Водительские удостоверения становятся козырной картой в джокере за национальные рынки?..
В последние годы представители литовского транспортного сообщества должны были не только ломать головы над тем, как устоять перед жёсткой конкуренцией со стороны перевозчиков других стран, но и искать способы, как обойти ловушки протекционистской политики, проводимой руководителями западноевропейских государств. Судя по некоторым сообщениям, наряду с такими мерами, как обязательная минимальная зарплата в Германии и во Франции, требование проводить еженедельный 45-часовой отдых водителей исключительно в гостиницах или мотелях, европейские политики решили пустить в ход ещё один трюк – поставить под вопрос действие водительского удостоверения литовского образца в отношении тех, кто намерен работать в некоторых европейских странах.
На рынке иллюзий – «документы» для путешественников
Распутывание этой проблемы нам хотелось бы начать с небольшого экскурса в прошлое. Как только Литва восстановила свою независимость, и у литовцев появилась возможность свободно выезжать за границу, в Литве как грибы после дождя стали появляться фирмы, предлагающие обеспечить путешественников «международными водительскими удостоверениями». Якобы, эти документы могли помочь избежать всевозможных проблем, связанных с «казёнными домами». Дельцы разных мастей убеждали водителей в том, что только в Европе существует 110 различных образцов водительских удостоверений, поэтому если какому-нибудь бедолаге доведётся оказаться в каком-нибудь забытым Богом уголке Старого континента или в стране, где документы пишутся иероглифами, ввязаться в дискуссию с представителями местных властей, убивающую нервные клетки, он может только потому, что раньше никто таких документов не видел.
Альгимантас Тарабилда, главный специалист отдела по методике проведения экзаменов в государственном предприятии «Regitra», подтвердил, что на заре автомобильной эры любители путешествий на собственных автомобилях на самом деле сталкивались с подобными недоразумениями.
«Разработка первой конвенции, в которой говорилось о документах, с которыми должны путешествовать водители, началась в 1909 году, однако, когда разгорелась Первая мировая война, это дело было отложено до лучших времён. В 1926 году в Париже был был принят международный документ, регламентирующий стандарт дорожных знаков и междунадорного водительского удостоверения. Кстати, под этой конвенцией стоит подпись литовских представителей», – рассказывает А. Тарабилда.
По его словам, очередная попытка унифицировать международные проездные документы была предпринята в 1949 году, когда инициативу по этому вопросу проявила Организация Объединённых Наций. В тот раз в Женеве было принято соглашение о том, какая информация должна находиться в национальных и международных водительских удостоверениях.
Последняя конвенция Организации Объединённых Наций «О дорожном движении», в которой говорится о водительских документах, была принята в Вене в 1968 году. В этой конвенции были уточнены некоторые детали, касающиеся водительских удостоверений – в частности, срок действия водительских удостоверений и учреждения, имеющие право выдавадь эти документы.
Однако, эти международные соглашения проблему не решили, поскольку одни государства руководствуются Женевской конвенцией, а другие – Венской конвенцией. Литва присоединилась к Венской конвенции, поэтому литовские водительские удостоверения действительны только в странах-учасницах Венской конвенции. Например, если вы с литовскими водительскими правами отправитесь в Японию, то не сможете даже взять автомобиль в аренду, потому что Япония соблюдает женевское соглашение, которое Литва не ратифицировала. Есть и другие исключения – например, Объединённые Арабские Эмираты присоединились к обеим конвенциям, но, тем не менее, литовских водительских удостоверений не признают.
Некоторые изворотливые «предприниматели» решили воспользоваться этой путаницей и начали предлагать «международные водительские удостоверения», которые якобы давали право на управление автомобилем в 180-и странах мира. В попытках соблазнить к приобретению этого документа водителей даже предупреждали, что «во многих странах требуется международное водительское удостоверение, в некоторых оно даже обязательно». Водителям также говорили, что для приобретения « международного удостоверения» им не надо будет сдавать никакие тесты и экзамены, потому что «международное» удостоверение выдаётся на основе национального. В то время эту «панацею» продавали примерно за 300 литов, сейчас её можно купить за 70 долларов, хотя перевод американского удостоверения на 8 наиболее распространённых в мире языков стоит всего 10 долларов.
