Издержки литовский системы контроля иностранных перевозчиков – вина без вины? (дополнено)

vinjete

Сегодня покупка виньетки в Литве связана с контролем того, как иностранные перевозчики используют литовские разрешения. Однако, как выяснилось, с этим могут возникнуть проблемы, из-за которых перевозчику грозит крупный штраф. Редакция «Cargonews» разбиралась в истории, которая может произойти с каждым.

В каком-то смысле эта история началась в ноябре прошлого, когда в редакцию обратился литовский перевозчик, у которого возник вопрос о том, как в Литве контролируется использование иностранными перевозчиками литовских разрешений (к слову, литовские перевозчики часто жалуются на то, что местные контрольные органы недостаточно хорошо контролируют иностранных перевозчиков, которые нарушают правила использования разрешений и таким образом получают существенное конкурентное преимущество). Тогда мы попросили разъяснить ситуацию Литовскую администрацию транспортной безопасности (ЛАТБ).

Там нам сказали, что существует указ министра транспорта Литвы, в 10 пункте которого сказано, что при покупке электронной виньетки иностранный перевозчик должен указать номер и тип используемого литовского разрешения. Казалось бы, что может быть проще – указал, купил виньетку, поехал. Однако, в ЛАТБ также отметили: «Сейчас такая фиксация реально происходит при покупке виньетки через интернет, а с заправками есть проблемы. Из-за технических возможностей на заправке нет возможности ввести информацию о разрешении. Но в данном направлении ведётся активная работа, и в будущем эта проблема будет решена».

Тогда мы не придали этому особого значения – просто помогли перевозчику получить ответ на интересующий его вопрос. Но, как говорится, где тонко там и рвётся. Только «порвалось» не на заправке, а в банке.

Как нам рассказал юрист адвокатской конторы VERUM Миндаугас Шимкунас, российский водитель заехал в литовский банк, чтобы купить виньетку. Во время покупки виньетки он предоставил сотруднице банка все необходимые данные о своём разрешении (дал ей его). Также, по словам водителя, он дополнительно спросил, не должен ли быть указан номер и тип разрешения в выданном ему сотрудницей документе, на что получил ответ, что всё будет видно в интернет-пространстве (есть предоставленная банком видеозапись общения водителя с сотрудницей банка).

Дальше водителя остановила литовская транспортная инспекция, которая заявила, что номер и тип разрешения нигде не указаны. А как сказано в ч. 17 ст. 450 Кодекса административных правонарушений Литвы, « (…) когда данные разрешения (номер разрешения и его тип) не введены в Информационную систему дорожного движения по дорогам государственного значения, на водителей налагается штраф от двух до трёх тысяч евро».

Иными словами, поставщик услуги по продаже виньеток (банк в лице своей сотрудницы) предоставил услугу ненадлежащим образом, в результате чего водителю был нанесён значительный финансовый ущерб (2-3 тысячи евро это не 20-30 евро). При этом надо отметить, что существует указ директора Дирекции автомобильных дорог Литвы о предоставлении услуг по сбору дорожного налога, в котором (пункт 4.2.13) сказано: «Поставщик обязуется за свой счёт защитить Заказчика от любых исков, требований, убытков и ущерба, возникшего из-за любого действия или бездействия Поставщика или Субпоставщика при предоставлении Услуг».

В связи с этим возникает вопрос – как сделать так, чтобы водителю ничего не надо было платить? Официальное разбирательство по этому делу в ЛАТБ ещё только предстоит, но уже сейчас вырисовываются два варианта развития событий.

Первый – ЛАТБ, убедившись в том, что водитель сделал всё, что от него зависело (подал сотруднице банка разрешение для внесения данных о нём в информационную систему и не мог сесть на её место, чтобы сделать это самостоятельно), отменит штраф. Второй – поскольку есть факт отсутствия данных о разрешении в информационной системе, штраф останется в силе, а дальше водитель, заплатив штраф, сможет потребовать, чтобы соответствующие убытки ему компенсировал банк, по чьей вине он их понёс.

Такое развитие событий подтвердил и М. Шимкунас, который отметил: «Думаю, что или наш клиент не получит штраф, или, заплатив наложенный штраф, клиент будет требовать компенсацию у банка за ненадлежащее предоставление услуги и должен её присудить». Чтобы расставить все точки над «i», мы попробовали получить и комментарий ЛАТБ, но там ожидаемо ответили, что не могут комментировать ситуацию до завершения дела. 

Обобщая, можно сказать, что теоретически (юридически) в сложившихся обстоятельствах водитель должен выйти сухим из воды, но когда речь идёт о литовской бюрократической машине и правовой системе, возможны различные «чудеса». Поэтому дождёмся финала истории, о котором редакция сообщит дополнительно.

P.S. Сообщаем, что дело водителя будет прекращено, и штраф он не получит.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

kontrole

Литовская таможня усилит контроль за транзитными грузовиками из России и Белоруссии

В связи c тем, что водители грузовиков из третьих стран стали чаще незаконно сливать топливо в Литве во время так называемого калининградского транзита, литовская таможня решила усилить проверки этих транспортных средств.

2025-02-18 102
0
Denmark

Проблемы с дорожными сборами в Дании

Сообщается, что перевозчики сталкиваются с проблемами (получением необоснованных штрафов) при оплате дорог в Дании, где начала действовать новая система взимания дорожных сборов.

2025-02-13 49
0
kz_flag

О перевозках в Казахстан и Узбекистан после передачи груза (ДОПОЛНЕНО новым решением Казахстана)

Белорусская ассоциация перевозчиков БАМАП проинформировала о том, что письмом от 27.09.2023 (поступило 02.10.2023) Комитет транспорта Министерства транспорта Республики Казахстан уведомил Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о проведении работ по государственной регистрации нормативного правового акта, предусматривающего возобновление запрета по перевозке грузов путем «перецепки/перегрузки» грузовых автотранспортных средств Республики Беларусь, а также о том, что вступление в законную силу данного нормативного правового акта планируется с 9 октября 2023 г.

2025-02-12 1 455
0
baltic_transline

У еще одной литовской компании проблемы с водителeм? (ДОПОЛНЕНО)

СМИ сообщили о том, что у литовского перевозчика «Baltic Transline» возникли серьезные проблемы с водителями из третьих стран. Подробнее — здесь и здесь. Поскольку в таких случаях важно услышать все стороны, мы попросили компанию прокомментировать ситуацию.

2025-02-07 183
0