Каботаж в ЕС – руководство к действию и последние новости из Брюсселя

European flags.

Сегодня каботажные перевозки являются в Европе делом популярным, прибыльным, но хлопотным – требующим знания не только европейского, но и национального законодательства разных стран. Поэтому многие перевозчики хотели бы, но толком не понимают, как ими заниматься, как подступиться к этому «каботажу» – как говорится, «слышали звон, да не знают, где он». Дополнительный сдерживающий фактор – участившиеся в последнее время сообщения из Брюсселя о планах руководства ЕС в рамках обсуждаемого «Пакета мобильности» изменить его более или менее устоявшиеся правила. В этой связи редакция CargoNews.lt решила помочь перевозчикам разобраться в нюансах каботажной деятельности.

Правовое регулирование

Начать следует с правовых норм, которые сейчас регламентируют каботаж на уровне ЕС. С 14 мая 2010 г. в Европейском Союзе действует утверждённый Европарламентом и Советом Европы Регламент № 1072/2009 (на русском языке доступен здесь, на литовском и других европейских языках – здесь),третья глава которого установила единые принципы и правила каботажных перевозок во всех странах Евросоюза (их детальное юридическое разъяснение на литовском языке можно найти на нашем сайте).

Ключевыми являются следующие положения вышеупомянутого документа:

1. Перевозчик, выполнивший международную перевозку, с момента её завершения на том же транспортном средстве может совершить не более трёх каботажных перевозокв течение семи дней (то есть последняя каботажная выгрузка должна быть произведена в течение семи дней с момента последней выгрузки, произведённой в рамках международной перевозки)

2. В течение семи дней перевозчик может совершить одну или три каботажных перевозки в любом государстве-члене ЕС, но не более одной каботажной перевозки в государстве-члене ЕС в течение трёх дней с момента порожнего въезда на территорию данного государства.

3. Перевозчик должен предоставить явные доказательства выполненной международной и каждой каботажной перевозки, касающиеся его самого; грузоотправителя; грузополучателя; характера и массы груза, а также мест его получения и доставки; транспортного средства и так далее (полный список требований изложен в Регламенте).

4. Очень важно – выполнение каботажных операций, если иное не предусмотрено законодательством ЕС, регулируется правом государства-члена ЕС: в частности, когда речь идёт об условиях договора перевозки, весе и габаритах транспортного средства, требованиях к перевозке отдельных категорий товаров, времени работы и отдыха, а также НДС транспортных услуг.

Разумеется, за несоблюдение правил каботажных перевозок грозят санкции, которые устанавливаются государствами-членами ЕС по их усмотрению (предупреждение, штраф, временный запрет на выполнение каботажных операций), и в результате перевозчик даже может лишиться лицензии.

Ветер перемен – кто за что

Регламент действует и сегодня, но недавно Еврокомиссия (европейское правительство) разработало так называемый «Пакет мобильности» (подробнее о нём на нашем сайте), в рамках которого предлагается изменить и правила каботажа, а именно – не ограничивать количество каботажных перевозок в течение пяти дней, поскольку большое количество большегрузного транспорта в Европе (в 2015 г. – 23%) ездит пустым (больше информации на английском языке о планируемых новшествах здесь и здесь).

Однако, как и следовало ожидать, далеко не все в восторге от задумки Еврокомиссии. Как пояснили нашей редакции в Минтрансе Литвы: «Каботажная перевозка это по сути ограничение рынка, поэтому главная проблема, по мнению министерства – предложение сохранить действующие ограничения, что не позволит нашим перевозчикам больше работать в других странах. Считаем, что очень трудно оправдать каботажные ограничения, если в рамках «Пакета мобильности» будут значительно нивелированы различия стран в социальной сфере. Если в Европе перевозчикам из Литвы и других стран придётся работать в равных условиях, мы хотели бы, чтобы рынки других стран стали куда более открытыми для конкуренции, чем сейчас».

В то же время в Минтрансе сожалеют о том, что не все страны ЕС согласны с таким подходом – многие из них предлагают для начала укрепить социальную сторону рынка дорожного транспорта и только потом говорить о его либерализации. «Литва придерживается принципа последовательной интеграции ЕС: предлагает углублять социальную интеграцию и создавать общий рынок одновременно. Сегодня переговоры продолжаются: как Совет Европы, так и Европарламент всё ещё не определились со своей позицией. Литва хотела бы, чтобы договорённость о новых правилах была достигнута до середины следующего года, но может так случиться, что результаты придётся ждать ещё несколько лет», — подытожили в литовском Министерстве транспорта и коммуникаций.

