним нажатием кнопки – не хуже, чем Джеймс Бонд в своём «Aston Martin» – мог сменить гос.номера автомобиля.
Третья группа преступников – недобросовестные грузоотправители, которые без ведома водителей и их работодателей загружают в автомобили нелегальные товары. В комментарии о пресечении таких случаев сотрудник таможни настоятельно советует требовать допуска водителя на погрузку. Если грузоотправитель отказывается это делать, об этом нужно поставить отметку в CMR накладной. Таможенники назвали несколько признаков, по которым перевозчик может определить недобросовестного грузоотправителя: у отправителя нет интернет-страницы; он не указывает номера стационарных телефонов; сотрудники грузоотправителя отказываются представиться по имени и фамилии; вес груза не соответствует весу, указанному в договоре или заявке; контейнеры или склады арендованы на короткий срок; товары упакованы в непрозрачную плёнку; маршрут перевозки нелогичный (например, невыгодный в финансовом смысле). Если перевозчик заметит хоть некоторые из этих признаков, он должен насторожиться и проверить своего клиента всеми доступными способами.
Проблема контрабанды больше, чем проблема условий работы водителей отдельной транспортной компании или коррумпированные сотрудники отдельного таможенного поста. Это вопрос экономической ситуации страны, уровня благосостояния её граждан, и, наконец, моральных убеждений. Это проблема государственного уровня, поэтому до тех пор, пока государство позволит ей процветать в таком масштабе, какой мы видим сегодня, отдельные физические или юридические субъекты ситуацию не изменят.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.