Если CMR выглядит непривычно

cmr

Международная автодорожная накладная, или CMR накладная – это документ, который регламентирует перевозку всех видов грузов автомобильным транспортом. Редакция попыталась выяснить, возможны ли в заполнении этой накладной «импровизации» и отклонения от установленных правил.

Кратко о CMR Конвенции и CMR накладной

Этот документ (CMR Конвенция) применяется тогда, когда места погрузки и доставки груза находятся в разных государствах. Кроме того – по крайней мере одно из государств обязано быть участником CMR Конвенции. CMR накладная определяет ответственность за причинённый в процессе перевозки ущерб. CMR предназначена исключительно для автодорожных перевозок; контейнеры или съемные кузова («swap body») не считаются транспортными средствами.

В CMR накладной мы привыкли видеть, по крайней мере, три разноцветных листа. Форма и бумага документа предполагает его заполнение всего лишь один раз (т.е. на двух других листах видна та же информация, которая внесена на первом листе). А чтобы вы делали, если бы получили CMR накладную на обыкновенных белых листах бумаги, написанную от руки или отпечатанную на обычном принтере?

Требования

В статьях CMR Конвенции № 6 и № 7 предусмотрено заполнение этого документа.

Статья № 6

1. Накладная должна содержать следующие данные:

a) дата накладной и место её составления;

b) наименование и адрес отправителя;

c) наименование и адрес перевозчика;

d) место и дата принятия груза к перевозке и место его доставки;

е) наименование и адрес получателя;

f) принятое обозначение характера груза и типа его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение;

g) число грузовых мест, их специальная маркировка и нумерация мест;

h) вес груза брутто или количество груза, выраженное в других единицах измерения;

i) платежи, связанные с перевозкой (стоимость перевозки, дополнительные платежи, таможенные пошлины и сборы) а также другие платежи, взымаемые с момента заключения договора и до сдачи груза;

j) инструкции, требуемые для выполнения таможенных и других формальностей;

k) указание, что перевозка осуществляется независимо от любых оговорок согласно положениям настоящей Конвенции.

2. В случае необходимости, накладная должна также содержать следующие указания:

a) указание, что перегрузка не разрешается;

b) расходы, которые отправитель принимает на свой счет;

c) сумму наложенного на груз платежа, подлежащего возмещению при сдаче груза;

d) заявленная стоимость груза и сумма, представляющая дополнительную ценность его получателю;

е) инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;

f) согласованный срок выполнения перевозки;

g) перечень документов, переданных перевозчику.

3. Договаривающиеся стороны могут внести в накладную любое иное указание, которое будет ими признано необходимым.

Статья № 7

1. Отправитель несет ответственность за все издержки перевозки и убытки, причиненные ему вследствие неточности или недостаточности:

a) указаний, приведенных в подпунктах b), d), e), f), g), h), j) пункта 1 статьи 6;

b) указаний, приведенных в пункте 2 статьи 6;

c) всех иных указаний или инструкций, которые даются отправителем для составления накладной или для включения в нее.

2. Если по просьбе отправителя перевозчик вносит в накладную указания, приведенные в пункте 1 настоящей статьи, признается, поскольку не доказано обратное, что это им сделано от имени и за счет отправителя.

3. Если накладная не содержит указаний, предусмотренных в пункте 1 k) статьи 6, перевозчик отвечает за все расходы и за все убытки, которые могут быть причинены правомочному в отношении груза лицу вследствие такого упущения.

В статьях № 6 и № 7 предусмотрены основные правила заполнения накладной. В них не сказано, что накладная должна быть цветной, не установлена единая форма накладной. Все требования относятся исключительно к её содержанию, поэтому CMR накладная может быть составлена от руки или отпечатана на обыкновенном принтере. В Конвенции также не говорится о требованиях относительно бумаги, на которой должна быть отпечатана накладная. Так можно ли проявлять «произвол» и составлять этот документ на любом листе бумаги, если закончатся привычные бланки CMR накладной?

Главное – содержание и подписи

Адвокат Реда Алексинайте в первую очередь обращает внимание на то, что главная запись в CMR накладной – это запись о том, что перевозка осуществляется согласно условиям CMR. Необходимо, чтобы оригинальные подписи были, по крайней мере, на трех её экземплярах – остальные могут быть скопированы с оригиналов.

Р. Алексинайте подчёркивает, что силу документа CMR накладная имеет лишь в том случае, если её подписали обе стороны – грузоотправитель и перевозчик. В исключительных случаях вместо подписей могут быть поставлены их печати.

Составление этого документа – обязанность, как правило, грузоотправителя, а не перевозчика. Перевозчик может заполнить накладную по просьбе грузоотправителя. В этом случае CMR накладная составляется на основании данных, которые предоставил грузоотправитель. Водителям приходится всё это делать от руки, поэтому само-копирующая бумага в таких случаях может быть удобным решением.

Между тем у грузополучателя, который столкнулся с нестандартной CMR, права выбора нет. Он обязан поставить свою подпись на такой накладной и подтвердить факт доставки груза. Адвокат уверяет, что не помнит в своей практике такого случая, чтобы грузополучатель отказался расписаться в накладной только потому, что она необычная.

Никто не отрицает, что CMR накладные «собственного производства» используются не так часто – они не так удобны, как отпечатанные в типографии. Но если есть необходимость, бланк CMR накладной можно составить, заполнить и отпечатать на обыкновенной бумаге. В этом есть некоторое преимущество – «цветные» накладные стоят примерно 30 центов за один бланк, а печатая документ на обыкновенной бумаге, можно сэкономить. Поэтому если у вас закончились бланки – смело составляйте и печатайте накладную на обыкновенной белой бумаге. Ниже приводим пример такой накладной.

CMR

Комментарии

Rivča Inga 2014-11-07 09:13

Что в этой статье актуальное если она в этом разделе Актуалии? На 2/3 статьи переписан текст конвенции у которой возраст больше как Вам и мне! И это считается важная актуалия? Заголовок статьи кричащий, а в самой статье туфта и противоречивая, некем необоснованная информация в доводах! Что значит непривычная ЦМР? Нету установленной формы бланка, ее цвета, качества бумаги или цвета чернила вообще, есть только обязательные данные которая она должна содержать и должна быть в писменном виде. Если Вам инвойс пришлют цветной- Вы что, по цвету будете решать оплачивать его или нет? Ну а это- Составление этого документа – обязанность, как правило, грузоотправителя, а не перевозчика. Вам это кто и где учил или где прочитали??? Про количество экземпляров у вас хоть есть понятия у самих - от чего оно зависит? Как Вы с 3+копии собираетесь например из Литвы поехать в Украину через Беларусь? Могу сделать вывод что у автора статьи нет понятия что в транспортном бизнесе актуально, ну а пару сделанных выводов абсурдны и оспареваемы!


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0