Дошли до ручки… Важные аспекты возбуждения дела о банкротстве

businessman crying lost in depression sitting on street concrete stairs

Транспортная деятельность во все времена считалась одним из наиболее рискованных в финансовом отношении занятий. Если финансовое положение компании дошло до критического предела, необходимо знать, какие действия должны предпринять руководители (директор и акционеры), чтобы в отношении всех заинтересованных сторон эта ситуация решилась наилучшим образом.

Как сообщает Департамент статистики Литвы, по состоянию на 31 декабря 2016 года в Литве работало 8 029 транспортно-логистических компаний. В 2016 году, по сравнению с 2015 годом, в этом секторе появилось 420 новых компаний. К сожалению, в отношении 256 из всех действующих на рынке в этот момент компаний (3,2 проц.) была возбуждена процедура банкротства.

Ситуации, при которых можно обращаться в суд за возбуждением дела о банкротстве, перечислены в Законе о банкротстве предприятий. Возбуждать дело о банкротстве можно, если компания вовремя не платит зарплату; если она не платит государственные налоги; если она не выполняет имущественные обязательства, указанные в договорах; если у компании нет имущества, за счёт которого она могла бы покрыть свои долги.

В законе также сказано, кто может обращаться в суд с заявление о возбуждении дела о банкротстве. Такое право есть у кредиторов (в том числе и у государственных учреждений – таких, как Фонд социального страхования или Государственная налоговая инспекция), руководителя компании (или другого лица с аналогичной компетенцией) или ликвидатора. Согласно статистике, в последнее время основным инициатором банкротств был Фонд социального страхования («SoDra»): в 2015 году Фонд возбудил 32 проц. всех дел, в 2016 году – 50 проц. всех дел.

Ответственность руководителя

В ст. 8 Закона о банкротстве предприятий говорится, что «если компания не в состоянии и (или) будет не в состоянии расплатиться со своими кредиторами, но кредиторы не обратились по этому поводу в суд, обратиться в суд с просьбой возбудить дело о банкротстве обязан руководитель компании или другие лица в силу своей компетенции. Они обязаны это сделать незамедлительно, не позднее, чем в течение 5 дней после того, как компания стала неплатёжеспособной». В данном случае неплатёжеспособность компании истолковывается как состояние, при котором компания не выполняет свои обязательства, а её просроченные обязательства (долги, невыполненные работы и т.д.) превышают 50 проц. балансовой стоимости её имущества. Правда, в качестве «спасательного круга» акционерам компании отводится 40-дневный срок, чтобы они могли внести средства и поправить финансовое положение компании.

Администратор банкротства Вилюс Глеб объяснил, что это положение связано с уточнением ответственности руководителя компании или другого уполномоченного лица. Если компания обратится в суд в указанные законодательством сроки, то ответственность перед кредиторами понесёт юридическое лицо, а если опоздает – то ответственность перед кредиторами понесёт лично её руководитель. В Законе о банкротстве предприятий также сказано, что в случае, если указанные лица вовремя не обращаются в суд, они обязаны возместить кредиторам ущерб, который они понесли вследствие подобных халатных действий руководителей. Кроме того, за опоздание обратиться в суд по поводу возбуждения дела о банкротстве ответственные лица могут быть наказаны и в соответствии с Кодексом административных нарушений. В КоАН указано, что за подобное действие руководители или другие ответственные представители юридических лиц могут быть наказы штрафом в размере от 1 400 до 3 000 евро. За повторное нарушение – штрафом в размере до 6 000 евро. Несмотря на то, что штрафы довольно большие, сумма ущерба, причинённого кредиторам, может превышать их в несколько раз.

Следовательно, если руководитель или другое ответственное лицо знали, что компания стала неплатёжеспособной, но не обратились в суд по поводу возбуждения дела о банкротстве, то в отношении кредиторов они понесут личную ответственность. Это законодательное положение направлено на то, чтобы руководители своими действиями (или бездействием) не могли ещё больше ухудшить критическое финансовое положение, чтобы у компании осталось какое-то имущество, которое можно было бы использовать для покрытия долгов, и чтобы компания не брала на себя новые финансовые обязательства.

Следовательно, если руководитель или другое ответственное лицо знали, что компания стала неплатёжеспособной, но не обратились в суд по поводу возбуждения дела о банкротстве, то в отношении кредиторов они понесут личную ответственность. Это законодательное положение направлено на то, чтобы руководители своими действиями (или бездействием) не могли ещё больше ухудшить критическое финансовое положение, чтобы у компании осталось какое-то имущество, которое можно было бы использовать для покрытия долгов, и чтобы компания не брала на себя новые финансовые обязательства.

