Банкротство – только начало: на что обратить внимание в новом Законе о неплатёжеспособности юридических лиц?
Банкротство – нередкое и важное явление в транспортном секторе. Однако порой перевозчики не знают, как вести себя в такой ситуации, чтобы не упустить возможность взыскать с делового партнёра долг за предоставленные услуги. Недавно вступил в силу новый Закон о неплатёжеспособности юридических лиц (ЗНЮЛ), об особенностях которого мы говорим с представителем адвокатской конторы «VERUM» Миндаугасом Шимкунасом.
Чем новый ЗНЮЛ важен для участников транспортного сектора?
С финансовыми трудностями может столкнуться и перевозчик, и его партнёры – участники логистической цепочки. В обоих случаях важно понять процедуры неплатёжеспособности – реструктуризации или банкротства – и особенности их применения, знать, как действовать эффективно, чтобы избежать банкротства, или как добиться выполнения обязательств должника (другими словами, возвращения долга). Поэтому стоит подробно изучить вступивший в силу 1 января 2020 г. ЗНЮЛ[1], который больше ориентирован на реструктуризацию (то есть, сохранение) бизнеса, чем на его банкротство.
Например, сейчас для утверждения проекта плана реструктуризации требуется простое большинство, а не 2/3 голосов кредиторов. Другим преимуществом ЗНЮЛ для них является ограничение возможности чрезмерного затягивания процесса реструктуризации. В частности, общий срок подачи проекта плана реструктуризации в суд не может превышать 6 месяцев со дня вступления в силу решения о возбуждении дела о реструктуризации. Также отныне кредиторы (но только те, у которых просроченные требования к юридическому лицу превышают 10 минимальных месячных зарплат, утверждённых правительством – то есть, 6070 евро без вычета налогов) имеют право сами инициировать в отношении должника дело о реструктуризации.
Кроме того, в делах о реструктуризации, в отличие от дел о банкротстве, по-прежнему можно предлагать свою кандидатуру управляющего процессом о неплатёжеспособности. Но новшество заключается в том, что реструктуризация может происходить без этого управляющего, а работой реструктуризируемой компании будет руководить действующий глава юридического лица, который и ответит за реализацию плана реструктуризации (деятельность последнего по его отчётам и другим действиям будет оценивать собрание кредиторов, которое, если процесс реструктуризации не будет его удовлетворять, может обратиться в суд по поводу закрытия дела о реструктуризации – после чего суд тем же решением может возбудить дело о банкротстве – или рассмотреть вопрос о взыскании через суд нанесённого руководителем ущерба).
В то же время ЗНЮЛ расширяет рамки досудебной процедуры процесса о неплатёжеспособности. Нововведения – возможное соглашение между должником и кредиторами о помощи, а также внесудебное банкротство.
На какие другие важные новшества в ЗНЮЛ стоит обратить внимание перевозчикам?
Предыдущий закон о банкротстве для установления состояния неплатёжеспособности (что особенно важно, когда решается вопрос об ответственности руководителей должника за вовремя не возбуждённое дело о банкротстве) использовал следующую «формулу»: просроченные обязательства превышают половину стоимости указанного в балансе имущества. Стоимость половины имущества на балансе в общедоступной отчётности найти можно, но информации о просроченных обязательствах в ней нет. Чтобы её получить, нужны дополнительные расходы, к которым кредиторы часто не готовы.
В соответствии с действующей редакцией ЗНЮЛ, отдельным основанием для признания неплатёжеспособности являются обязательства должника, превышающие стоимость его имущества, и эти данные есть в балансе, который подаётся в реестр вместе с другими отчётными документами. Таким образом, берутся данные реестра, оцениваются, и возбуждается дело о неплатёжеспособности. При этом самостоятельным основанием для признания состояния неплатёжеспособности у юридического лица является его неспособность своевременно выполнять свои имущественные обязательства. Будут ли злоупотребления этим основанием для открытия делопроизводства о неплатёжеспособности, покажет судебная практика.
Taк же в этой связи стоит отметить, что в ЗНЮЛ есть термины оценочного характера. Например, дело о реструктуризации не возбуждается, если предложенные в представленном суду проекте плана реструктуризации меры «явно не помогут [выделено редакцией] юридическому лицу преодолеть финансовые трудности, сохранить жизнеспособность». Когда указанные меры просто не помогут юридическому лицу, а когда явно не помогут, будет решать суд. То же самое касается жизнеспособности юридического лица, для доказательства которой придётся обосновать не только способность юридического лица осуществлять хозяйственную коммерческую деятельность, но и то, что она позволит ему рассчитаться с долгами.
А что насчёт терминов процедур неплатёжеспособности?
ЗНЮЛ устанавливает строгие сроки процедур неплатёжеспособности (банкротства и реструктуризации) и порядок их исчисления, который и суд, и инициаторы процесса обязаны формально соблюдать. Поэтому процессы о неплатёжеспособности должны стать более гладкими и быстрыми, но будут и ошибки.
Если процесс о неплатёжеспособности инициируется с помощью электронных средств связи, должно быть получено подтверждение кредиторов о получении уведомления. Если уведомление было отправлено не в электронном виде, оно считается врученным через 7 дней после его отправки.