Специалисты «Regitra» также подчеркнули, что Европейский Союз принял решение постепенно (до 2033 года) заменить существующие водительские удостоверения на новые (унифицированные), которые признаются во всём мире, поэтому отказался от планов разработки каких-либо международных удостоверений.
Норвежские капризы
Несмотря на то, что ответ на вопрос «нужно ли водителю международное водительское удостоверение?» довольно ясен, некоторые недоразумения всё же могут возникнуть. Водительские права превращаются в обыкновенную бумажку, если водитель становится постоянным жителем США или Канады – в таком случае ему необходимо сдать экзамены и получить водительское удостоверение местного образца. Аналогичный порядок действует в Австралии, Южной Корее и многих других странах.
Редакции CargoNews.lt стало известно, что проблемы с водительским удостоверением могут возникнуть даже в Норвегии. Историю о том, насколько сложно может быть в Норвегии реализовать право управлять грузовым автомобилем при наличии литовского водительского удостоверения рассказал Миндаугас Батайтис, работающий мастером в одной из норвежских транспортных компаний.
«Эмигранты, которые приехали жить и работать в Норвегию до 2013 года, и у которых есть литовские водительские удостоверения старого образца (или они в Литве сдали экзамены на категорию „C“) не могли бы устроиться работать водителями до тех пор, пока не сдали норвежские экзамены. С другой стороны, если у вновь прибывающих эмигрантов есть водительские удостоверения нового образца (пластиковые карточки), норвежские должностные лица не будут предъявлять претензий при одном условии: семья водителя должна проживать в своей родной стране. Так как мы живём в Норвегии с 2010 года, а литовские права я поменял в 2014 году, сесть за руль грузового автомобиля я не могу», – говорит М. Батайтис.
Для того, чтобы можно было «обойти» это странное требование, человек должен либо вернуться на полгода в Литву (и на это время зарегистрироваться в качестве жителя Литвы), либо выслать из Норвегии других членов семьи.
Опыт компании «Vlantana»
У компании «Vlantana» в Норвегии есть дочернее предприятие. В начале «экспансии» в Скандинавию этой компании также пришлось столкнуться с попытками норвежских бюрократов защитить свой рынок. По сведениям редакции, право литовских водителей работать в дочерней компании «Vlantana Norge AS» пришлось доказывать с помощью адвокатов.
Однако, на просьбу редакции поделиться опытом в решени норвежских «головоломок», руководители компании ответили словами «мы не помним, как всё в точности было», и пустились в пустые разговоры о том, как «в Литве предпринимателей считают самыми плохими людьми» и как «жуналисты пишут неправду и преподносят негативную информацию».
«Если кому-то хочется начать работать в Норвегии, пусть он обращается за советом в „Linava“ или в министерство – мы прошлий такой тернистый путь, что весь наш ноу-хау оставим при себе», –заявил генеральный директор «Vlantana» Антанас Стончюс.
Литовское водительское удостоверение – во всей Европе
Эйвитас Жарис, инструктор по эффективному вождению в компании «Volvo Lietuva», в прошлом году проводил курс обучения водителей в Норвегии. По его словам, согласно норвежским и литовским правилам водители обязаны иметь действительное водительское удостоверение – какие-то другие «особые» документы от них не требуются.
«Этот документ, несмотря на его внешний вид, универсален во всей Европе. Главное в этом документе – срок его действия. Пока он не истёк, водитель может отправляться в любую европейскую страну. Нет никаких оснований требовать какие-то дополнительные доказательства того, что у человека есть право управлять транспортным средством определённой категории», – говорит Э. Жарис.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.