Как распределяется ответственность в тех случаях, когда недобросовестный руководитель-владелец своими действиями довёл компанию до критической ситуации, и тогда, чтобы снять ответственность с себя, нанял на своё место другого (наивного или, наоборот, очень опытного в таких делах) человека? По словам Н. Манкене, избежать ответственности не удастся, так как администраторы банкротства проверяют финансовые документы компании за последние 36 месяцев, а если есть подозрение в преднамеренном банкротстве – то за последние 5 лет. Ответственность ляжет на того, кто довёл компанию до критической ситуации. Что касается нового руководителя, то он будет отвечать за свои действия в тот промежуток времени, когда являлся руководителем компании.

Преднамеренное банкротство

В ст. 20 Закона о банкротстве предприятий указаны признаки преднамеренного банкротства. К ним относятся: плохое управление компанией; заключение убыточных сделок; продажа имущества по цене ниже рыночной лицам, состоящим с руководителями в родственных отношениях; обманное ведение бухгалтерского учёта и т.д. Предполагается, что банкротство было преднамеренным (опровергнуть это предположение должен руководитель компании или другое уполномоченное лицо), если всё имущество компании было передано другой компании, и туда же перешли работать все сотрудники и руководители обанкротившейся компании.

Н. Манкене говорит: «Положения о преднамеренном банкротстве были сформулированы и включены в закон в конце 2014 года. Применение этих положений началось в 2015 году, и мы сразу почувствовали результаты. В 2015-2016 г.г. в судах оказалось огромное количество дел, связанных с преднамеренным банкротством. Раньше доказать подобную „деятельность“ было очень сложно, в отношении подозреваемых суды очень часто выносили оправдательные приговоры. Сейчас всё определено очень чётко и ясно». С коллегой согласен и В. Глеб: «Раньше доказать преднамеренное банкротство было всё равно что выполнить Сизифов труд. Сейчас законодатель ввёл конкретные признаки преднамеренного банкротства».

Что делать перевозчикам, чтобы они не оказались кредиторами преднамеренно обанкроченных компаний? Кроме прочих мер предосторожности, можно (и целесообразно) воспользоваться информацией, находящейся на транспортной бирже Cargo.LT, в разделе «Лента событий». В этом разделе перевозчики сообщают об опаздывающих платежах, здесь отражается статистика неоплаченных счетов и другая полезная информация. Перейти в этот раздел можно по «Каталогу» – нажмите на иконку «Каталог», у вас перед глазами появится меню, «Лента событий» находится в левом верхнем углу.

Надеемся, что волна преднамеренных банкротств вскоре прекратится. Недобросовестные участники рынка должны понять, что ответственности им не избежать.

Кстати, сумма, которую кредиторам удастся вернуть у должника, во многом зависит от компетенции и опыта администратора банкротства. С 2015 года в судах сложилась определённая практика – администратор банкротства назначается с учётом его предыдущего опыта, количества проведённых дел и т.д. У администраторов банкротств появилась возможность специализироваться в определённых секторах экономики, за счёт такой специализации они могут продолжать накапливать ценный опыт и углубляться в определённую специфику. Это значит, что кредиторы могут надеяться на возврат большей части долга.

Банкротство компании – это драматическая ситуация для всех вовлечённых в неё сторон (владельцев, сотрудников, кредиторов). К сожалению, в условиях рыночной экономики, в особенности в таком подверженном высокому риску секторе, как транспорт, она встречается нередко. Радует разве только то, что государственное регламентирование этой процедуры становится более чётким и более эффективным.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

kontrole

Литовская таможня усилит контроль за транзитными грузовиками из России и Белоруссии

В связи c тем, что водители грузовиков из третьих стран стали чаще незаконно сливать топливо в Литве во время так называемого калининградского транзита, литовская таможня решила усилить проверки этих транспортных средств.

2025-02-18 104
0
Denmark

Проблемы с дорожными сборами в Дании

Сообщается, что перевозчики сталкиваются с проблемами (получением необоснованных штрафов) при оплате дорог в Дании, где начала действовать новая система взимания дорожных сборов.

2025-02-13 49
0
kz_flag

О перевозках в Казахстан и Узбекистан после передачи груза (ДОПОЛНЕНО новым решением Казахстана)

Белорусская ассоциация перевозчиков БАМАП проинформировала о том, что письмом от 27.09.2023 (поступило 02.10.2023) Комитет транспорта Министерства транспорта Республики Казахстан уведомил Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о проведении работ по государственной регистрации нормативного правового акта, предусматривающего возобновление запрета по перевозке грузов путем «перецепки/перегрузки» грузовых автотранспортных средств Республики Беларусь, а также о том, что вступление в законную силу данного нормативного правового акта планируется с 9 октября 2023 г.

2025-02-12 1 455
0
baltic_transline

У еще одной литовской компании проблемы с водителeм? (ДОПОЛНЕНО)

СМИ сообщили о том, что у литовского перевозчика «Baltic Transline» возникли серьезные проблемы с водителями из третьих стран. Подробнее — здесь и здесь. Поскольку в таких случаях важно услышать все стороны, мы попросили компанию прокомментировать ситуацию.

2025-02-07 187
0