Командировочные и/или база. Кто кого?

19f08927-293f-4829-89cc-391dc1e70890

Поднять зарплату водителей дальних рейсов, точнее, базовую ее часть и снизить неподотчетные СоДРе командировочные — с таким предложением этой весной выступил профсоюз работников грузового автотранспорта «Солидарность». Даже опубликовал письмо, под которым призвал подписаться всех несогласных с привычной системой оплаты работников на большинстве транспортных предприятий. Национальная ассоциация автоперевозчиков «ЛИНАВА» ответила серией публикаций, где заявила, что это еще подтолкнет литовских водителей на Запад, а отрасль в целом окажется под угрозой банкротства. Месяцы спустя дискуссия не стала менее острой.

Аргументация профсоюзов

Как представитель работников грузового автотранспорта, профсоюз убеждает правительство, что при сегодняшних отчислениях в фонд социального страхования дальнобойщик получит пенсию порядка 150 евро — меньше водителя городского автобуса — если получит вообще. По данным СОДРы, у тысяч водителей дальних рейсов необходимый для получения пенсии стаж меньше реального стажа работы.  С командировочных соцстрах не платят, значит, их СОДРа не видит, и все те годы и месяцы с доходом ниже положенного в стаж не засчитывают. По факту, таким работникам не просто низкая пенсия светит, у них вообще не будет права на получение пенсии, считают лидеры профсоюза. Если сейчас пенсионный стаж в Литве увеличили до 35 лет, а у бывалых водителей до 30 лет официально не наработано — сколько же надо баранку крутить, чтобы выйти, как раньше говорили, на заслуженный отдых?» —  спрашивают недовольные?

ЛИНАВА предлагает вернуться к старому

Позицию перевозчиков на трехстороннем Совете в конце марта представил президент ассоциации «Линава» Эрландас Микенас. Он заявил, что различные интерпретации о недостатках в системе оплаты «ставит литовских перевозчиков в сложное положение», ведь европейский клиент платит компаниям из Литвы меньшие фрахты, чем их конкурентам из более развитых стран ЕС, при этом, работать приходится по единым расценкам – взять хоть почасовые тарифы водителям не ниже средних по стране пребывания. Если и есть перевозчики, что нечестно обходятся со своими водителями – то это случаи единичные, нельзя по ним делать выводы о целой отрасли, сказал Э. Микенас. Он согласился с отменой постановления прошлого лета, согласно которому работодатель был вправе не платить водителю командировочных по Европе выше 10 евро в сутки. И поддержал возврат к прежним правилам выплаты командировочных.

В документе указаны максимальные размеры суточных по каждой стране. На трехстороннем Совете достигли договоренности нижний предел ограничить 50% от максимума. К примеру, в Чехии это 16, в Эстонии 22, в Бельгии 28,5 евро посуточно.

Впрочем, пока вопрос величины командировочных «подвис» в Европарламенте вместе с так многострадальным «Пакетом Мобильности».

Наличные – отказываться рано

Третий участник переговоров – министерство социальной защиты и труда — пока выдвигает единственное предложение: чтобы наличными на руки дальнобойщику выдавалось не более 100 евро в месяц. Однако, и с этим условием ассоциация перевозчиков не согласна.

Как пояснил член президиума ассоциации „Linava“ Артурас Тельментас журналистам аlfa.lt, в Литве никоим образом не ограничена оплата услуг и товаров наличными средствами, так почему же транспортный сектор должен стать первым, где этот запрет будет введен? Кроме того, есть ситуации, где без наличных не обойтись, заявил А. Тельменас: «В большинстве стран те же штрафы платят наличными, а если денег нет – твои проблемы,  звони, когда деньги появятся». Другой пример от руководства ассоциации — работающие в Литве иностранные граждане предпочитают зарплату наличными. «Если водителю за работу положено выплатить 2000 евро, бухгалтер может перевести деньги на карточку, но человек перед отъездом захочет их обналичить, а банкомат больше 1500 евро в сутки не выдает. Что же, придется жить в гостинице, пока выдадут полную сумму?», — предполагает Артурас Тельментас.

