Какое влияние оказывают водители из третьих стран на литовский транспортный рынок (II)
В первой части публикации мы говорили о том, что водителей грузового транспорта в Литве остро не хватает, поэтому «Linava», при поддержке государственных учреждений, старается ускорить и упростить процесс трудоустройства водителей из третьих стран в такой мере, чтобы литовские перевозчики наконец-то смогли покрыть этот дефицит. Однако, не может ли быть так, что проблем с водителями из третьих стран больше, чем может показаться на первый взгляд, и что соотношение «цены и качества», о котором довольно положительно отозвались как отдельные перевозчики, так и ассоциация «Linava», на самом деле складывается не в их пользу? Наконец, нужно ли Литве такое количество водителей, какое, по статистике, принимается на работу?
На одном водительском форуме мы наткнулись на довольно резкое мнение (приводим дословный перевод): «Дешёвые белорусские и украинские водители просто наводнили Европу. Их полно в автомобилях с литовскими, польскими, латвийскими регистрационными номерами. Наши работодатели „завозят“ дешёвую рабочую силу из третьих стран, „делают“ разрешения на работу, а в это время мы, литовские водители, теряем свои рабочие места только потому, что не соглашаемся работать за низкую зарплату. Огромное количество белорусов и украинцев и в помине не слышали о режиме труда и отдыха, поэтому „наши“ транспортные менеджеры гоняют их как собак. Настало время принимать меры по прекращению трудоустройства иностранцев. Может быть, среди вас найдутся юридически подкованные водители, способные составить петицию – мы бы её подписали. Думаю, найдётся немало потерпевших от трудоустройства иностранцев в наши литовские фирмы». Этот текст человек написал в конце прошлого года.
Редакция CargoNews.lt не могла остаться равнодушной к этому «зову души», поэтому решила обратиться в Профсоюз работников грузового транспорта (ПСРГТ) и выяснить, является ли это мнение личным мнением одного человека, или оно выражает общую позицию литовских водителей.
Что говорит водительский профсоюз
В ПСРГТ нам ответили следующее: «На самом деле не хватает не водителей, а дешёвой рабочей силы. Если бы работодатели платили приличную зарплату, если бы они уважали своих водителей, то спрос на этих сотрудников сократился бы больше, чем наполовину. Работодатели обещают платить 70-80 евро в день, а когда приходит день зарплаты, начинаются различные вычеты за перерасход топлива, фактические и мнимые ущербы и так далее. Поэтому литовские водители эмигрируют, а на их место приходят украинцы и белорусы, которые согласны не только на более низкую зарплату, но и на нарушения (зачастую сами того не зная) режима труда и отдыха».
По мнению ПСРГТ, позитивной конкуренции нет. «Для того, чтобы получить 95 код, литовские водители должны пройти отдельное обучение, наличие которого отмечается в водительском удостоверении. Между тем украинским водителям достаточно иметь отдельный лист на 95 код, без отметки в водительском удостоверении. Ни для кого ни секрет, что этот лист выдаётся даже без знания литовского языка, или когда человек работает в одном городе, а „учится“ в другом. Хуже всего, что иностранцы „бьют“ по зарплате не только тем, что соглашаются на меньшую сумму, но и незнанием местного трудового законодательства и своих прав. У нас были случаи, когда к нам обращались украинские водители с просьбой о помощи, потому что работодатели запугивали их расправой, грозились не выпустить из страны и т.д.».
В этой связи следует отметить, что Артурас Тельментас, член президиума «Linava» и председатель Комитета по социальным вопросам, недавно выразил надежду на то, что профсоюзы и представители ассоциации обратятся в соответствующие министерства и Сейм и потребуют, чтобы у белорусских и украинских водителей была возможность привозить с собой в Литву семьи, так как этот неокончательно решённый вопрос оборачивается для перевозчиков проблемой (когда иностранные водители причиняют литовским компаниям ущерб, возвращаются домой и, таким образом, избегают ответственности). А. Тельмантас привёл в пример историю, когда один белорусский водитель причинил литовской транспортной компании ущерб на сумму в 17 000 евро и вернулся в Беларусь. Суд не мог ничего сделать, так как в соответствии с белорусским законодательством, нельзя в качестве возмещения ущерба конфисковать имущество, принадлежащее супругу/супруге провинившегося сотрудника (в данном случае это был дом, принадлежавший жене водителя). Считается, что если бы водители из третьих стран жили в Литве со своими семьями, им не пришлось бы никуда уезжать, следовательно, взыскать причинённый ущерб было бы легче.
