Квота на 2022 г. – история повторяется?

SADM

Всю вторую половину этого года литовские перевозчики пытались добиться того, чтобы Министерство социальной защиты и труда (МСЗТ) увеличило использованную квоту на трудоустройство водителей из третьих стран (11600), и как мы писали, оно планировало это сделать. Но в итоге это так и не было сделано (подробная история развития событий на литовском языке – здесь). Недавно МСЗТ была утверждена квота на следующий год (16000), которая, вероятно, закончится так же быстро, как предыдущая. В связи с этим к МСЗТ возникает большое количество вопросов, ответы на которые попробовала найти редакция «Cargonews». 

Вопросы, вопросы, вопросы

В истории с квотами на 2021 год, на 2022 год и в целом есть целый ряд непонятных моментов, требующих пояснения.

1) Почему так и не была увеличена квота на 2021 г.?

История странная. Когда квота на 2021 г. в середине года закончилась, перевозчики попросили увеличить её на 15000 человек, и МСЗТ вроде бы согласилось это сделать (как говорили перевозчики, соответствующее решение оставалось только оформить). Однако в какой-то момент ситуация изменилась – начались не очень понятные отговорки, и создалось устойчивое впечатление, что МСЗТ просто ищет формальную причину не увеличивать квоту. Почему?

Первый вариант – из-за плохой репутации перевозчиков как «эксплуататоров водителей», сформировавшейся в публичной среде в результате фильма «Рабы фур» и скандальных заявлений о водителях президента «Linava» Ромаса Аустинскаса, который назвал их «операторами между рулём и креслом». Второй вариант (в контексте первого) – из-за того, что не удалось достичь договорённости между перевозчиками и профсоюзами об улучшении условий трудоустройства и труда водителей. Третий вариант (самый смешной) – как нам сказал генеральный секретарь Альянса международного транспорта и логистики (АМТЛ) Повилас Дрижас: «Трудно до конца понять истинные мотивы. Официально предоставлялась информация, что МСЗТ анализирует рынок труда» (то есть, с лета министерство так и не смогло понять, что происходит на рынке труда).

Вообщем, мы прямо спросили у МСЗТ: «Почему до конца года установленная на этот год квота (11600) не была хоть как-то пересмотрена в сторону увеличения после того, как она закончилась, хотя это позволяет закон, и перевозчики очень просили? Правда ли, что планировалось увеличить квоту на 15000 человек, но потом этот план был пересмотрен? Если так, почему? Возможно, это связано с позицией профсоюзов и/или репутацией перевозчиков»?

2) Почему (на основании каких расчётов/аргументов) в сфере услуг на 2022 г. установлена квота в размере 16000 (тем более, что перевозчики всегда просили больше)?

Во-первых, если исходить из общедоступной информации, то 1 декабря вицеминистр МСЗТ Витаутас Шилинскас заявил: «Мы выяснили, сколько в этом году было трудоустроено иностранцев [водителей], и решили, что на следующий год будет установлен такой размер квоты, сколько их было трудоустроено в течение года. Предварительно мы посчитали, что их было около 16 тысяч». Однако 26 ноября на сайте МСЗТ появилось сообщение, в котором было сказано: «По данным «Sodrа», в этом году за 10 месяцев в транспортных компаниях трудоустроились 13 тысяч иностранцев из третьих стран». Так почему квота на 2022 г. составляет 16 тысяч, а не 13?

Во-вторых – было ли при установлении квоты на 2022 г. принято во внимание то, что, когда квота на 2021 г. закончилась в середине года, облегчённый порядок трудоустройства водителей из третьих стран усложнился? Иными словами, можно предположить, что, если бы в середине этого года квота была увеличена, количество трудоустроенных иностранцев в транспортном секторе в этом году было бы больше, так как дальше действовал бы упрощённый порядок их трудоустройства.

В-третьих, квота в определённой сфере (услуг, строительства и т.д.) охватывает определённые недостающие профессии, которые устанавливает Служба занятости. В 2021 г. в списке недостающих профессий в сфере услуг была только одна профессия – водитель-дальнобойщик (то есть, фактически квота 11600 в этом году касалась только водителей грузовиков). А в 2022 г. недостающих профессий в этой сфере стало больше – добавился компьютерщик, водитель троллейбуса и водитель автобуса для международных перевозок. В связи с этим возникает вопрос – не получится ли так, что всю добавку (11600 + 4400 = 16000) «съедят» добавившиеся профессии, и в итоге перевозчики окажутся в том же или даже в более худшем положении?