Примечательно, что его пресс-служба тактично не назвала страны ЕС, которые не согласны с позицией Литвы и других «периферийных» стран Евросоюза. Однако это не секрет. Как уже писала наша редакция, против выступают в частности государства, входящие в состав «Alliance du Routier» (рус. Дорожный союз) – Германия, Франция, Италия и другие (то есть, богатые старожилы ЕС) – которые, предположительно, рассчитывают на то, что выгодные им нормы «Пакета мобильности» (в том числе в области каботажа и связанных с ним правил командировки сотрудников транспортных предприятий) удастся «протолкнуть» во время начинающегося в июле председательства в ЕС Австрии.

Это редакции от части подтвердили и в ассоциации литовских перевозчиков «Linava». Как сказано в её ответе на наш запрос: «Страны Западной Европы или «старожилы» ЕС хотят ужесточить правила каботажа и ограничить попадание на их рынок перевозчиков из «новичков» Евросоюза, в том числе из Литвы. Они создали так называемый «Дорожный союз», от имени которого не раз заявляли о том, что надо не только ограничить число дней на каботаж и количество его операций, но и предусмотреть «охладительный» период (в течение которого каботаж был бы запрещён), а также регулярное возвращение водителей домой (их удовлетворило бы возвращение раз в две недели). «Linava» считает, что в учредительных договорах и долгосрочных стратегиях транспортной политики ЕС закреплён принцип свободного предоставления транспортных услуг. В частности, в транспортной «Белой книге» Евросоюза до 2020 года планируется создать единое европейское транспортное пространство, в том числе предусматривающее отмену всех каботажных ограничений».

По словам «Linava»: «Литовские перевозчики всегда надеялись на то, что в конечном итоге смогут свободно предоставлять свои услуги во всём Евросоюзе. Сейчас нас очень беспокоит то, что дискуссии в институциях ЕС развиваются в другом направлении – ограничение каботажа обосновывается социально-экономическими различиями членов Евросоюза. При этом перевозчики нашей страны уже соблюдают требования по зарплате в Германии, Франции, Италии, Австрии и других государствах, поэтому такие аргументы безосновательны».

Что касается перспектив развития ситуации, то в «Linava» уверены в том, что какие-то изменения точно будут, и надеются на помощь литовских политиков в принятии благоприятных решений в Европарламенте и Совете Европы. Тем не менее, с учётом медленности европейской бюрократической машины и предстоящих в следующем году выборов в Европарламент, дискуссии могут затянуться на несколько лет, а это значит, что собирающимся заняться каботажными операциями перевозчикам надо исходить из того, что есть.

Вместо заключения

Когда эта статья была закончена, из Европарламента пришло сообщение о том, что принятие «Пакета мобильности» – в том числе положений, касающихся каботажа – провалилось. Все подготовленные предложения были возвращены в Транспортный комитет на доработку. В принципе, это неплохая новость для литовских перевозчиков, поскольку сохраняется шанс добиться для себя более благоприятных условий (включая каботаж). С другой стороны, под давлением западноевропейских стран всё может стать ещё хуже, чем могло бы быть. Как бы там ни было, конца дискуссиям евробюрократов пока не видно, и стоит углубиться в детали действующего каботажного порядка(в частности в странах, где совершается больше всего каботажных операций). Об этом – во второй части нашей статьи…

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

kontrole

Литовская таможня усилит контроль за транзитными грузовиками из России и Белоруссии

В связи c тем, что водители грузовиков из третьих стран стали чаще незаконно сливать топливо в Литве во время так называемого калининградского транзита, литовская таможня решила усилить проверки этих транспортных средств.

2025-02-18 102
0
Denmark

Проблемы с дорожными сборами в Дании

Сообщается, что перевозчики сталкиваются с проблемами (получением необоснованных штрафов) при оплате дорог в Дании, где начала действовать новая система взимания дорожных сборов.

2025-02-13 49
0
kz_flag

О перевозках в Казахстан и Узбекистан после передачи груза (ДОПОЛНЕНО новым решением Казахстана)

Белорусская ассоциация перевозчиков БАМАП проинформировала о том, что письмом от 27.09.2023 (поступило 02.10.2023) Комитет транспорта Министерства транспорта Республики Казахстан уведомил Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о проведении работ по государственной регистрации нормативного правового акта, предусматривающего возобновление запрета по перевозке грузов путем «перецепки/перегрузки» грузовых автотранспортных средств Республики Беларусь, а также о том, что вступление в законную силу данного нормативного правового акта планируется с 9 октября 2023 г.

2025-02-12 1 455
0
baltic_transline

У еще одной литовской компании проблемы с водителeм? (ДОПОЛНЕНО)

СМИ сообщили о том, что у литовского перевозчика «Baltic Transline» возникли серьезные проблемы с водителями из третьих стран. Подробнее — здесь и здесь. Поскольку в таких случаях важно услышать все стороны, мы попросили компанию прокомментировать ситуацию.

2025-02-07 185
0