В споре со страховщиками перевозчики надеются на поддержку со стороны властей

linava - skvernelis

Литовские перевозчики забили тревогу – условия страховых договоров, предлагаемые в последнее время, стали выходить за рамки здравого смысла. Некоторые перевозчики говорят, что стоимость полисов ОСАГО подорожала в 3-4 раза. Ассоциация «Linava» считает, что сложившаяся ситуация нарушает нормальную работу транспортных компаний, она отрицательно сказывается на международной конкурентоспособности литовских перевозчиков и на количестве рабочих мест. Эта проблема обсуждалась на встрече президента ассоциации Эрландаса Микенаса с премьер-министром Литвы Саулюсом Сквернялисом.

Страховка подорожала в три раза

От 2,5 до 5,5 тыс. евро (в некоторых случаях до 15 тыс. евро). С таким скачком стоимости полиса ОСАГО пришлось столкнуться транспортной компании «Aderita» из Шяуляй. Транспортный парк этой компании состоит из 10-и грузовых автомобилей. Директор «Aderita» Эдита Блоджюнене говорит, что она попыталась разобраться, что происходит, но вскоре поняла, что события не поддаются никакой логике.

«В 2015 году у нас было пять страховых случаев, но они были не очень серьёзные – ущерб колебался в пределах 100 – 8000 евро. Как выяснилось, сумма ущерба страховщиков не интересовала – они увидели пять фактов и сразу повыли стоимость страховых полисов. За страховку одного грузового автомобиля нам пришлось заплатить 5,8 тыс. евро. В 2016 году у нас не было страховых случаев, цены стали возвращаться на прежний уровень (до 3 тыс. евро за один грузовой автомобиль). Одну машину нам удалось застраховать за 2,4 тыс. евро», – рассказывает предпринимательница.

Однако, передышка была недолгой. В октябре прошлого года один из автомобилей этой компании в Великобритании попал в ДТП. Несмотря на то, что водитель был невиновен, руководитель «Aderita» решила зарегистрировать этот случай у своего страховщика (BTA). Спустя некоторое время, на основании предъявленных документов, компании удалось доказать, что водитель не являлся виновником происшествия, однако, от последующих событий это доказательство не спасло.

«Через две недели закончился срок действия техосмотра и страховки. Обращаюсь к страховщику за новым полисом, а мне говорят – мы в системе видим, что этот автомобиль участвовал не в одном ДТП, он находится в технически ненадлежащем состоянии, поэтому мы отказывается его страховать. Никто не обратил внимания на то, что эти два происшествия попадали в разряд тех происшествий, которые достаточно зарегистрировать (платить по ним не надо). В тот момент только „Compensa“ предложила нам страховку за 8 тыс. евро. Несколько дней спустя в BTA передумали и предложили нам застраховаться за трудно поддающиеся какой-либо логике 15 тыс. евро», – говорит Э. Блоджюнене.

Руководитель компании нашла решение. Она застраховала автомобиль на месяц, чтобы можно было пройти техосмотр, но это решение обошлось очень дорого – 2 тыс. евро. Раньше примерно за такую же сумму она могла застраховать автомобиль на год.

«Подобные дела творятся и со страхованием полуприцепов. Полуприцеп без тягача не может причинить никакого ущерба, поэтому раньше страховка полуприцепа стоила 50 евро в год. Сейчас эта сумма подскочила до 950 евро. Наши полуприцепы согласилась застраховать только „Compensa“ – другие страховые компании отказались ссылаясь на то, что у них не застрахованы наши тягачи. Застраховать тягачи невозможно, потому что цены бешенные, платить надо сразу, а для нас это непосильное финансовое бремя», – рассказывает о заколдованном круге Э. Блоджюнене.

Не единичный случай

Президент «Linava» Эрландас Микенас говорит, что проблемы, с которыми столкнулась «Aderita» – далеко не единичный случай. Стоимость полисов ОСАГО для транспортных компаний растёт в массовом порядке.

«По нашим данным, за последние несколько лет полисы ОСАГО подорожали на 30 – 300 проц. За это время наши перевозчики не стали ни более недисциплинированными, ни более частыми участниками дорожно-транспортных происшествий (что могло быть хоть как-то объяснить такой скачок цен). Основной причиной такой ситуации я считаю отсутствие конкуренции между страховыми компаниями. Почему страховые компании перестали между собой конкурировать, трудно сказать», – говорит Э. Микенас.