Также в этой связи обратил на себя внимание интересный нюанс. В списке недостающих профессий в сфере услуг на 2022 г. рядом с профессией водителя-дальнобойщика есть дополнительные требования к потенциальному сотруднику (наличие 95 кода), а рядом с профессией водителя автобуса для международных перевозок их нет. Почему?

3) В 2022 г. МСЗТ готово увеличить квоту, если она закончится раньше времени, или повторится история этого года?

Если квота 11600 на 2021 г. закончилась уже в середине года, есть основания полагать, что квота 16000 также будет исчерпана задолго до конца 2022 г. Поэтому перевозчикам для планирования своей деятельности важно знать, готово ли МСЗТ в следующем году при необходимости увеличить квоту, что позволяет закон.  

4) МСЗТ сообщило о том, что намерено изменить порядок установления квоты для иностранцев – в чём суть изменений и когда ожидать их утверждения?

Заявляемая цель изменений примерно понятна – сделать так, чтобы квота была более тесно связана с конкретным рабочим местом иностранца, так как сейчас «в реальности квота означает не трудоустройство человека, а облегчённую процедуру его привоза в Литву, а приехавшие люди необязательно трудоустраиваются в Литве». Кроме того, должны появиться критерии установления размера квоты – в частности, «в случае использования всей квоты, на следующий календарный год устанавливалась бы квота в соответствии с количеством трудовых договоров, заключённых с иностранцами из третьих стран».

Вопрос – согласовывался ли новый порядок с перевозчиками, когда планируется его обсуждение и утверждение, кем он должен быть утверждён (главой МСЗТ или может Сеймом)?

***

Обращаясь в МСЗТ, мы рассчитывали получить детальные ответы на вышеуказанные вопросы. Ниже предоставляем ответ министерства в полном объёме, который говорит о многом.

Ответ МСЗТ

«На следующий год установленные квоты для иностранцев позволят в упрощённом порядке трудоустроить 16000 водителей из третьих стран, квота на этот год позволила трудоустроить 11600 водителей. Поскольку в этом году транспортные компании использовали квоту, позволяющую трудоустраивать иностранцев в упрощённом порядке, её размер на следующий год был установлен с учётом числа трудовых договоров, реально заключённых иностранцами из третьих стран. По данным «Sodrа», за первые 10 месяцев этого года в транспортных компаниях трудоустроились 13 тысяч иностранцев из третьих стран. Ожидается, что установленная по новому порядку квота в следующем году будет лучше соответствовать реальным потребностям рынка труда. Водителям автобусов для международных перевозок также нужен 95 код. Как МСЗТ проинформировала Служба занятости, это требование в списке недостающих профессий не было указано из-за технической ошибки, которая в ближайшее время будет исправлена.»

Во-первых, многое об ответственности нашего государственного аппарата говорят вот эти слова: «Водителям автобусов для международных перевозок также нужен 95 код. Как МСЗТ проинформировала Служба занятости, это требование в списке недостающих профессий не было указано из-за технической ошибки».

Но главное – сравните глубину поставленных нами вопросов о квоте с «подробным» ответом МСЗТ и, как говорится, почувствуйте разницу. Что это – некомпетентность; нежелание отвечать на неприятные вопросы, ответы на которые покажут истинное лицо нынешнего руководства МСЗТ, или просто неуважение к СМИ и к перевозчикам, которых власть либо держит за дураков, либо считает незаслуживающими объяснений своих неоднозначных действий. А что о решения МСЗТ по квоте на 2022 г. говорят сами представители автотранспортного сектора?

Позиция перевозчиков

Как нам сказал генеральный секретарь Союза перевозчиков Литвы (СПЛ) Сигитас Жилюс: «Квота на этот год не была увеличена, хотя закончилась ещё в середине года. МСЗТ игнорировало предложения СПЛ и других организаций перевозчиков, начало выдвигать разные требования к транспортным компаниям, предложения подписать договорённости, но в конечном итоге квоту так и не увеличило. Очевидно, что нынешнее правительство продолжает дешёвую популистскую политику прошлого правительства. Изменение порядка установления квоты не приведёт ни к каким позитивным сдвигам, если и дальше будет преобладать популистское регулирование рынка труда. Абсолютно нелогично, когда вводится квота на недостающие профессии! Утверждения МСЗТ касательно якобы низких зарплат водителей не имеют под собой никаких оснований, поскольку водителей не хватает во всех странах ЕС. Только в Германии каждый год не хватает 60-80 тысяч водителей, а эту страну, наверное, никто не назовёт страной с низкими зарплатами. Недавно мы видели, какой кризис вызвала нехватка водителей в Великобритании. Власти этой страны уже приняли различные меры для облегчения трудоустройства водителей, а в Литве власти их трудоустройство только усложняют. Поэтому мнение СПЛ по квоте очень чёткое: надо отменять этот абсурд – квоты на недостающие профессии.»