Похоже, что основная мысль ПСРГТ насчёт отношения литовских работодателей к иностранным водителям сводится к следующему: «Работодатели во весь голос кричат, что доверять этим водителям нельзя, что они причиняют ущерб и затем просто-напросто убегают из страны, но тем не менее, работодатели считают их дешёвой рабочей силой. Если проверить крупные литовские транспортные компании, то мы увидим, что в основном там работают украинцы. По-видимому, за счёт меньших зарплат работодатели покрывают весь причиняемый ущерб. По нашим сведениям, если на одно рабочее место претендует литовский и украинский водитель, работодатель, скорее всего, примет на работу украинского водителя». Оно и понятно – ведь в Литве украинский водитель будет зарабатывать больше, чем на родине, поэтому, скорее всего, будет дорожить своим рабочим местом.
«Мы не против иммиграции рабочей силы – всем понятно, что этот процесс не остановить. Мнения насчёт качества труда могут быть разными, но мы считаем, что качество от национальности не зависит. Главное, чтобы власти понимали, что условия труда должны быть одинаковыми как для литовских, так и для иностранных водителей, и строго следовали этой позиции. Водители должны получать зарплату, а не подачки в конвертах», – подчеркнули в ПСРГТ.
Интересно и то, что недавно Министерство социальной защиты и труда подготовило проект поправок к Закону о правовом положении иностранных граждан в Литве, согласно которому, зарплата, выплачиваемая иностранному гражданину, не может быть меньшей той, которую за аналогичную работу получает гражданин Литвы. Если аналогичного по роду занятий литовского сотрудника нет, то зарплата иностранного гражданина не может быть меньше среднемесячной валовой зарплаты в литовском хозяйстве (включая данные индивидуальных предприятий), объявляемой Департаментом статистики за учётный период деятельности отдельных экономических отраслей (с содержанием проекта поправок на литовском языке можно ознакомиться здесь).
Вполне понятно, что подобные изменения могут уменьшить привлекательность трудоустройства граждан из третьих стран в Литве, поэтому перед тем, как принять эти поправки, Сейм должен тщательно взвесить, какое влияние это решение окажет на конкурентоспособность литовских перевозчиков.
Загадка
Для того, чтобы понять масштаб трудоустройства водителей из третьих стран, редакция CargoNews.lt обратилась за статистикой в соответствующие учреждения. В Департаменте миграции нам точных цифр не предоставили, однако отмели, что в нынешнем году за выдачей национальной рабочей визы в департамент обратились 8500 иностранных водителей-международников, а за выдачей временного вида на жительство – 3800. По данным департамента, в прошлом году за выдачей временного вида на жительство обратились 6450 иностранных сотрудников (не считая представителей высококвалифицированных профессий) – более половины из них были водители-международники. А национальные визы получили чуть более 17 тыс. человек – в большинстве это были иностранные водители.
Литовская Биржа труда (БТ) представила более точную статистику. В течение первых девяти месяцев 2016 года в Литву для работы на законных основаниях прибыло на 170 проц. больше иностранцев, чем в 2014 году (14 525 человек, по сравнению с 5382 в 2014 году). В течение трёх последних лет количество прибывающих на работу в Литву водителей составляет примерно 80 проц. всех трудоустроенных в Литве иностранцев (из них 60 проц. – это украинские водители, 30 проц. – белорусские). В общей сложности, как утверждает БТ, в 2016 году в Литве нашли работу 15 973 иностранных водителей. В январе-феврале 2017 г. литовские транспортные компании приняли на работу 1 346 иностранных водителей.
