Суды создают прецеденты безнаказанности?
Опытные предприниматели любят говорить, что «у каждой проблемы есть своя фамилия». Когда редакция CargoNews.lt взялась рассматривать тему о проблемах и убытках, связанных с несвоевременной доставкой грузов, эту известную многим аксиому пришлось подкорректировать. У сотрудников редакции создалось впечатление, что авторами некоторых проблем зачастую являются институции, которые обязаны их решать.
Несвоевременная доставка груза – это проблема, которая может не только принести непредвиденные убытки, но и разрушить устоявшиеся деловые отношения. В процессе грузоперевозок заключается множество отдельных договоров, при этом не в каждом договоре указывается срок доставки груза, поэтому очень часто между сторонами договора возникает спор по поводу того, был ли груз доставлен вовремя, или нет. Как правило, заказчик и перевозчик договариваются о конкретной дате доставки груза. К сожалению, эта договорённость не гарантирует, что груз будет доставлен в согласованный срок. На сроки доставки могут повлиять разные обстоятельства – например, очереди на границах, технические неисправности автомобилей или недостаточно ответственное поведение водителей.
Ответственность перевозчика, касающуюся просрочки с доставкой груза, регламентирует ч.5 ст.23 CMR Конвенции. В ней сказано: «в случае просрочки с доставкой, и если полномочное по договору лицо докажет, что просрочка нанесла ущерб, перевозчик обязан возместить ущерб, который не может превышать платы за перевозку».
Из этого положения следует, что сумма компенсации за просроченную доставку груза не может превышать суммы фрахта. Однако, ни в этой, ни в других статьях CMR Конвенции не говорится об отдельных условиях, позволяющих сторонам договора договариваться о неустойках – штрафах или пени, поэтому иногда, когда грузополучатели не хотят или не могут подсчитать конкретный объём ущерба (в особенности, если из-за несвоевременной доставки груза грузополучатель был вынужден сменить своего поставщика), они прибегают к штрафам.
Юристы, работающие в области транспорта, отмечают, что в литовской судебной практике к таким нюансам сложилось своеобразное отношение: суды считают, что соглашения о применении штрафов за несвоевременную доставку груза противоречат CMR Конвенции и являются незаконными.
Например, Апелляционный суд Литвы отметил, что требование платить штраф за несвоевременную доставку груза является неправомерным, так как в CMR Конвенции ответственность перевозчика за несвоевременную доставку груза ограничена лишь обязанностью возместить убытки заказчика.
На фоне такого подхода к делу напрашивается вывод, что таким образом формируется практика безнаказанности за несвоевременную доставку груза.
«Если перевозчик доставил груз с опозданием, и иностранный клиент экспедитора –грузоотправитель или грузополучатель – решил отстаивать свои права в форме уплаты установленного в договоре штрафа, а не в форме письменной претензии, где должны быть указаны его убытки, перевозчик может надеяться „выйти сухим из воды“ даже в том случае, если опоздал на несколько недель – суд, скорее всего, откажется присудить предусмотренные в договоре штрафы, так как на договор экспедитора с иностранным заказчиком литовское законодательство не распространяется », – говорит Р. Алексинайте.
По словам адвоката, очень часто такие ситуации приводят к куда большим проблемам, чем только уплата штрафов – недовольные заказчики отказываются от услуг перевозчиков, покупатели товаров отказываются от сотрудничества с поставщиками (ведь это они были обязаны вовремя доставить товар). Иными словами, рушатся все бывшие до того схемы сотрудничества, все связанные с проблемой стороны должны тратить время на подсчёт ущерба – зачастую оценить и подсчитать ущерб бывает очень сложно.
«Всё это трудно назвать прямыми убытками, но факт тот, что для заказчика и грузовладельца такие ситуации очень неприятны», – говорит Р. Алексинайте.
Между тем недобросовестные перевозчики радуются такой практике и надеются на полную оплату услуг – как будто бы, всё отлично, договор выполнен надлежащим образом.
«Неустойка или штрафы включаются в договоры именно в тех случаях, когда оценить размер ущерба может быть сложно или невозможно – выразить в деньгах время, потраченное на улаживание конфликтов, потери за счёт предоставленных клиентам скидок или бесплатных услуг практически невозможно. В правовом смысле штрафы – это заранее оговоренные убытки, доказывать которые потерпевшая сторона не обязана. Само собой разумеется, что ненадлежащее выполнение договорных условий – несвоевременная доставка груза – порождает конфликт, на его решение, по меньшей мере, нужно потратить время. Как правило, доказать убытки, появившиеся вследствие несвоевременной доставки груза, очень сложно. К сожалению, литовские суды не считают, что включённый в договор штраф может быть применён как наказание за несвоевременную доставку груза – по мнению судов, если грузоотправитель или грузополучатель не может доказать свои фактические потери и предъявить обоснованную претензию, то перевозчик может надеяться, что договорные штрафы будут признаны противоречащими CMR Конвенции, т.е. неправомерными. Перевозчик может воспользоваться этим обстоятельством и в лучшем случае предложить потерпевшей стороне символическую скидку на фрахт за „небольшое недоразумение“ , а в худшем – требовать полной оплаты фрахта, будто бы договор он выполнил надлежащим образом», – говорит эксперт по транспортному праву.
Адвокат также обращает внимание на то, что в других государствах такой практики нет. Когда суть проблемы адвокат изложила своим коллегам из Польши и Германии, они пришли в некоторое недоумение — как такое может быть, чтобы договорные штрафы суды не защищали? Ведь стороны договорились добровольно, никто никого не заставлял…. В польских и германских судах штрафы за несвоевременную доставку груза присуждаются во всех случаях, если они были включены в договор.
Адвокат, консультировавшая редакцию CargoNews, отметила, что в последнее время позиция безнаказанности – «ну и что, что в договоре намечен штраф за несвоевременную доставку груза, всё равно мне платить его не придётся» – стала довольно частым явлением. Недавно суд разбирал одно «весёлое» дело по поводу несвоевременной доставки груза из России в Литву. Согласно договору, на доставку груза было отведено 4 дня, а фактически груз был доставлен за 10 дней, т.е. перевозчик потратил на доставку груза в 2,5 раза больше времени, чем было согласовано. В этой истории в качестве заказчика выступал экспедитор – следуя договору, он предъявил перевозчику претензию и полагающуюся по договору неустойку вычел из суммы фрахта. В ответ перевозчик обратился в суд с просьбой присудить всю полагающуюся сумму фрахта – по-видимому, он не чувствовал себя виноватым. В ходе сбора доказательств юристы нашли переписку экспедитора и перевозчика, из которой следовало, что причиной опоздания были пьянствующие водители, которых пришлось разыскивать несколько дней на всевозможных АЗС и стоянках. В конце концов «героев» нашли, но они были в таком «весёлом» состоянии, что в Литву их пришлось привезти – доехать сами они не могли.
«Суть проблемы заключается в том, что несвоевременная доставка груза ставит экспедитора в очень двусмысленное положение. У него только два выхода – либо требовать у своего прямого заказчика предъявить доказательства понесённого ущерба (а он в таких случаях не может понять, почему он должен что-то доказывать, если в договоре предусмотрен штраф, и угрожает экспедитору прерыванием договора), либо взять вину перевозчика и все вытекающие из неё последствия на себя», – отмечает Р. Алексинайте.
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.