С мнением Э. Микенаса согласна и Э. Блоджюнене. По её словам, после долгой переписки ей удалось получить от страховщиков неопределённый ответ о том, что небольшие перевозчики их не интересуют. «Основная проблема сложившейся ситуации кроется в отсутствии конкуренции между страховщиками. Страховщики ссылаются на то, что у них переизбыток клиентов, поэтому всячески стараются отказать в услуге, в особенности небольшим перевозчикам. Перевозчики, у которых транспортный парк примерно такой же, как у нас, платят за страховки примерно одинаково, а мы почему-то должны платить в среднем 5,5 тыс. евро, хотя несколько лет тому назад цены были вдвое меньше», – говорит руководитель «Aderita».

Причиной такого роста цен могут быть взаимосвязи между страховщиками. Страховые услуги транспортным компаниям предоставляют три страховые компании: «Gjensidige», «Compensa» и BTA. Примерно 75 проц. великобританского страхового портфолио приходится на долю «Compensa» и BTA. «Compensa» принадлежит к группе компаний «Vienna Insurance Group» – в пошлом году эта группа приобрела пакет акций BTA, т.е. по существу 75 проц. литовского страхового рынка принадлежит одному акционеру. Когда была заключена эта сделка, стоимость страховых услуг для тех перевозчиков, которые работают в Великобритании, значительно повысилась.

Необходимо вмешательство властей?

Не стесняясь выражений, руководитель «Aderita» открыто утверждает, что нынешняя ситуация – не что иное, как «легальный рэкет».

«Суммы, которые платит наша компания, в три раза больше тех, которые платят другие компании. Страховщикам выгодно работать с нами – они увидели, что мы можем платить 5 тыс. евро, так почему же с нас и дальше не брать такие деньги?», – говорит Э. Блоджюнене.

«Linava» пытается найти способы решения этой проблемы. Один из них – открыть собственную страховую компанию, что, как ожидается, должно усилить конкуренцию и снизить стоимость страховых полисов. К управлению новой страховой компанией планируется привлечь крупнейшие транспортные компании.

«Нынешняя ситуация создаёт угрозу всей транспортной отрасли. Осуществлять перевозки без наличия полиса ОСАГО невозможно. Кроме того, рост других затрат – например, затрат, связанных с протекционистскими законами некоторых западноевропейских стран, затрат на топливо, – загоняет перевозчиков в угол. Всем известно, что транспорт создаёт 12 проц. валового внутреннего продукта Литвы, эта отрасль жизненно важна для развития всей литовской экономики, но, как видим, от произвола страховщиков нас никто не защищает. Мы предпринимаем меры, но и государство, принимая во внимание значимость транспортного сектора, тоже должно принять определённые меры регулирования», – говорит президент «Linava» Э. Микенас.

В соседних странах страховые взносы перевозчиков выражаются в значительно меньших суммах. Если подобная ситуация будет продолжаться, литовские перевозчики утратят свою конкурентоспособность и рынки, а это приведёт к серьёзным экономическим и социальным последствиям.

«Об этой проблеме мы сообщили всем способным на неё повлиять государственным учреждениям, включая Банк Литвы. К сожалению, ситуация пока не меняется. У наших перевозчиков больше нет ресурсов бороться с конкуренцией и давлением со стороны зарубежных коллег. Многие перевозчики вынашивают мысль организовать блокаду дорог, остановить движение, парализовать жизнь крупнейших городов Литвы или с помощью других крайних мер обратить внимание властей на произвол страховщиков. Я считаю, что такой сценарий проблему не решит, но и аргументов успокоить перевозчиков у ассоциации нет. Хочется надеяться, что проблему удастся решить без крайних мер, но терпение перевозчиков исчерпано», – говорит Э. Микенас.

В прошлую пятницу этот вопрос обсуждался с премьер-министром Литвы Саулюсом Сквернялисом.  Представители «Linava» высказали свои обиды и претензии и предложили возможные сценарии, как власти могли бы повлиять на дальнейшую судьбу транспортного сектора.

«Мы проинформировали премьер-министра о существующей проблеме и позиции страховщиков, предъявили ему конкретные факты и цифры о практически невыносимых – и продолжающих расти! –  ценах на страховые услуги. Так как другие влиятельные государственные учреждение, в том числе и Банк Литвы, не обратили внимания на эту проблему, мы надеемся на помощь правительства. Правительство знает о масштабе этой проблемы. Беда в том, что очень активно этот вопрос прорабатывают и лоббисты страховых компаний», – говорит президент «Linava».

Представители «Linava” обсудили с премьер-министром возможные изменения в законе ОСАГО, направленные на то, чтобы покончить с недобросовестной практикой на страховом рынке, и необходимые изменения в европейском законодательстве, которые могли бы помочь обеспечить право субъектов хозяйствования ЕС страховаться в любом государстве-члене ЕС.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 115
0