Тем, кого не убедили эти впечатляющие цифры, приводим статистику Государственной дорожно-транспортной инспекции (ГДТИ) о количестве выданных специальных водительских удостоверений (не путать с водительскими правами!) для компаний-перевозчиков, у которых есть право заниматься международными грузоперевозками, и которые приняли на работу водителей, не являющихся ни гражданами, ни постоянными жителями Европейского Союза (заметим, что эти документы выдаются на время, не превышающее действия имеющейся профессиональной квалификации, но не более, чем на 5 лет). В 2014 году ГДТИ выдала 6 715 таких специальных удостоверений, в 2015 г. – 6 959, в 2016 г. – уже 9 866, а в 2017 г. (до окончания сентября) – 15 108. Напомним, что при изменении данных о водителе/перевозчике, такие специальные удостоверения необходимо заменить, поэтому в годовую статистику попала и повторная выдача, но так или иначе, существенного влияния на общую тенденцию эта информация не оказывает.
А теперь, внимание – вопрос ! Если «Linava» и ПСРГТ утверждают, что литовским транспортным компаниям не хватает 5-8 тыс. водителей, но статистика официальных учреждений говорит о том, что литовские перевозчики принимают на работу вдвое больше, то куда подевались остальные 7-8 тысяч?
Как отметил один из участников водительского форума, «если щедрые литовские власти будут продолжать с лёгкой руки выдавать им (иностранным водителям – прим. редакции) разрешения на работу в Литве якобы потому, что литовских водителей не хватает, эти иностранцы смогут спокойно по полгода работать в Германии или во Франции. Они управляют грузовыми автомобилями с литовскими регистрационными номерами, потому что литовские владельцы автомобилей (литовские работодатели) отправляют эти автомобили на работу в западноевропейские экспедиторские компании».
Кроме того, вполне возможно, что иностранные водители принимаются на работу не только для возмещения недостатка местных литовских водителей, но и в качестве потенциала для дальнейшего развития деятельности транспортных компаний на международном уровне (в первую очередь, в странах Западной Европы, где нехватка местных водителей также чувствуется довольно остро, и эту нишу «своими» водителями рады заполнить восточноевропейские перевозчики). Тут уж нельзя не согласиться с заявлениями о «социальном демпинге», и ещё менее убедительно звучат постоянные жалобы литовских перевозчиков на то, что они едва сводят концы с концами.
***
В заключение можно сказать, что водителей грузовых автомобилей в Литве не хватает и, скорее всего, будет не хватать (хотя если тенденция их иммиграции в Литву будет расти по той же кривой, то через некоторое время ситуация может стабилизироваться). Этот дефицит мог бы быть меньше, если бы литовские работодатели платили своим литовским водителям бóльшую зарплату и уважительно относились к их тяжёлому труду (не говоря уж о довольно низкой популярности этой нелегкой профессии среди молодого поколения). С другой стороны, компаниям необходимо поддерживать конкурентоспособность, поэтому литовские водители отправляются на работу в Западную Европы, а на их место приходят украинцы и белорусы, хотя принять их на работу порой бывает затруднительно, кроме того, они не всегда отличаются высоким качеством труда. Однако, иностранные водители соглашаются на меньшую зарплату и, в основном, ценят свою работу хотя бы потому, что у них на родине ещё хуже. В улучшении условий трудоустройства иностранных водителей активное участие принимает «Linava» – усилия ассоциации дают положительные результаты, поэтому вполне возможно, что всё это будет способствовать дальнейшему активному трудоустройству водителей из третьих стран в Литве. Похоже, что их роль в литовском транспортном секторе будет только усиливаться, так как возможные убытки работодатели могу «амортизировать» за счёт относительно небольших затрат на содержание таких водителей.
Один белорусский водитель, работающий в настоящее время в Литве, охарактеризовал ситуацию следующим образом: «Если мне надоест работать в Литве, и в Беларуси появится работа с нормальной зарплатной, я, возможно, вернусь работать в Беларусь. Опять же – если мне что-то не понравится в Беларуси, я всегда смогу поехать в Литву или в Польшу с уверенностью, что найду там работу в любой компании» (подробнее о том, что о работе в Литве думают водители из других стран, читайте здесь ). Такие вот настали времена… Правда, если Сейм одобрит инициативу Министерства социальной защиты и труда по уравнению зарплат литовских и иностранных водителей, то это решение, скорее всего, подкорректирует ситуацию в пользу местных водителей. Но перевозчики народ отчаянный, они легко не сдаются.
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.