А вот с АМТЛ ситуация интереснее. Когда появилась новость о том, что МСЗТ планирует утвердить квоту в размере 16000, генсек АМТЛ П. Дрижас заявил: «В ноябре в отправленном нами предложении мы рекомендовали 30 тысяч». В то же время в комментарии нашей редакции он отметил: «С учётом информации SODRA, что фактически в литовских компаниях в 2021 г. трудоустроились 13300 иностранцев, установленная на 2022 г. квота в размере 16 тысяч выглядит сбалансированным решением. Теперь нужно обеспечить, чтобы квота использовалась целенаправленно – то есть, только для фактического трудоустройства водителя в литовскую компанию с последующим сообщением SODRA». То есть, на лицо смягчение позиции, хотя решение о квоте в размере 16000 очень трудно назвать «сбалансированным». Может это как-то связано с тем, что примерно в это же время П. Дрижас стал председателем Рабочей группы по транспорту в европейской бизнес-конфедерации «BusinessEurope» (куда его номинировала Конфедерация промышленников Литвы) и поэтому вынужден вести себя более умеренно?

Как бы там ни было, большинство перевозчиков недовольны маленькой квотой на 2022 г. При этом, как отметил П. Дрижас, пока трудно сказать, что будет, если в 2022 г. квота закончится раньше времени, «однако вероятность того, что квота в случае её использования будет увеличена – маленькая». Что касается возможного нового порядка установления квоты, П. Дрижас только сказал, что Альянс получил согласуемые правовые акты в общем порядке (иными словами, ясности с новым порядком пока немного, да и хорошо бы для начала со старым как следует разобраться).

***

Обобщая, можно констатировать, что власть поиздевалась над перевозчиками с квотой в 2021 г., и что-то похожее намечается в 2022 г. Ключевой вопрос – почему это происходит? Поскольку МСЗТ толком ничего не объясняет, остаётся только догадываться, и можно предположить, что всё дело – как и в случае с коэффициентом зарплаты водителей 1,65 – в желании министерства под давлением профсоюзов и с учётом искусственно созданного негативного образа автотранспортного сектора в обществе (спасибо авторам фильма «Рабы фур» и президенту «Linava») создать видимость социального диалога и заботы о водителях.

Иными словами, совсем отказаться от квоты нельзя – поэтому МСЗТ её вновь утвердило и даже немного увеличило, показав, что оно как бы слышит перевозчиков. В то же время это символическое увеличение, и дальнейшие действия МСЗТ, вероятно, будут зависеть от договорённости перевозчиков с профсоюзами касательно условий трудоустройства и работы водителей. Так как компромисс между ними маловероятен, поскольку стороны («Linava» и Альянс профсоюзов Литвы) давно не могут найти общий язык, можно предположить, что после того, как квота на 2022 г. закончится, она не будет увеличена.

Таким образом, приходится согласиться с позицией СПЛ, что сегодня перевозчики являются заложниками популистской политики властей, и в вопросе квоты и в других актуальных для них вопросах рассчитывать на понимание со стороны правительства им не стоит – стоит готовиться к худшему.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

tachograf

Важная информация о требовании ЕС по установке тахографа нового поколения (условия, переходный период и проблемы в Румынии)

Как известно, до 31 декабря 2024 г. перевозчики ЕС должны были установить умный тахограф второго поколения. Однако в ЕС было достигнуто соглашение по двухмесячному переходному периоду.

2025-01-17 1 974
0
no_drivers

Интервью водителя грузовика о работе в литовской компании

Здесь (оригинал на итальянском) / здесь (русская версия) — интервью водителя грузовика из третьей страны о работе, как можно понять, в литовской компании. Много интересных деталей, но стоит учитывать то, что это только версия водителя.

2025-01-09 84
0
The Flag of Latvia waving in the wind with a clear blue sky.

О требовании декларирования в Латвии транспортных средств, зарегистрированных в третьих государствах, для участия в дорожном движении

Генеральное консульство Республики Беларусь в Даугавпилсе на основании информации, представленной латвийским государственным акционерным обществом «Дирекция безопасности дорожного движения», известило Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о том, что начиная с 1 января 2025 г. к участию в дорожном движении в Латвии будут допущены только те транспортные средства, зарегистрированные в третьих странах, которые были задекларированы в электронных услугах государственного АО «Дирекция безопасности дорожного движения» (CSDD).

2025-01-03 96
0