Как предохраниться от возможных убытков в ходе погрузочных работ

61

Во время погрузочно-разгрузочных работ могут произойти различные инциденты. Груз может быть повреждён и стать непригодным к эксплуатации или полностью уничтожен. На практике бывают случаи, когда во время погрузочных работ наносится ущерб транспортному средству или другому имуществу, которое находится на месте погрузки или разгрузки. В этой публикации мы остановимся на вопросе, кто несёт ответственность за последствия подобных инцидентов, и о каких видах страхования нужно позаботиться для того, чтобы ущерб был покрыт.

Повреждение груза в ходе погрузочных работ

Обычно погрузку и разгрузку осуществляет грузовладелец или компания по предоставлению погрузочно-разгрузочных услуг. Так предписано Гражданским кодексом Литвы (ГК, ст.6.815.), где говорится, что погрузку или разгрузку в установленном порядке осуществляет перевозчик или грузоотправитель/грузополучатель. Между тем в Кодексе дорожного транспорта (ст.32) говорится, что если договором не предусмотрено иначе, то погрузку осуществляет грузоотправитель, а разгрузку – грузополучатель. На первый взгляд, нормы вроде бы одна другой противоречат, но по словам адвоката Реды Алексинайте, на основании этих норм можно договориться о том, чтобы разгрузку осуществлял не только грузовладелец, но и перевозчик. «В таких случаях ответственность достанется перевозчику, поэтому перед тем, как принять заказ, перевозчик должен внимательно ознакомиться с его содержанием и убедиться, что на него не возложена обязанность выполнять погрузочные работы. Если такая обязанность не оговорена, и фактические работы выполняет грузоотправитель или грузополучатель, то у перевозчика ответственность не возникнет», – говорит Р. Алексинайте.

При ознакомлении с судебной практикой адвокат наткнулась на одно довольно интересное решение Верховного суда Литвы (ВСЛ) по поводу ответственности перевозчика при выполнении погрузочных работ (2015-11-06, c.b. №. 3K-3-593-687/2015), где рассматривался вопрос о перевозке станка и его ненадлежащей погрузки и крепления в транспортном средстве. «ВСЛ постановил, что CMR Конвенция не регулирует погрузочно-разгрузочные процедуры, поэтому стороны могут о них договориться. И хотя перевозчик настаивал на том, что ему пытаются вменить ответственность на основании обязанности (погрузить станок в транспортное средство), которую он не мог выполнить по объективным причинам, ВСЛ придерживался мнения, что перевозчик всё-таки заключил договор, в котором было чётко указано, что ответственность за погрузку и крепление наложена на перевозчика, поэтому перевозчик не вправе ссылаться на обстоятельство о том, что у него не было необходимых навыков или необходимого оборудования. Таким образом, в этом отношении очень важно, чтобы по договору перевозчик не брал на себя обязанность, которую он не может или не намеривается выполнять (т.е. браться за погрузку или разгрузку)», – обращает внимание адвокат.

Что касается страхования, то CMR страхование может покрыть подобный ущерб, но это зависит от условий конкретного страхового договора. Убытки, понесённые во время погрузочно-разгрузочных работ, может покрыть и такой вид страхования, как страхование груза (имущества). Важно, чтобы такой страховой полис был действителен на момент погрузочно-разгрузочных работ.

Повреждение паллет во время погрузочно-разгрузочных работ

Обычно паллета считается упаковочным материалом, и при погрузке/разгрузке её стараются не повредить. Однако, случаи повреждения бывают, поэтому всегда встаёт вопрос, кто должен отвечать (в особенности, если паллета была предназначена для обмена, т.е. перевозчик не мог её оставить на месте разгрузки, а должен был вернуть грузоотправителю). Стоимость деревянных паллет определяется стоимостью древесины, из которой они были изготовлены. Рыночная стоимость сырьевой древесины постоянно меняется, поэтому это ещё одна «головная боль» в определении размера ущерба. На сегодняшний день одна деревянная паллета стоит в среднем 7 евро – сумма вроде бы небольшая, но так как груз (вместе с паллетами) вверен перевозчику, то и ответственность спрашивается с него.

Паллеты нельзя застраховать страхованием груза. При их повреждении можно обращаться за CMR страхованием, однако, по словам Р. Алексинайте, с учётом стоимости паллет ущерб, скорее всего, будет меньше, чем франшиза, поэтому вопрос страхования паллет не очень актуален. Лучше по-дружески уладить это дело с их владельцем.

Повреждение транспортного средства или дорожных знаков на месте погрузки/разгрузки

Повреждение транспортного средства на месте погрузки/разгрузки тоже возможно. Обычно перевозчики застраховывают свои тягачи и полуприцепы страхованием Каско. Однако, необходимо обратить внимание на то, что даже этот, казалось бы, самый надёжный вид страхования покрывает ущерб перевозчика не во всех случаях. В общих правилах Каско говорится, что повреждение транспортного средства в ходе погрузочно-разгрузочных работ не является страховым случаем, однако, если для перевозчика этот момент актуален, то его можно включить в договор Каско.  Сколько такая «прихоть» будет стоить, зависит от других условий договора, страховой истории перевозчика и т.д. Как уже не раз говорилось, любой страховой договор носит индивидуальный характер.

Ну, а если перевозчику «посчастливилось» повредить на территории склада или терминала, например, дорожные знаки, то в этом случае ущерб покроет полис ОСАГО.

На месте погрузки выясняется, что автомобиль не пригоден для перевозки

Как быть в том случае, если автомобиль находится на месте погрузки, но перед началом погрузки выясняется, что он не пригоден к перевозке (например, автомобиль грязный, из полуприцепа доносится неприятный запах, в автомобиле не хватает крепёжных материалов и т.д.)?

По словам Р. Алексинайте, в таких случаях выход очень простой – если автомобиль не пригоден к перевозке, то и грузить в него груз тоже нельзя. Однако, если всё же погрузочные работы начнутся, то и ответственность надо делить пополам. «Если грузоотправитель решил грузить груз в непригодный для перевозки автомобиль, а перевозчик знал, что не должен осуществлять перевозку, но всё-таки рискнул это сделать, то возможно распределение вины и ответственности. Обычно подача непригодного к перевозке автомобиля считается неприбытием на место погрузки, и в таких случаях применяются договорные штрафы или поднимается вопрос о возмещении ущерба», – говорит адвокат.

Таким образом, застраховаться от ущерба на месте погрузки или разгрузки вполне возможно. Однако, объёмы дополнительных страховых услуг, предлагаемые отдельными страховщиками, могут отличаться. Одни страховщики могут включить ущерб на местах погрузочно-разгрузочных работ в договоры, другие – нет, но они могут предложить не договор о страховании ответственности перевозчика, а договор о страховании ответственности транспортного оператора, который охватывает не только перевозку, но и погрузочно-разгрузочные работы, другие складские услуги и т.д. Если говорить об ущербе, причиняемом транспортным средствам, то его обычно покрывает страхование Каско, однако, как уже говорилось, необходимо внимательно читать списки нестраховых случаев и изучать объём страховой защиты.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0