Решение об открытии дела о неплатёжеспособности суд должен принять в течение 30 дней со дня принятия заявления и может продлить этот срок не больше чем на 30 дней, и только один раз (и только по веским причинам). О начале дела о неплатёжеспособности должника кредиторов должен проинформировать управляющий процессом о неплатёжеспособности, который обязан отправить им копию вступившего в силу решения об открытии дела о неплатёжеспособности в течение 3 рабочих дней.
Для подачи требований кредиторов (то есть, в деле о неплатёжеспособности они утверждаются не автоматически, а только после того, как кредитор сообщил о своих требованиях назначенному управляющему процессом о неплатёжеспособности и предоставил ему подтверждающие их документы) закон устанавливает 30-дневный срок. К сожалению, он не уделяет внимания способу и средствам отправки решения, а также не акцентирует момент его вручения или получения кредитором – лишь отправку решения (30-дневный срок исчисляется не с момента получения вступившего в силу решения, когда управляющий процессом о неплатёжеспособности отправил его кредитору, а с момента публикации решения суда на сайте надзорной институции). Здесь я вижу несовершенство правового регулирования и запрограммированный спор между кредиторами и управляющий процессом о неплатёжеспособноcти – из-за неполучения копии адресованного им решения кредиторы могут вовремя не сообщить о своих требованиях управляющему процессом о неплатёжеспособноcти.
А что будет, если кредитор пропустит 30-дневный срок подачи своих требований? Есть ли возможность его продлить?
По просьбе управляющего процессом о неплатёжеспособности суд может продлить его, но не больше чем на 14 дней. А если кредитор пропускает установленный законом или продленный судом срок, суд принимает и утверждает требования такого кредитора, только если сочтёт вескими причины несоблюдения срока. Верховный суд Литвы пояснил, что при принятии решения о признании конкретных причин несоблюдения срока, вескими суд должен принять во внимание назначение срока; период несоблюдения срока; обстоятельства, реально помешавшие лицу своевременно воспользоваться своим правом в установленный срок; поведение сторон дела и другие его важные обстоятельства.
Важно то, что двадцать лет назад суды смотрели на важность причин, по котором кредитор пропустил срок подачи требований, достаточно либерально – хватало просто попросить их принять и подтвердить кредиторские требования. В последнее время суды начали не принимать несвоевременно поданные требования кредиторов без подтвержения веских причин несоблюдения срока.
Каковы негативные последствия того, что кредитор лишится права что-то требовать с должника?
Если кредитор не подаст свои требования вовремя, или суд не примет их после завершения срока подачи, он лишится прав на неплатёжеспособного должника (до сих пор обязательства неплатёжеспособного должника заканчивались на общих основаниях после ликвидации юридического лица-должника, в том числе из-за банкротства). Вместе с ними закончатся все акцессорные (производные) обязательства должника (поручительство, гарантия и др.) и будет утрачена возможность в определённых случаях предъявлять требования участникам неплатёжеспособного юридического лица или членам его органов управления. Кроме того, кредитор утратит право признать непогашенные долги безнадёжными и вернуть заплаченный подоходный налог и НДС.
Что бы Вы могли посоветовать перевозчикам, которые столкнулись с неплатёжеспособностью партнёров, включая умышленное банкротство?
Конечно, каждый случай индивидуальный, но вижу общие тенденции. К таким ситуациям надо быть готовым, а когда они случаются – не опускать руки. Нельзя потакать заказчикам и позволять наращивать гору долгов. Предвидеть приближающуюся беду можно, следя за высказываниями в публичном пространстве и на профессиональных форумах, а также анализируя общедоступные бесплатные данные о количестве сотрудников компании и её задолженности перед фондом социального страхования (Sodra), платную информацию коллекторских компаний, взаиморасчёты. Как правило, трудно предсказуемым и болезненным с финансовой точки зрения является банкротство только крупного надёжного заказчика.
Когда в отношении должника возбуждено дело о банкротстве, многим кажется, что это уже конец. Я бы сказал, наоборот. Банкротство – это только начало реакционной работы кредитора. Только тогда открывается доступ к документам должника, истории его деятельности, и соответственно появляется возможность выяснить причины его неплатёжеспособности. Иными словами, начинается интенсивная работа: подтверждаем кредиторское требование и становимся полноправными кредиторами в процессе о неплатёжеспособности; поддерживаем связь с управляющим процесса о неплатёжеспособности – получаем и анализируем его отчёты, запрашиваем дополнительную информацию, не забываем его проконтролировать (следим, как он оспаривает сделки и требует возмещения нанесённого юридическому лицу ущерба); если собранная информация и документы дают основание, просим суд объявить банкротство умышленным. Суд, признавший банкротство умышленным, в том же решении определяет лицо, действие или бездействие которого явилось причиной умышленного банкротства. И тогда требуем привлечь к ответственности этого человека.
Резюмируя
Следует отметить, что дела о реструктуризации транспортных компаний в Литве – редкое явление, и трудно сказать, почему до последнего момента этот юридический инструмент спасения практически не использовался. Возможно, нынешние нововведения закона о неплатёжеспособности заставят чаще выбирать этот может и не лёгкий, но спасительный для бизнеса путь. На мой взгляд, ЗНЮЛ даёт честным должникам больше возможностей для преодоления финансовых трудностей и сохранения жизнеспособности. Даже если в отношении юридического лица начато дело о банкротстве, оно из этого процесса может выйти на реструктуризацию. Это совершенно новое положение правового регулирования и одновременно возможность для должника и кредиторов.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.