На чьей стороне перевес

Ассоциация ЛИНАВА сегодня объединяет порядка 1000 предприятий транспортных перевозок, среди них лидеры отрасли с автопарком по несколько тысяч грузовиков. В отраслевом отделении профсоюза около 1000 водителей, причем, их позиции в данном споре существенно различаются. Большинство договоров не читает и вообще старается меньше вникать в происходящее. Многих система база+командировочные вполне устраивает, к примеру, бывших пожарных и полицейских на пенсии – сев за руль, они не видят смысла делиться доходами с СоДРой. Есть и такие, кто все же надеется выйти на пенсию в Литве, но их меньшинство.

«Если порядок выплаты зарплаты для дальнобойщиков не изменится к лету – мы выведем сотни водителей на забастовку», — говорит Гинтарас Кондрацкис.

Чем это может грозить перевозчику? Каждый день простоя фуры – как минимум сотня евро убытка, это еще не считая угрозы задержки фрахта с выплатой неустойки заказчику.

Сколько стоит рабочее место

Чтобы понять, почему стороны никак не могут договориться, давайте выясним цену вопроса. Официальный калькулятор на сайте СоДРы все расставит по местам.

Сегодня, чтобы в отпускной период водитель получил на руки базовых 450 евро (это те самые 1,3 минимума на бумаге), работодатель должен заложить в ведомость почти 700 евро. По предложению профсоюзов, база должна считаться не от «милималки», а от средней зарплаты по стране. Сейчас эта условная среднестатистическая величина приблизилась к 900 евро на бумаге, умноженная на 1,3 она дает 1150 евро «грязными», а на руки не дотягивает до 9 сотен. Если взять круглых 1000 евро чистого заработка водителю, то тот же калькулятор вам покажет, что работодателю такой работник обойдется в 1726 евро в месяц. Помножьте на число водителей на фирме, прибавьте к ним диспетчеров и экспедиторов – где взять такие деньги? Искренне возмущаются перевозчики. Да кто из дальнобойщиков еще за 1000 евро на руки пойдет работать!

Не удивительно, что переговорщики как два берега у одной реки – никак не сойдутся.

Кстати, ближайший сосед Литвы, активный участник международных грузоперевозок – Польша – придерживается той же системы оплаты труда дальнобойщиков. Любопытно, что базовый заработок у соседей носит название «подстава», а суточные в выездных рейсах по-польски называют «диета», с нее работодатель не платит соцстрах, и составляет она также порядка ¾ заработка водителя. Так что, во всем регионе условия найма и размер зарплаты диктует рынок, свободная конкуренция и миграция рабочей силы с Востока на Запад. Недавно о нехватке дальнобойщиков заговорили и в соседней Украине.

Комментарии

Interes Moi 2019-02-23 10:14

Пускай не стонут от 1.3-1.5 евро ходят за км и плотить не чем зарплаты, это жадность перевозчика. Растаться с сверх прибылями


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Автотранспорт

16049-047

Такого Вы ещё не видели — сауна, душ и туалет в кабине тягача! (дополнено новым китайским предложением)

«Scania» представила кабину тягача «Sauna-Series», созданную для комфорта водителя. Отдел инноваций компании годами изучает самочувствие водителей и считает, что кабина со встроенной сауной — это ответ на все вопросы.

2024-09-26 1 305
0
zemelapis_ziema

В Литве создана карта зимнего состояния дорог

АО «Kelių priežiūra» создало интерактивную карту зимнего состояния дорог. Она должна помочь участникам дорожного движения узнать о запланированных и завершённых работах по очистке дорог государственного значения.

2024-01-31 60
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 215
0
volvo_hydro

Электрические грузовики – время пришло?

Сегодня тема декарбонизации грузового автотранспорта является одной из наиболее актуальных с учётом решения ЕС отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Поэтому всё больше разговоров о грузовиках, которые используют не дизель, а альтернативный (экологичный) источник энергии – в первую очередь об электрических. Одно время эти разговоры велись в основном в Западной Европе, но недавно прошла новость о том, что компания DFDS приобрела тяжёлые электрические грузовики «Volvo» для работы в Литве. В связи с этим мы решили узнать у неё особенности эксплуатации этой техники и попытаться понять: электрификация грузового автотранспорта – это уже рентабельная или только надвигающаяся реальность с серьёзными недостатками?

2023-08-15 234
0