«Белым списком» довольны не все

top-pic6

Транспортные компании, которые постоянно жалуются на нехватку водителей, могут хлопать в ладоши – в начале января в Литве начал действовать новый порядок трудоустройства граждан из третьих стран (так называемый «Белый список», упрощающий процедуру трудоустройства иностранных сотрудников). Однако, «Белому списку» рады далеко не все участники транспортного рынка – некоторые из них прилагают все усилия к тому, чтобы «Белый список» был дополнен пунктами, не позволяющими дискриминировать водителей с литовским гражданством.

Литовских водителей не хватает

Компания «Algirdai» – одна из тех, кто претендует попасть в «Белый список».  На рынке эта компания зарекомендовала себя давно, поэтому вполне естественно, что руководство компании хочет воспользоваться возможностью в облегчённом порядке принимать на работу недостающих сотрудников. Руководитель компании Альгирдас Раманаускас говорит, что в этом желании нет никаких «подводных течений» – в Литве просто некому работать, молодёжь давно уехала, а те водители, которые остались, достигли предпенсионного (или даже пенсионного) возраста, но их тоже не хватает. «У нас не другого выбора, кроме как приглашать водителей из Украины или Беларуси. Конечно, мы бы предпочли литовских водителей, но у нас нет выбора, молодёжь выбирает другие профессии. Раньше, по возвращении из армии, парни могли едва ли не сразу садиться за руль грузового автомобиля, потому что у них была подготовка, а сейчас эта система разрушена», – говорит А. Раманаускас.

Компания уже представила все необходимые для включения в «Белый список» документы и надеется, что в скором времени появятся первые кандидаты в новые сотрудники.

В «Белый список» хотят попасть и другие перевозчики, но для этого они должны соответствовать определённым требованиям. Исчерпывающее разъяснение о том, какие компании могут быть включены в «Белый список», представила адвокатская контора «Jurex».

Появится угроза безопасности?

Однако, далеко не все участники транспортного рынка приветствуют упрощённый порядок трудоустройства иностранных граждан. Гинтарас Кондрацкис, председатель профсоюза работников грузового транспорта «Solidarumas», в этой ситуации усматривает целый ряд угроз. «Прежде всего мы, литовцы, будем поставлены в неравноправные конкурентные условия, нам будет труднее договариваться об условиях работы, потому что за дверью будут стоят водители из третьих стран, которые, даже если не согласятся работать за меньшую зарплату, работодателю (в плане уплаты налогов) обойдутся на сто евро меньше. Этот момент вызовет новую волну эмиграции, а ведь все мы хотим работать в своей стране. С другой стороны, мы обязаны думать и о том, что случится с Литвой, если сюда хлынет поток людей из других стран – мы можем утратить свою национальную идентичность и растворится в массе приезжих», – говорит председатель профсоюза.

С этими рассуждениями представители профсоюза обратились к члену Сейма и председателю Комитета национальной безопасности и обороны Лауринасу Кашчюнасу. Они изложили ему возможные угрозы для как для национальной, так и для общеевропейской безопасности и даже для безопасности стран-членов НАТО. С учётом текущей ситуации в Украине представители профсоюза посоветовали очень тщательно проверять прибывающих в Литву украинских водителей, потому что среди них могут быть люди, поддерживающие кремлёвскую политику, или даже те, кто были членами антигосударственных группировок в Донбассе. Свободно передвигаясь по Европе, они могут одновременно заниматься разведывательной деятельностью в портах, логистических центрах и других стратегических объектах. Л. Кашчюнас разделил это мнение, но так или иначе, «карусель» с попаданием в «Белый список» уже закрутилась, поэтому сотрудники из третьих стран появятся не только в транспортных, но и в строительных, и в других компаниях, где чувствуется нехватка персонала.

Разногласия по поводу квалификации

Г. Кондрацкис посоветовал обратить внимание ещё на один момент – на квалификацию прибывающих на работу в Литву водителей. «95 код, который даёт право на управление грузовым транспортом на пространстве ЕС, они получают без особых проблем. Не для кого ни секрет, что очень часто этот код просто покупается», – говорит председатель профсоюза.

Однако, руководитель «Algirdai» с такой позицией не согласен. «Как я могу согласиться? Это всё равно, что обвинить литовского медика, желающего устроиться на работы в зарубежное медицинское учреждение, в том, что свой диплом он купил. Работа водителя слишком ответственная, чтобы квалификацию можно было купить. Кроме того, иностранных водителей никто сразу в рейс не отправляет – по прибытии они проходят обязательный курс обучения, как правило, не менее одного месяца», – говорит А. Раманаускас.

Он не согласен и с мнением, что иностранный водитель обойдётся работодателю дешевле. «Все они принимаются на работу на тех же условиях, как и литовские водители, работодатель платит за них в бюджет все полагающиеся налоги. Разница лишь в том, что в конце года часть уплаченных налогов они могут вернуть», – говорит А. Раманаускас.

Налоги, уплачиваемые за иностранного сотрудника

Поскольку представители транспортного сектора не сходятся во мнении насчёт уплаты налогов за сотрудников, прибывших на работу по трудовой визе, мы решили обратиться за разъяснениями в компетентные государственные учреждения.

По словам Расы Вирвилене, директора Юридического департамента Государственной налоговой инспекции, зарплата, которую иностранные сотрудники зарабатывают в литовских компаниях, облагается налогами в Литве, т.е. работодатель обязан высчитать и заплатить в литовский бюджет подоходный налог в размере 15 проц.

По окончании года непостоянный житель Литвы имеет право применить к выплаченной в течение налогового периода сумме зарплаты установленную Законом о подоходном налоге необлагаемую налогами величину и, таким образом, вернуть часть переплаченного подоходного налога.

В Фонд социального страхования («SoDra») за иностранного сотрудника также нужно платить все налоги, за исключением 9 проц. на обязательное медицинское страхование. Однако, Саулюс Ярмалис, представитель по связам с общественностью в «SoDra», обратил внимание на то, что рабочая виза выдаётся только тем иностранным гражданам, которые вместе с другими необходимыми документами предоставляют документ, удостоверяющий, что в своих странах они застрахованы обязательным страхованием –на случай, чтобы находясь в Литве, иностранный гражданин мог получить компенсацию по болезни или выплату в связи с несчастным случаем. Будет ли иностранец оплачивать страхование полностью со своего кармана, или страхование (или хотя бы его часть) покроет работодатель – дело двусторонней договорённости.

Таким образом, разговоры о том, что на трудоустройстве граждан из третьих стран работодатели могут «сэкономить», не имеют под собой оснований. «Экономия» возможна лишь в том случае, если иностранные граждане согласятся на меньшую, чем получают литовские специалисты, зарплату, и если работодателю не придётся покрывать возможные расходы на здравоохранение.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 116
0