Дорожники боятся весны
Дорожники, более-менее справившиеся с зимними препятствиями, в скором времени должны будут решать головоломки посложнее – ремонтировать глубокие ямы в асфальте, открывающиеся весной. Заведующий Дорожной кафедрой Вильнюсского Технического Университета им. Гедиминаса доцент и доктор наук Виргаудас Пуоджукас говорит, что последствия этой зимы дорожники и водители почувствуют в полной мере весной. Причина элементарна и неисправима – расположение Литвы на карте.
Особенный климат
«Географическое положение Литвы крайне неблагоприятно для дорожной инфраструктуры – температура постоянно балансирует между положительными и отрицательными значениями. Т.е. снег тает когда воздух прогревается или дороги посыпаются солью , но, если он снова замерзает, то повреждает дорожное покрытие», — объясняет специалист.
Подсчитано, что в Литве за один сезон температура от положительного значения до отрицательного и обратно меняется около 70-80 раз. Для Испании, Франции, Германии и других государств, находящихся южнее, эта проблема не столь актуальна. В странах, где снег выпадает редко, температура ниже 0 опускается не часто. В северных странах, таких как Финляндия, Швеция или Норвегия, обратная ситуация. Здесь температура зимой обычно опускается ниже 0 и долгое время не поднимается – в этих странах не происходит такого сильного суточного перепада температур, как в Литве, где ночью температура опускается до -5, а днем поднимается до +5. Похожие климатические условия и перепады температур, которые наблюдаются в Литве, бывают только в некоторых регионах вокруг Стокгольма, и в некоторых районах Канады и США.
Воздействие соли
Ученый Кафедры веществ Факультета строительства и архитектуры Каунасского технического университета (КТУ) Евгениюс Янавичус обращает внимание на то, что устоявшаяся традиция зимой посыпать улицы дешевой солевой смесью почти в 5 раз увеличивает вероятность стирания дорожного покрытия, повреждает мосты, тротуары, фундамент близлежащих домов и загрязняет грунтовые воды.
Существуют альтернативные смеси для посыпания дорог, но они намного дороже. Е. Янавичус утверждает, что посыпание дорог мокрой солевой смесью – одно из худших решений для предотвращения гололеда.
«В строительной инженерии двумя наиболее вредными соединениями для бетонных конструкций считаются хлорид кальция и хлорид натрия (соль). Соль, которой в Литве зимой посыпают дороги, попадает не только на тротуары и обочины, но и в близлежащие дома. Также через почву соль попадает в грунтовые воды», — рассказывает Е. Янавичус об опасном движении соли.
Многие улицы Западной Европы посыпают сухой смесью, ацетатами. Они от соли отличаются тем, что ацетатная соль лед не растапливает, а разрушает. Лед распадается на отдельные кусочки. Эти ацетаты не такие вредные, однако, появляется другая проблема – наш климат более суровый, морозы сильнее, поэтому нужны средства посильнее.
«Возможно, на юге Германии и хватает посыпать дороги сухой смесью. Однако, когда у нас температура резко опускается до -20 и выпадает много снега, ацетаты не помогут», — говорил ученый.
Ученый, изучающий бетонные поверхности, рассказал, что, посыпая замерзший бетон такой смесью, все деструкционные процессы происходят почти в 5 раз быстрее.
«В Литве улицы посыпают и хлоридом магния, поэтому, представьте, как такая смесь, которая в 5 раз быстрее разрушает многолетний бетон, действует не только на асфальт, но и на тротуар, фундаменты домов. При воздействии такой смесью на основания домов длительное время, результаты будут печальные, а установить виновных — практически невозможно», — сравнивал Е. Янавичус.
По мнению исследователей США, смесь хлорида магния по своим свойствам еще более опасна, чем обычный хлорид натрия.
Ученый КТУ, интересовавшийся научными работами метеорологов, подчеркнул, что такая теплая зима, как эта, когда температура держится около 0 градусов и меняется на несколько градусов в обе стороны, еще больше влияет на коррозию дорожных покрытий и зданий.
«Количество суток, когда температура колебалась около 0 градусов в обе стороны на несколько градусов, может быть около 60. Именно при такой температуре объем частиц хлорида натрия наибольший и разрушение поверхности происходит еще быстрее»,- пояснял ученый.
Рассыпание соли очень вредит не только тротуарам и домам, но и очень быстро разрушает бетонные конструкции мостов.
«Приходилось наблюдать, как в Польше нижние конструкции мостов и виадуков, граничащие с проезжей частью, покрывались очень дорогими, но стойкими веществами – двухкомпонентными эпоксидами, защищающими от таких разрушений.
А мы количество посыпаемой смеси на мостах еще и увеличиваем, потому что эти участки бывают наиболее скользкими. Можете представить, как это сказывается на конструкциях моста и какое огромное количество соли и песка накапливается на близлежащих дорогах зимой. А далее эти соединения попадают в реку», — говорил он.
Выход – чаще ремонтировать
Единственное решение для литовских дорог – частый ремонт. По словам В. Пуоджукаса, оценив природные условия Литвы и интенсивность движения, покрытие дорог следует обновлять хотя бы каждые 5-7 лет.
«Только в таком случае на поверхности дорог не будут образовываться дефекты портящие автомобили, увеличивающие расход топлива и аварийность», — считает преподаватель.
Дорожное покрытие нужно обновлять не только косметически – генеральный директор AB «Panevėžio keliai» Вирмантас Пуидокас говорит, что любую дорогу следует капитально ремонтировать после 16-20 лет эксплуатации. А большая часть литовских дорог построены еще в советское время, 30-50 лет назад. В то время интенсивность движения была намного меньше.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.