Если CMR выглядит непривычно
Международная автодорожная накладная, или CMR накладная – это документ, который регламентирует перевозку всех видов грузов автомобильным транспортом. Редакция попыталась выяснить, возможны ли в заполнении этой накладной «импровизации» и отклонения от установленных правил.
Кратко о CMR Конвенции и CMR накладной
Этот документ (CMR Конвенция) применяется тогда, когда места погрузки и доставки груза находятся в разных государствах. Кроме того – по крайней мере одно из государств обязано быть участником CMR Конвенции. CMR накладная определяет ответственность за причинённый в процессе перевозки ущерб. CMR предназначена исключительно для автодорожных перевозок; контейнеры или съемные кузова («swap body») не считаются транспортными средствами.
В CMR накладной мы привыкли видеть, по крайней мере, три разноцветных листа. Форма и бумага документа предполагает его заполнение всего лишь один раз (т.е. на двух других листах видна та же информация, которая внесена на первом листе). А чтобы вы делали, если бы получили CMR накладную на обыкновенных белых листах бумаги, написанную от руки или отпечатанную на обычном принтере?
Требования
В статьях CMR Конвенции № 6 и № 7 предусмотрено заполнение этого документа.
Статья № 6
1. Накладная должна содержать следующие данные:
a) дата накладной и место её составления;
b) наименование и адрес отправителя;
c) наименование и адрес перевозчика;
d) место и дата принятия груза к перевозке и место его доставки;
е) наименование и адрес получателя;
f) принятое обозначение характера груза и типа его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение;
g) число грузовых мест, их специальная маркировка и нумерация мест;
h) вес груза брутто или количество груза, выраженное в других единицах измерения;
i) платежи, связанные с перевозкой (стоимость перевозки, дополнительные платежи, таможенные пошлины и сборы) а также другие платежи, взымаемые с момента заключения договора и до сдачи груза;
j) инструкции, требуемые для выполнения таможенных и других формальностей;
k) указание, что перевозка осуществляется независимо от любых оговорок согласно положениям настоящей Конвенции.
2. В случае необходимости, накладная должна также содержать следующие указания:
a) указание, что перегрузка не разрешается;
b) расходы, которые отправитель принимает на свой счет;
c) сумму наложенного на груз платежа, подлежащего возмещению при сдаче груза;
d) заявленная стоимость груза и сумма, представляющая дополнительную ценность его получателю;
е) инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
f) согласованный срок выполнения перевозки;
g) перечень документов, переданных перевозчику.
3. Договаривающиеся стороны могут внести в накладную любое иное указание, которое будет ими признано необходимым.
Статья № 7
1. Отправитель несет ответственность за все издержки перевозки и убытки, причиненные ему вследствие неточности или недостаточности:
a) указаний, приведенных в подпунктах b), d), e), f), g), h), j) пункта 1 статьи 6;
b) указаний, приведенных в пункте 2 статьи 6;
c) всех иных указаний или инструкций, которые даются отправителем для составления накладной или для включения в нее.
2. Если по просьбе отправителя перевозчик вносит в накладную указания, приведенные в пункте 1 настоящей статьи, признается, поскольку не доказано обратное, что это им сделано от имени и за счет отправителя.
3. Если накладная не содержит указаний, предусмотренных в пункте 1 k) статьи 6, перевозчик отвечает за все расходы и за все убытки, которые могут быть причинены правомочному в отношении груза лицу вследствие такого упущения.
В статьях № 6 и № 7 предусмотрены основные правила заполнения накладной. В них не сказано, что накладная должна быть цветной, не установлена единая форма накладной. Все требования относятся исключительно к её содержанию, поэтому CMR накладная может быть составлена от руки или отпечатана на обыкновенном принтере. В Конвенции также не говорится о требованиях относительно бумаги, на которой должна быть отпечатана накладная. Так можно ли проявлять «произвол» и составлять этот документ на любом листе бумаги, если закончатся привычные бланки CMR накладной?
Главное – содержание и подписи
Адвокат Реда Алексинайте в первую очередь обращает внимание на то, что главная запись в CMR накладной – это запись о том, что перевозка осуществляется согласно условиям CMR. Необходимо, чтобы оригинальные подписи были, по крайней мере, на трех её экземплярах – остальные могут быть скопированы с оригиналов.
Р. Алексинайте подчёркивает, что силу документа CMR накладная имеет лишь в том случае, если её подписали обе стороны – грузоотправитель и перевозчик. В исключительных случаях вместо подписей могут быть поставлены их печати.
Составление этого документа – обязанность, как правило, грузоотправителя, а не перевозчика. Перевозчик может заполнить накладную по просьбе грузоотправителя. В этом случае CMR накладная составляется на основании данных, которые предоставил грузоотправитель. Водителям приходится всё это делать от руки, поэтому само-копирующая бумага в таких случаях может быть удобным решением.
Между тем у грузополучателя, который столкнулся с нестандартной CMR, права выбора нет. Он обязан поставить свою подпись на такой накладной и подтвердить факт доставки груза. Адвокат уверяет, что не помнит в своей практике такого случая, чтобы грузополучатель отказался расписаться в накладной только потому, что она необычная.
Никто не отрицает, что CMR накладные «собственного производства» используются не так часто – они не так удобны, как отпечатанные в типографии. Но если есть необходимость, бланк CMR накладной можно составить, заполнить и отпечатать на обыкновенной бумаге. В этом есть некоторое преимущество – «цветные» накладные стоят примерно 30 центов за один бланк, а печатая документ на обыкновенной бумаге, можно сэкономить. Поэтому если у вас закончились бланки – смело составляйте и печатайте накладную на обыкновенной белой бумаге. Ниже приводим пример такой накладной.
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.